Формирование коммуникативной компетенции детей через игровую деятельность

Ковалева Татьяна Александровна
Формирование коммуникативной компетенции детей через игровую деятельность

«Формирование коммуникативной компетенции детей через игровую деятельность»

Готовность к. эффективному коммуникативному взаимодействию человека с людьми в настоящее время является необходимым условием развития личности уже в период дошкольного детства. Умения вступать в контакты с другими людьми, устанавливать взаимоотношения» с ними, регулировать сво поведение во многом определяют в современном обществе будущий социальный статус ребнка.

Так, под коммуникативной компетенцией ряд исследователей

(Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева) понимают определнный уровень развития умений и навыков общаться и устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми.

Коммуникативная компетенция – один из наиболее социально обусловленных видов способностей, которые проявляются в умении воспринимать людей, давать им оценку, добиваться взаимопонимания, оказывать влияние на окружающих, строить сво поведение согласно требованиям, предписаниям и ожиданиям соответствующего поведения, при котором сам человек может быть понят и принят другими. Под коммуникативной компетенцией мы понимаем совокупность индивидуальных качеств личности, способствующих установлению социальных и межличностных взаимосвязей, содержанием которых является взаимное понимание и обмен информацией, основанные на вежливости, тактичности, гуманном отношении к людям.

Практически во всех научных исследованиях указывается на то, что общение – сложный многогранный процесс, выступающий как средство передачи форм культуры, общественного опыта, языка, речи. Дети, включаясь в процесс общения, учатся понимать поведение другого человека по внешней экспрессии (мимика, поза, жесты и т. п., ориентироваться в конфликтных ситуациях, актуализировать и обобщать свой социальный опыт и принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях. В общении ребенку необходимо иметь возможность выразить свои эмоции и чувства словом, образным, емким, точным. При этом воспитание культуры общения дошкольника не должно сводиться только к обучению способам и средствам взаимодействия, также необходимо помнить, что главное – сформировать умения общаться с взрослыми и сверстниками в повседневной жизни. Эти основные различия общения с взрослыми и со сверстниками говорят о том, что взрослый и сверстник способствуют развитию разных сторон личности ребенка. В общении с взрослым ребенок учится говорить и делать «как надо», слушать и понимать других, усваивать новые знания. В общении со сверстником ребенок выражает себя, свои желания, настроения, управляет другим, вступает в разнообразные отношения. Общение дошкольников с окружающими их сверстниками и взрослыми постоянно ставит их перед необходимостью решения разных коммуникативных задач: как поприветствовать, попрощаться, как вести диалог по телефону и т. д.

Таким образом, ведущая роль в формировании коммуникативных качеств личности дошкольника отводится не только взрослому (педагогу, воспитателю, родителю, но и сверстнику, включенному в процесс межличностного взаимодействия. Так как именно общение со сверстниками помогает ребенку самостоятельно использовать речевой этикет (обращение, просьба, приветствие, прощание, поздравление, сочувствие, приглашение, разговор пол телефону и т. п.) в различных жизненных ситуациях. Современное представление о содержании дошкольного образования, соответствующее социальному заказу находит, в. частности, отражение в образовательной области «Коммуникация», направленной в соответствии с ФРТ «на достижение целей, овладения конструктивными способами и средствами - взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач: развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов, устной речи детей лексической стороны, грамматического строя речи; произносительной стороны, речи; связной речи — диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи». Главная установка образовательной области «Коммуникация» - отражена и в планируемых результатах освоения ребнком основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В ней указывается следующее интегративное качество: - «развитие свободного общения с взрослыми и детьми». Нормативно определено, что современный выпускник ДОУ — это ребнок, который «адекватно использует вербальные и невербальные средства общения; владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения с взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации». В изменяющихся условиях педагогу дошкольного образовательного учреждения необходимо ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий. К современным образовательным технологиям Е. В. Михеева относит технологию личностно ориентированного обучения и воспитания, технологию проблемного обучения и воспитания, технологию обучения и воспитания без насилия, технологию эффективной речевой деятельности, технологию диалогового обучения и воспитания, технологию рефлексивного обучения и воспитания.

