Получи документы

Формирование математических представлений у дошкольников с нарушением слуха

Ольга Харламова
Формирование математических представлений у дошкольников с нарушением слуха

ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

«Математика важна для развития ребенка.

Она задает стандарты правильного,

рационального мышления на всю жизнь,

дает огромный толчок для умственного развития»

А. М. Леушина

Публикация «Формирование математических представлений у дошкольников с нарушением слуха» размещена в разделах

Работа по формированию у дошкольников математических представлений таких как множество и число, величина, форма, время и пространство – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Как бы ни были малы знания в области математики, которые приобретают дети до школы, они должны усложняться постепенно, с учетом того, что можно и необходимо дать именно на данном этапе развития ребенка.

С математическими характеристиками окружающего ребенок знакомится с раннего возраста. Каждый объект окружающего мира, с которым встречается дошкольник, характеризуется цветом, формой, величиной, расположением в пространстве, изменениями во времени — признаками, которые позволяют ему познать мир вокруг себя. Везде есть счет, числительные, названия величин. Познавая мир, ребенок выполняет различные действия, в результате которых различает свойства и отношения предметов и явлений, количество, величину, форму, пространство, время, формируя элементарные математические представления.

Дошкольники с нарушением слуха имеют особенности в развитии восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. В становлении всех мыслительных операций у детей с нарушениями слуха наблюдаются трудности. Преодоление указанных особенностей необходимо не только для формирования элементарных математических представлений, но и для социального развития каждого ребенка.

Формирование математических представлений детей с нарушением слуха имеет свои особенности и зависит от доступности предлагаемого детям материала, направленного на усвоение общественного опыта, и от созревания органической основы, создающей, с одной стороны, необходимые предпосылки для математического развития, а с другой стороны, меняющейся под влиянием деятельности. Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, предлагаю комплексы игр направленных на развитие представлений о количестве, форме, величине, пространственном расположении из книги «Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей». / Под ред. Л. А. Головчиц.

Игры направленные на развитие представлений о количестве и навыков сче

та. [/b]

[b]1. Игра «Парочки»[/b]

Цель: формировать счетные умения. Развивать внимание.

Ход игры: детям раздают по 6 карточек с разным количеством предметов. Жетоны лежат картинкой вниз. Первый игрок берет жетон и сравнивает количество предметов на жетоне со своей карточкой. Если у ребенка совпало количество определенных предметов с жетоном, то он оставляет жетон себе, закрывает им карточку. При этом ребенок объясняет, почему он оставляет жетон себе. Выигрывает тот, кто быстрее закроет свою карточку.

2. Игра «Половинка к половинке»

Цель: закреплять счетные умения, продолжать учить соотносить два множества по количеству предметов.

Ход игры: рассмотреть карточки, разрезанные на 2 части, посчитать количество предметов на них. Предложить детям соединить части карточки так, чтобы слева и справа было одинаковое количество предметов, объяснить свой выбор.

3. Игра «Угости белочек грибами».

Цель: формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе счета, устанавливать равенство и неравенство двух множеств.

Ход игры: К детям в гости пришли белочки. Давайте угостим их грибами. Каждой белочке надо дать по грибу. Белочек раскладывайте правой рукой слева направо, между ними оставляйте окошки. Всем белочкам хватило грибов? Сколько белочек? Сколько грибов? Что надо сделать, чтобы их стало поровну? Предлагаю уравнять двумя способами: путем добавления и убавления. Поровну ли белочек и грибов? Как еще можно сказать? Белочкам очень понравилось с вами играть.

Игры направленные на развитие восприятия велич

ины[/b]

1. Игра «Три медведя»

Цель: учить выделять величину предмета, соотносить предметы по величине.

Оборудование: три игрушечных медведя разной величины, три кровати, по три тарелки, чашки, стула соответствующей величины.

Речевой материал: мишка, большой, поменьше, маленький стул, кровать, тарелка, чашка, ложка, сядь, ешь, ложись.

