МААМ-картинки

Формирование композиционных умений в сюжетном рисовании у детей старшего дошкольного возраста

Ольга Чиданова
Формирование композиционных умений в сюжетном рисовании у детей старшего дошкольного возраста

(СЛАЙД 1)

Тема выпускной квалификационной работы «ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОЗИЦИОННЫХ УМЕНИЙ В СЮЖЕТНОМ РИСОВАНИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

(СЛАЙД 2)

Тема выпускной квалификационной работы актуальна. С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, область художественно-эстетического развития предполагает «… реализацию самостоятельной творческой деятельности, развитие творческих способностей».

Публикация «Формирование композиционных умений в сюжетном рисовании у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В разделе «Изобразительная деятельность» примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией педагога-психолога Николая Евгеньевича Вераксы, и педагогов Тамары Васильевны Комаровой и Марины Александровны Васильевой говорится: «…формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов (неваляшки гуляют, деревья на нашем участке зимой, цыплята гуляют по травке) и добавляя к ним другие (солнышко, падающий снег и т. д.). Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира. В процессе восприятия предметов и явлений развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже, установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение. Учить передавать в изображении не только основные свойства предметов (форма, величина, цвет, но и характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга. …Учить детей создавать сюжетные композиции на темы окружающей жизни и на темы литературных произведений … Развивать композиционные умения, учить располагать изображения на полосе внизу листа, по всему листу. Обращать внимание детей на соотношение по величине разных предметов в сюжете (дома большие, деревья высокие и низкие; люди меньше домов, но больше растущих на лугу цветов). Учить располагать на рисунке предметы так, чтобы они загораживали друг друга (растущие перед домом деревья и частично его загораживающие и т. п.)

Так же данная тема связана с моей профессией, конкретно с обучением, где я должна не только научить детей правильно рисовать художественный образ, но и развить композиционные умения у детей. Так как у меня возникли трудности по обучению детей рисованию композиционных умений в сюжетном рисовании и я сама всегда интересовалась этой темой, я решила разобраться в ней подробно.

(СЛАЙД 3)

Для изучения темы исследования было подобрано и изучено более 20 источников (32 источника). Основной материал по решению проблемы темы исследования получен у известных педагогов и психологов: Натальи Алексеевны Ветлугиной, Льва Семёновича Выготского, Ирины Александровны Лыковой, Леонида Абрамовича Венглера. Известные педагоги Тамара Семёновна Комарова, Ирина Александровна Карпова в своих рекомендациях рассматривают методы и приёмы ознакомления и формирования с композиционными умениями в рисовании. Разобраться с терминологией помогли словари по эстетике и искусству авторов Дмитрия Николаевича Ушакова, Елены Александровны Лобановой и педагогические словари Виктора Николаевича Наумчик и другие. Современное состояние вопроса изучаемой темы рассмотрено у известных педагогов-методистов Тамары Семёновны Комаровой, Галины Григорьевны Григорьевой и других.

На Основании изученной литературы была составлена следующая логика, которая представлена на слайде.

(СЛАЙД 4)

Цель исследования: изучение теоретических основ формирования композиционных умений и на практике разработать и провести занятия по сюжетному рисованию у детей старшего дошкольного возраста

(СЛАЙД 5)

Для написания работы были применены следующие методы педагогического исследования. Из группы эмпирических методов (подгруппа сбор фактов) применён метод изучения и анализ литературы и документов. С помощью этого метода изучалась литература, выбиралась главное и анализировались документы : примерная образовательная программа «От рождения до школы», федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Так же при помощи метода передового педагогического опыта изучены работы методистов, воспитателей; методы анализа, сравнения и обобщения помогли проанализировать и сравнить разные точки зрения.

А интерпретационные методы, в частности структурный, помогли структурировать работу. База исследования Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение поселка Мотыгино детский сад «Ёлочка».

(СЛАЙД 6)

На данном слайде представлено содержание дипломной квалификационной работы. Которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

(СЛАЙД 7)

Выполняя выпускную квалификационную работу я нашла определения понятия композиция. В переводе с латинского языка …. Педагог Татьяна Николаевна Доронова даёт определение, что композиция это… Доктор педагогических наук Наталья Алексеевна Ветлугина говорит, что композиция это…

(СЛАЙД 8)

В первой главе исследования рассматриваются особенности изобразительной деятельности в ДОО: история, значение, роль; характеристика композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста; методы и приёмы формирования композиционных умений в сюжетном рисовании дошкольников.