Нами было предложено использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста следующие технологии: Технология "Образ и мысль". Разработана группой психологов, искусствоведов, педагогов Санкт- Петербурга. Ориентирована на старший дошкольный и младший школьный возраст, основана на психологических теориях когнитивного развития Ж. Пиаже и Л. С. Выготского, а также на теории стадий эстетического развития американского психолога А. Хаузен. Исследование, направленное на оптимизацию образовательного процесса старших дошкольников посредством среды с применением произведений искусства (слайдов, показало, что в такой среде гармонизируется развитие детей, происходит формирование базовых мыслительных и коммуникативных способностей, воспитывается активное познавательное отношение к объектам культуры, удовлетворяется стремление детей к деятельному общению. Данная технология, реализуемая в игровой форме, вносит в образовательный процесс немало специфического. Так дети вовлекаются в "мир культуры", в мир общения (восприятие, самовыражение, убеждения, поведение, этика, риторика, интеллект, коммуникация) В результате применения технологии дети осваивают первичные коммуникативные навыки общения в процессе созидательной творческой деятельности. Социоигровая технология Вячеслава Букатова. Замечательный психолог-исследователь Евгений Евгеньевич Шулешко настойчиво предлагал рассматривать детей на занятиях как хозяев, творцов, способных по своему доброму желанию обогащать друг друга своим трудовым и духовным потенциалом. Для организации такой деятельности использовалась и техника действий, и режиссерский раздел учения о действии —теория взаимодействий. Постепенно оформилось следующее направление артистизм педагогического труда. Задача этого направления заключалась в том, чтобы прояснить и обогатить проблематику педагогического мастерства с помощью разработанной в театре техники действий. При социо-игровом стиле обучения театральная деятельность не сводится к разыгрыванию обычных сценок. На занятии группками детей воплощается все, что угодно. Например, числовой ответ на вопрос о том, сколько предметов нарисовано на картинке, свое число-ответ дети по собственному выбору могут пропеть, и скульптурно изобразить, и выразить — каким-то движением, хлопками и т. п. А все остальные участники становятся зрителями-отгадчиками-судьями. На занятии, проходящем в социо-игровом стиле, сценки легко могут разыгрываться и по поводу нового знакомства с предметами, личного мнения об изучаемом литературном произведении. Подготавливаются и исполняются такие сценки небольшими группками детей без долгих репетиций и особой актерской подготовки. Социо-игровой стиль — это стиль всего обучения, всего занятия, а не одного его какого-то элемента. Это не отдельные вставные номера, это не разминка, отдых или полезный досуг, это — стиль работы педагога и детей, смысл которого — не столько облегчить детям саму работу, сколько позволить им, заинтересовавшись, добровольно и глубоко втянуться в нее. Социоигровая технология обучения является вариантом обучающего и воспитывающего совместного проживания занятия всеми его участниками, включая педагога. Социоигровой стиль обучения ищет способы общения детей с взрослыми, при котором утомительная принудиловка уступает место увлеченности. Итак, коммуникативная деятельность, интегрированная с другими видами детской деятельности, формируется в процессе совместной партнрской деятельности взрослого (педагога) и ребнка, для организации, которой используются педагогические технологии дошкольного развивающего образования. Уровни развития коммуникативных умений ребнка определяют качество его коммуникативной деятельности (свободное общение с взрослыми и другими детьми; использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности; практическое овладение нормами речи).

Литература 1. Андреева А. Д. Особенности игровой мотивации современных дошкольников//Психолог в детском саду, №3/2008. – М., 2008. С. 29- 42.

2. Букатов В. Социоигровая педагогика в детском саду: из опыта работы воспитателей. - М.: Чистые пруды,2006.-32с.