Ход игры:

Перед детьми появляются три медведя: «Тук-тук. Kто там? Вот Мишка. Мишка большой. Мишка - папа», «Тук-тук. Кто там? Вот Мишка. Поменьше. Мишка - мама», «Тук-тук. Кто там? Вот Мишка. Мишка маленький». Затем педагог предлагает детям рассадить медведей на стулья, обращая их внимание на соотношение величин: «Мишка, сядь! Мишка большой. Стул маленький. Мишка упал. Не верно. Вот большой стул. Мишка маленький - стул маленький».

Затем дети самостоятельно расставляют тарелки, раскладывают ложки («Кому большую тарелку, большую ложку?», укладывают медведей спать.

2. Игра «Домик для зайки»

Цель: учить детей ориентироваться в игре на величину предметов.

Оборудование: домики разной величины, в дверном проеме которых изображены зайчики, прямоугольники-двери разной величины и цвета.

Речевой материал: спрячь зайчиков, дверь, большой, маленький, верно, не верно, названия цветов.

Ход игры

Педагог раздает детям домики: «спрячьте зайчиков». Дети должны подобрать «двери» для каждого домика, ориентируясь только на величину (домик и дверь могут быть разного цвета).

3. Игра «Флажки»

Цель: формировать зрительную ориентировку на величину без учета других свойств предмета, а также с учетом всех свойств предмета (по памяти).

Оборудование: флажки разного цвета, формы, величины (по три квадратных, прямоугольных, треугольных флажка трех цветов и трех величин) для каждого ребенка и демонстрационный набор у педагога, три стаканчика, ширма.

Речевой материал: какой по форме, цвету? Названия формы флажков (треугольник, квадрат, прямоугольник, величины (большой, меньше, маленький, одинаковые, верно, не верно, такой, не такой.

Ход игры

1-й вариант. Педагог вместе с детьми рассматривает флажки, обращает их внимание на то, что флажки отличаются друг от друга по величине, затем выставляет три стаканчика и ставит в каждый по флажку-эталону, после чего дети самостоятельно расставляют свои флажки. Когда все флажки будут расставлены, педагог вместе с детьми уточняет принцип классификации: «Какой величины? Тут большие. Тут поменьше. Тут маленькие. Одинаковые. Верно, не верно».

2-й вариант. Педагог ставит в стаканчик один флажок и закрывает его ширмой, а после отсрочки предлагает детям найти такой же (ориентировка на форму, величину и цвет предмета): «такой, не такой, верно, не верно».

4. Игра «Запомни и найди»

Цель: учить удерживать в представлении и мысленно соотносить между собой величины разных предметов, осуществлять выбор по представлению.

Оборудование: карты лото с изображением четырех-шести предметов разной величины по две на ребенка (один тот же предмет может быть изображен несколько раз, но рядом, маленькие карточки с изображением всех предметов, чистые листы плотной бумаги.

Речевой материал: названия изображенных предметов, запомни, найди, у кого такой? Одинаковые, такой не такой.

Ход игры

Педагог раздает детям по одному листу лото и по листу чистой бумаги, дети рассматривают картинки, по возможности называют, после чего все карты закрываются чистыми листами

Педагог поднимает одну маленькую карточку и показывает детям изображенный предмет, не называя его. Затем кладет ее на стол тыльной стороной вверх и спрашивает: «У кого такая?» (можно после отсрочки). Дети открывают свои карточки и ищут нужное изображение, затем педагог показывает свою карточку и проверяет правильность выбора детей. Он обращает их внимание на величину: «верно, неверно, одинаковые, большая, маленькая".

5. Игра «Длинное – короткое»

Цели: формирование у детей восприятия различных качеств величины, в данном случае длины, совершенствование навыков сравнения путем наложения.

Оборудование: разные по длине капроновые и атласные ленты разных цветов, картонные полоски, игрушки.

Речевой материал: лента, полоска, названия основных цветов, ищи, длинная, короткая, какая по длине? сравни скажи, где короче? Длиннее? названия игрушек, используемых в игре.