Ирина Александровна Лыкова, профессиональный художник и педагог – отмечает, что изобразительная деятельность единственная область творчества, где в процессе обучения полная свобода не только допустима, но и необходима. Сюжетное рисование является важным и эффективным средством развития детского творчества. Сюжетное рисование – это рисование по собственному замыслу, на заданную тему, выполнение иллюстраций к прочитанным произведениям. Основная цель сюжетного рисования – научить ребёнка передавать свои впечатления об окружающей действительности.

Проанализируя программу «от рождения до школы» выяснилось, что сюжетное рисование начинается в средней группе. Правда, в младшей группе некоторые темы, предлагаемые для рисования, звучат как сюжетные (колобок катится по дорожке; идёт снег, засыпал всю дорожку, но в них не требуется передача сюжета. На слайде 8 представлены задачи сюжетного рисования в каждой группе.

Из задач обучения сюжетного рисования видно, что воспитатели должны развивать и обучать композиционным умениям детей.

(СЛАЙД 9)

Дошкольный период в формировании композиционных умений является чрезвычайно важным и ответственным. Композиционные поиски представляют наибольшие затруднения для дошкольников в детских работах – интерес к данному рисованию, передача сюжета, расположение на листе, соблюдение пропорций, композиционный центр (цвет, размер, динамика).

(СЛАЙД 10)

Успех обучения композиционным умениям в рисовании зависит от того, какие методы и приёмы использует педагог, чтобы донести до детей определённое содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Методы и приёмы представлены в таблице.

(СЛАЙД 11)

На основе характеристики композиционных умений были установлены уровни развития композиционных умений в сюжетном рисовании. Они представлены в таблице.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности. Поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов (игры, сюрпризного момента, музыки и т. д.).

(СЛАЙД 12)

В практической части выпускной квалификационной работы проводилось исследование по формированию композиционных умений в сюжетном рисовании. Исследование проводилось в детском саду «Ёлочка» в поселке Мотыгино. В исследовании участвовало 6 детей 6-7 лет. Работа включала три этапа.

1. Диагностика начального уровня сформированности композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста.

2. Формирование композиционных умений.

3. Повторная диагностика уровня сформированности композиционных умений и формирование выводов.

Для определения уровней сформированности композиционных умений была проведена диагностика с использованием методик исследования:

- методика российского психолога Владимира Товиевича Кудрявцева «придумай картинку»,

- методика наблюдений за проявлением сформированности композиционных умений.

1. Методика Владимира Кудрявцева «придумай картинку».

Цель методики: выявление уровня сформированности композиционных умений ребёнка в рисовании.

По этой методике ребёнку предлагалось придумать любой сюжет и сделать рисунок. Задание построено таким образом, что оно даёт возможность выявить способности ребёнка к реализации своего замысла средствами композиции.

Материал: лист бумаги А-4, карандаши или фломастеры.

Инструкция к проведению: «Я даю тебе эту бумагу. Подумай внимательно и скажи, что бы ты хотел на нём нарисовать». По перечислении деталей изображения даё тся следующее задания: «Хорошо. Ты можешь по-разному разместить то, что перечислил: солнышко здесь (или здесь, дерево здесь (или здесь). И так далее. Попробуй нарисовать картинку так, чтобы она мне понравилась».

Обработка результатов методики проводилась по авторским критериям: наличие перспективы, ритма изображений, динамики движений персонажей, продуманное расположение на листе, преобразовательный характер творческих решений.

Обработка данных осуществляется по пятибалльной шкале:

1. Низкий уровень (1-2 бала) – отсутствие перспективы, ритма изображений, неприятие задания (не знаю, как рисовать).

2. Средний уровень (3-4 балла) – содержательное выполнение рисунка. Преобладание яркости цвета только положительных героев. В передаче пропорции существует увеличенное или уменьшенное изображение предметов.

3. высокий уровень (5 баллов) – использование в рисунке перспектив, передача реальной окраски предметов, верная передача пропорций предметов, передача движения.

Проведя диагностику по методике Владимира Кудрявцева, мы получили следующие результаты, которые отображены в таблице на слайде.

По результатам видно, что уровень развития композиционных умений в рисовании у большинства детей находится на низком уровне.

(СЛАЙД 13)

Вторая методика: методика наблюдений за проявлением композиционных умений в сюжетном рисовании.

Цель: выявление уровня сформированности композиционных умений ребёнка в рисовании.

Обработка результатов методики проводилась по уровням развития композиционных умений в сюжетном рисовании, отображённых на слайде ранее (11). (Таблица 4).

В результате обследования детей по методике наблюдения были получены следующие результаты, которые представлены на слайде.

По итогам двух методик были сделаны следующие выводы:

- у большинства обследованных старших дошкольников не сформированы композиционные умения в рисовании;

- при решении изобразительных заданий в рисовании дети теряются, не могут выйти за пределы предложенных ситуаций, так как не владеют свободно изобразительными умениями и навыками.