3. Ванюшкина Л. М., Копылов Л. Ю., Соколова А. А. Образ и мысль. Образовательная программа для дошкольных учреждений и начальной школы. — Санкт-Петербург: Комитет по образованию администрации Санкт-Петербурга, 2000

4. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет: Советы психолога. – М.:АРКТИ, 2004. – 160 с.

5. Гармаева Т. Б., Попова Л. В. Развитие у детей пяти – семи лет экспрессивных и кодирующих способностей посредством игровой деятельности//Психолог в детском саду, №4/2008. – М., 2008. С. 22- 40.

6. Трубайчук, Л. В. Компетентностная модель дошкольного образования: коллективная монография / Л. В. Трубайчук [и др. ]. – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2009. –229 с.

7. Смирнова Е. А. Формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста//Воспитатель дошкольного общеобразовательного учреждения, № 1/2008. – М., 2008. С. 58-65.

8. Современные технологии обучения дошкольников/авт. -сост. Е. В. Михеева. - Волгоград: Учитель,2013.-223с

Публикации по теме:

Система работы педагога по развитию речи детей младшего дошкольного возраста через театрализовано-игровую деятельность Дошкольное образование - первый, самый ответственный уровень в системе общего образования. Овладение родным языком является одним из важных.

Формирование социально-коммуникативной компетенции дошкольников в инновационной развивающей предметно-пространственной среде Введение ФГОС ДО изменило требования к организации образовательного процесса в дошкольной организации, который стал ориентирован не только.

Консультация «Обогащение речи детей в игровой деятельности» Язык возникает из потребности человека в общении с другими людьми. А потому включение ребенка в социальную среду является одним из основных.

Консультация «Социально-коммуникативное развитие детей в игровой деятельности» Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях.

Коррекеция тревожности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность Коррекционную работу с тревожными детьми целесообразно проводить в трех основных направлениях: во-первых, по повышению самооценки ребенка;.

Гендерное воспитание через театрально-игровую деятельность Слайд№ Малыши В наше время стали производить кукол мальчиков и девочек и когда у нас в группе появились пупсы дети спросили: «А это кто.

Опыт работы «Развитие математических способностей дошкольников через игровую деятельность» 2.0 Развитие математических способностей дошкольников через игровую деятельность 2.1 Опыт работы Работу по развитию у детей элементарных.

Социально-коммуникативное развитие детей через игровую деятельность СЛАЙД №1 Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных.

Проект «Развитие логического мышления через игровую деятельность у дошкольников» Тема педагогического проекта Развитие логического мышления через игровую деятельность у дошкольников Воспитатель МАДОУ Детский сад №21 "Золотая.

Социально-нравственное воспитание детей в игровой деятельности Игру принято называть «спутником детства». У детей дошкольного возраста она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Лето
Автор публикации:
Формирование коммуникативной компетенции детей через игровую деятельность
Опубликовано: 24 марта 2016 в 11:12
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий мероприятия «30 сентября — День Интернета в России»
«Какие величайшие открытия совершил человек за период своего существования, изменившие ход развития цивилизации? » 1. Добыл огонь, после чего стал...
Игровые методы и приемы как средство развития элементарных математических...
Антонова Ольга Аркадьевна Консультация на тему: Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей...
Конспект спортивного праздника по ПДД в форме совместной НОД с детьми и родителями...
Конспект спортивного праздника совмесной НОД с детьми и родителями по ПДД «Город аварий» ( II младшая группа) Цель: Закрепить знания детей о правилах...
Фотоотчет «Экскурсия в библиотеку»
Что такое библиотека? Как донести это понятие для детей дошкольного возраста? Библиотека это удивительный мир книг , где можно найти любую книгу, а...
Долгосрочный проект «Родной свой край люби и знай» (средняя группа)
Долгосрочный проект « Родной свой край - люби и знай» ( средняя группа «Божьи коровки») Подготовила: Воспитатель: Пермякова А. И. 2018г....