Формирование грамматического строя речи дошкольников. Конспект НОД в старшей группе «Насекомые»

Ольга Моргунова
Формирование грамматического строя речи дошкольников. Конспект НОД в старшей группе «Насекомые»

Конспект НОД по формированию грамматического строя речи по теме «Насекомые» в старшей группе

Цель: формирование грамматического строя речи

Задачи:

- учить составлять сложные предложений со знанием противопоставления;

- формировать навык употребления слов с увеличительными и уменьшительными оттенками;

- усвоение предлогов и словаря по теме;

- суффиксальное словообразование;

- обучение пересказу.

Ход занятия:

Воспитатель читает стихотворение Е. Серовой «Великан»:

Я шагаю по лужайке –

Великан в трусах и в майке,

Сверху ясно мне видна

Вся зелёная страна.

Вот улитка – добрый гномик –

На себе таскает домик.

Вот квартирка для жука –

Дырка старого пенька.

Вот стоит высотный дом –

Муравьи хлопочут в нём.

Вот цветок ромашки –

В нём живут букашки.

Эта милая страна

Вся кругом заселена!

Если я, великан,

Захочу,

Как лихой ураган,

Налечу!

Все дома я могу

Разломать!

Всех жильцов на лугу

Растоптать!

Если я захочу…

Только я не хочу.

Я –

Добрый великан.

Ребята, вам понравилось стихотворение? А что это за зелёная страна такая? Кто жители этой страны? А о ком ещё говорится в этом стихотворении? (выслушиваем ответы детей)

Почему автор называет великана добрым? А почему нельзя обижать насекомых? Какую пользу они оказывают природе? (выслушиваем ответы детей)

Ребята, а вы любите наблюдать во время прогулки за насекомыми? Каких вы знаете насекомых? (выслушиваем ответы детей)

Давайте, мы с вами узнаем, кто из насекомых как передвигается. Я вам буду говорить про движения одного насекомого, а вы мне – про другого.

Игра: «Кто как передвигается?»

Муравей ползёт, а бабочка …

Бабочка порхает, а муха …

Гусеница ползает, а кузнечик …

Бабочка порхает, а улитка …

Жук ползает, а стрекоза …

Оса летает, а червяк …

Улитка ползает, а стрекоза …

Паук ползает, а пчела …

Оса летает, а червяк …

Кузнечик прыгает, а комар …

Таракан ползает, а стрекоза …

Так кто летает? … Порхает? … Ползает? … Прыгает? …

Ребята, вот в стихотворении автор назвал ребёнка великаном. А ведь бывают ещё и взрослые люди (которые для насекомых кажутся великанищами). Давайте подумаем, как же тогда можно будет назвать взрослого насекомого? А совсем маленького?

Упражнение «Насекомые – великаны и малявочки»

Это не паук, а паучище… паучок

Это не жук, а жучище… жучок

Это не муравей, а муравьище… муравьишка

Это не комар, а комарище… комарик

Это не червяк, а червячище… червячок

Это не шмель, а шмелище… шмелёнок

Это не клоп, а клопище… клопик

Это не таракан, а тараканище… тараканчик

Как вы хорошо разбираетесь! А вот один начинающий автор решил написать рассказ про насекомых, и, по-моему, всё там напутал. Поможем ему исправить ошибку? Я вам буду читать, что написал этот автор, а вы мне говорите правильно всё предложение.

Упражнение «Исправь ошибку»

Рядом с цветком жил огромный жучок.

Возле пенька отдыхал маленький червячище.

Под кустом играл в прятки мелкий тараканище.

Около ветки летал громадный комарик.

Под листом уснул малюсенький комарище.

Возле муравейника бегал небольшой муравьище.

Какие же вы молодцы! Теперь с вашей помощью незадачливый писатель напишет интересный рассказ про жизнь насекомых.

Физкультминутка:

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зелёным лугом (идем по кругу).

Крылья пёстрые мелькают,

В поле бабочки порхают (руки в сторону, машем ими).

Раз, два, три, четыре,

Полетели, закружились (разбежались, кружась).

Поднимайте плечики (спина прямая, руки на поясе,

Прыгайте, кузнечики! (прыжки из положения сидя)

Прыг-скок, прыг-скок!

Сели, травушку покушали (имитация еды,

Тишину послушали (замерли, прислушиваясь).

Выше, выше, высоко!