Таким образом, общие итоги диагностики композиционных умений показывают необходимость проведения формирующей работы в этом направлении.

(СЛАЙД 14)

С целью формирования композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста была разработана система занятий по рисованию, которая представлена на слайде.

В неё вошла, согласно ФГОС, система интегрированных занятий, преследуемые разные цели обучения приёмам сюжетного рисования для формирования композиционных умений.

В связи с теоретическим анализом проблемы формирования композиционных умений, были поставлены следующие задачи:

- всестороннее развитие личности ребёнка, развитие любознательности как основы композиционных умений дошкольников;

- формировать композиционные умения через специальные игры, упражнения, приёмы фантазирования;

- поддерживать уверенность детей в своих силах и способностях, создавать условия для их актуализации.

Занятия проводили 1-2 раза в неделю, длительностью 25-30 минут. Структура занятия с испытуемыми могла быть гибкой и изменяться от целей задач, но обязательно включала в себя три части: вводную, основную и заключительную.

Вводная часть – каждое занятие начиналось с организационного момента. Именно здесь создавалось эмоциональное настроение у детей, объяснялся новый материал.

В основной части выполняли задание, а при необходимости помогали советом и проводили индивидуальную работу.

Очень важна заключительная часть, в ней подводили итог занятия, анализировались работы.

(СЛАЙД 15)

На заключительном этапе была проведена повторная диагностика. Для этого было проведено контрольное занятие по сюжетному рисованию «Иллюстрация к сказу Павла Петровича Бажова «Серебряное копытце».

В ходе занятия были использованы такие методы и приё мы как: рассказ, вопросы, показ, объяснение, указание, напоминание, анализ. Также использовалась музыка для лучшего эмоционального настроя.

Выявленные на заключительном этапе особенности влияния занятий по сюжетному рисованию на уровень развития композиционных умений детей доказали их эффективность.

Проведение диагностики по методики Владимира Кудрявцева показало, что полученные результаты стали качественнее и по содержанию и по оригинальности рисунков. Результаты вы видите на слайде.

Из таблицы видно, что уровень развития композиционных умений у всех детей находится после заключительного этапа на высоком и среднем уровне, на низком никто не остался.

(СЛАЙД 16)

Динамику сформированности композиционных умений по методике наблюдения можно увидеть в данной таблице.

(СЛАЙД 17)

Сопоставление результатов начального обследования с данными контрольной диагностики показало, что у детей в процессе формирующей работы, благодаря проведению занятий по сюжетному рисованию, раскрылся творческий потенциал: произошла динамика композиционных умений в сфере рисования.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ хочу сказать, что в процессе опытно-практической работы было установлено, что иллюстрация в совокупности с текстом литературного произведения способна быть сильным эмоциональным стимулом, активно питающим детское творчество.

Проведённое исследование показало, что составленная система занятий по сюжетному рисованию может влиять на уровень развития сформированности композиционных умений детей 6-7 лет, и позволила в целом повысить их уровень. Дети в процессе создания композиций в сюжетном рисовании стали более раскрепощёнными в выборе цветовой гаммы работы, начали смелее трактовать образы, самостоятельно продумывать композицию, смелее использовать разнообразные способы изображения, более свободно фантазировать, создавать новые образы.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек КюизенераФормирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера Актуальность Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Фотоотчёт о дистанционном рисовании «Стрекоза» детей старшего дошкольного возраста ко Дню стрекоз на сайте МAAMФотоотчёт о дистанционном рисовании «Стрекоза» детей старшего дошкольного возраста ко Дню стрекоз на сайте МAAM Лето набирает свои обороты. Светит яркое,тёплое солнышко и от насыщенного, цветущими травами,воздуха,так и тянет на прогулку в лес или на.

Методическая разработка «Формирование у детей старшего дошкольного возраста понятий об ОБЖ» Методическая разработка «Формирование у детей старшего дошкольного возраста понятий об ОБЖ». В дошкольном учреждении старший дошкольный.

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

План заседания ГМО «Формирование исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста» Доброго времени суток всем! Представляю вашему вниманию план установочного заседания ГМО на тему "Формирование исследовательских умений.

Приобретение теоретических знаний и формирование практических умений и навыков по ПДД у детей дошкольного возрастаПриобретение теоретических знаний и формирование практических умений и навыков по ПДД у детей дошкольного возраста Ребенок в большом городе - это ребенок рядом с дорогой. Ему приходится сталкиваться с переходами, мчащимися автомобилями, автобусами и.

Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД»Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД» Проект "Эта опасная дорога" Пояснительная записка. С каждым годом на наших автодорогах появляется все больше и больше автомобилей. Чтобы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование композиционных умений в сюжетном рисовании у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 13 января 2022 в 15:12
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД