Хомулина Наталья
Формирование фонематического восприятия и пути его развития у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Значительное количество речевых нарушений оказываются связанными с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного восприятия фонем делает невозможным их правильное произношение, не дает возможности детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем речи, тормозя, таким образом, развитие связной речи в целом.
Публикация «Формирование фонематического восприятия и пути его развития у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Исследование логопедов Р. И. Лалаевой, Д. И. Орловой и В. В. Воронковой доказывают, что без умения чётко дифференцировать на слух фонемы родного языка нельзя овладеть навыками звукового анализа и синтеза, а это делает невозможным и полноценное усвоение грамоты.
Это означает, что устранение тяжелых дефектов речи невозможно без специальной коррекции фонематического восприятия.
Диагностика показала, что на начало учебного года уровень развития, фонематического восприятия (по всем критериям) у детей низкий.
Поставив перед собой цель – повысить уровень развития фонематического восприятия у детей, были определены следующие задачи:
1. Создать условия для своевременного обследования и коррекции фонематического восприятия.
2. Осуществить комплексное обследование фонематического недоразвития.
3. Определить этапы коррекционной работы по развитию фонематического восприятия и осуществить их реализацию.
Осуществляя коррекционную работу по вопросу формирования фонематического восприятия у детей д/в, пришла к выводу, что лишь в сотрудничестве с воспитателем, педагогом-психологом, муз. руководителем можно достичь высоких результатов. Причем связь с другими педагогами должна осуществляться как на ранних этапах коррекционной работы, так и на всем её протяжении.
Работа по развитию у детей способности дифференцировать фонемы условно делится на пять этапов:
I этап – узнавание и различение неречевых звуков.
II этап – различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру.
III этап – различение слов, близких по звуковому составу.
IV этап – различение слогов по сходным звукам.
V этап – готовность ребенка к звуковому анализу.
На I этапе в процессе специальных игр и упражнений развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Детям предлагаются следующие игры: послушать звуки за окном, определить, какой музыкальный инструмент звучит, воспроизведение заданного ритмического рисунка и т. д.
На протяжении II этапа детей учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.
Очень интересным упражнением на этом этапе является изменение характера тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука, звуковых комплексов, что было продемонстрировано вам музыкальным руководителем.
На III этапе создаются условия для развития у детей способности различать слова, близкие по звуковому составу.
IV этап коррекционной работы направлен на дифференциацию слогов. Это:
воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога; воспроизведение слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными, затем с общими гласными и разными согласными звуками; а также
воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по глухости-звонкости, по твердости-мягкости.
На V этапе. Работа по формированию у детей навыков элементарного звукового анализа начинается с определения количества слогов в слове, затем проводится анализ гласных, далее согласных звуков. В завершении работы на этом этапе проводятся игры-сказки, подобные той, которую вы сегодня увидели.
Ее целью было: формирование у детей навыков звуко-буквенного анализа слов, посредством игровых технологий.
Задачи:
1. Формировать навыки фонематического восприятия через систематизацию знаний детей о гласных и согласных звуках
2. Формировать мотивацию учебно-игровой деятельности, опираясь на самоконтроль за поведением и речью.
3. Развивать эмоционально-волевую сферу способность, сосредотачивать внимание на выполнении действий.
4. Воспитывать активность, самостоятельность, умение работать в коллективе.
Диагностика уровня развития фонематического восприятия на конец учебного года по тем же критериям показала, каких результатов мы смогли достичь, используя ранее перечисленные методы и приёмы коррекционной работы.
Предложенная система работы, которая включает в себя своевременное выявление недостатков фонематического восприятия и планомерное их устранение, существенно поможет ребёнку овладеть умением контролировать своё произношение и исправлять его, сравнивая речь окружающих с собственной. А это, в свою очередь, позволит ребёнку избежать отклонений в овладении чтением и письмом и предупредить, тем самым, вторичное отставание в умственном развитии.