Прыгай на носках легко! (прыжки из положения стоя)

Мы божьи коровки (прыжки не высоко) -

Быстрые и ловкие (бег на месте!

По травке сочной мы ползем (волнообразные движения руками,

А после в лес гулять пойдем (идем по кругу).

В лесу черника (тянемся вверх) и грибы (приседаем…

Устали ноги от ходьбы (наклоны!

И кушать мы давно хотим (гладим животик…

Домой скорее полетим («летим» нас свои места!

Молодцы, ребята!

Ребята, все насекомые разного цвета. Давайте мы назовём их цвета, но только сделаем это ласково.

Игра: «Назови ласково»

Бабочка жёлтень…

Муравей чернень.

Божья коровка краснень…

Кузнечик зелёнень…

Бабочка белень…

Комар серень…

Жук синень…

Оса полосатень…

Молодцы! А скажите мне, где живут насекомые? (выслушиваем ответы детей)

Упражнение «Какие бывают леса?»

Если в роще растут берёзы, то как называется эта роща? – берёзовая

Если в роще растут дубы, то как называется эта роща? – дубовая (дубрава)

Если в роще растут осины, то как называется эта роща? – осиновая

Если в роще растут ивы, то как называется эта роща? – ивовая

Если в роще растут клёны, то как называется эта роща? – кленовая

Если в лесу растут дубы и осины, то какой это лес? – Лиственный лес.

Если в лесу растут сосны и ели, то какой это лес? – Хвойный лес.

Если в лесу растут ели, берёзы и дубы, то это какой лес? – Смешанный лес.

Молодцы! А сейчас я вам расскажу, почему сороконожка босиком ходит.

Воспитатель читает рассказ «Сороконожка»:

Жила-была Сороконожка. Собралась она в гости. Выглянула в окошко. А на улице дождь идёт. Стала Сороконожка надевать галоши. Пока сорок ножек обула, засветило солнышко.

Стала Сороконожка галоши снимать. Пока всё сняла, пошёл снег.

Решила Сороконожка валенки надеть. Пока сорок ножек обула, зима кончилась.

С тех пор Сороконожка босиком ходит.

Понравился вам рассказ? Куда собралась Сороконожка? Что она стала делать? Что потом произошло в рассказе? (выслушиваем ответы детей)

А кто нам хочет сам рассказать эту историю про Сороконожку? (воспитатель даёт возможность 2-3 детям пересказать рассказ)

- Ребята, вам понравилась наша сегодняшняя беседа?

- О чём и о ком мы сегодня разговаривали? (о насекомых, о разных видах леса)

- Кому и как мы сегодня помогли? (Начинающему писателю)

- А что вам понравилось больше всего?

Публикации по теме:

Формирование грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня.Формирование грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня. МКУ Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Мариинского муниципального района МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ.

Индивидуальный план коррекционной работы на учебный год Индивидуальный план коррекционной работы ФИО ребенка___ на ___ учебный годЗадачи:Вызвать интерес к.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • Насекомые и пауки
  • Насекомые и пауки
Автор публикации:
Формирование грамматического строя речи дошкольников. Конспект НОД в старшей группе «Насекомые»
Опубликовано: 11 мая 2014 в 17:02
+38Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 36.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект НОД во второй младшей группе «Ёжики в осеннем лесу» (коллективная работа)
Как же прекрасна осень! Каждый раз это время года представляется в совершенно новом цвете. Несмотря на то, что вся природа снижает свою активность и...
Городецкая роспись
Декоративное рисование, развитие детского творчества. Знакомство с Городецкой росписью. Рассматривание альбома, изделий, беседы. - Продолжать...
Сценарий досуга «Музыкальные загадки». Встреча с музыкой композитора В. Шаинского
Дети старших групп входят в зал под музыкальное сопровождение « Если с другом вышел в путь» ( сл. М Танича) Ведущий- Ребята, сегодня на нашей...
Отчет о конкурсе «Мы за мир, мы против терроризма»
Терроризм в наши дни стал общественно-политической проблемой номер один, поскольку его масштабы приобрели по истине глобальное значение, Россия в борьбе с...
Конспект занятия по окружающему миру в средней группе «Домашние животные»
Цель: выявление, обогащение и закрепление знаний детей о домашних животных. Задачи: - систематизировать знания детей о домашних животных. - расширить и...