Ход игры

У детей на столах набор дидактического материала (смотри оборудование). Перед педагогом также набор дидактического материала. Педагог рассказывает, что игрушки - мишка (толстый) и кукла (худая) - пришли в гости, предлагает детям подарить кукле и мишке ленты и подзывает двух детей, дает им ленты, свернутые в трубочки: одному - короткую (поясок для куклы, другому - длинную (поясок для мишки). Педагог предлагает-«Поменяйте ленты». Поменять нельзя - на мишке пояс куклы не завязывается, не сходится, а мишкин пояс можно несколько раз обернуть вокруг куклы. Педагог предлагает снять пояски, положить на стол и рассмотреть. «Посмотрите!» Кладет сначала рядом, а затем накладывает друг на друга, объясняет: «Эта лента длинная. Эта короткая». Важно указать детям, что измерение начинается от одной точки, например, края стола. После этого педагог показывает детям две картонные полоски (их длина такая же, как и у ленточек) - длинную и короткую. Детям поручается сравнить полоски с лентами путем накладывания и сказать, какая полоска длинная, а какая - короткая. «Сравни. Где длинная полоска, где короткая? «(Дети могут подкладывать таблички). После того как дети усвоили разницу в длине, педагог дает поручение: «Принеси синюю ленту, такую же, как эта полоска» и др. Ребенок должен сначала на зрительной основе выбрать нужную, по его мнению, ленточку и только после этого наложить эту ленту на полоску для подтверждения правильности выбора. Педагог проверяет выбор. Дети называют выбранную ленту - длинная или короткая. Педагог вводит вопрос: «Какая по длине?» Сначала отвечает сам - «длинная (короткая)». Затем дети отвечают на вопрос (с помощью табличек и устно).

6. Игра «Высокое – низкое»

Цели: формирование у детей восприятия величины - высота, совершенствование навыков сравнения.

Оборудование: картонные елочки, таблички.

Речевой материал: какая по высоте? Названия игрушек или их изображений: елка, высокая, низкая, самая высокая, самая низкая, ниже, выше, сравни.

Ход игры

Игра проводится по аналогии с играми «Длинное - короткое» и «Широкое - узкое». Педагог предлагает детям сравнить сначала резко отличные по высоте елочки, говорит, что одна высокая, другая низкая. Могут вводится полоски. Также даются поручения.

Усложнения:

- сравнивается по величине (высоте) большее количество елочек;

- сравниваются различные предметы (домик и елка, кукла и собака и т. п.);

- дается превосходная и сравнительная степень прилагательных.

Игры направленные на развитие восприятия пространственных отношен

ий [/b]

1. Игра «Зарядка»

Цель: учить детей осознавать свое положение в пространстве, ориентироваться в схеме.

Оборудование: карточки со схематичным изображением человечков в разных статичных позах (демонстрационные раздаточные для каждого ребенка, таблички.

Речевой материал: делай так, покажи такую картинку, правильно, неправильно.

Ход игры

Педагог предъявляет карточку с человечком-схемой, дети находят в своем наборе парную (можно ввести отсрочку); «покажите такую картинку». Затем педагог, предлагая карточку-образец, просит детей воспроизвести позу: «Делайте так» (в качестве усложнения вводится отсрочка в воспроизведении).

2. Игра «Шарик и кубик»

Цель: учить детей воспринимать пространственные отношения по вертикали (внизу-наверху, по горизонтали.

Оборудование: шарики и кубики для каждого ребенка и демонстрационные карточки с различными изображениями геометрических фигур относительно друг друга, круг и квадрат, таблички.

Речевой материал: что это? Кубик, шарик, круг, квадрат. Похожи, делай так, внизу, наверху

Ход игры

У детей шарики и кубики: «Что это? Кубик. Шарик», затем дети соотносят объемные фигуры с их изображениями на плоскости. Педагог предъявляет одну из карточек с изображением квадрата и круга и предлагает расположить кубик и шарик самостоятельно: «Делайте так».

3. Игра «Комната»

Цель: учить понимать план-схему. Закреплять ориентировку в пространстве помещений.

Оборудование: мебель (игрушки, план-схема, комната (коробка с обозначенными окнами и дверью, таблички.

Речевой материал: комната, названия мебели, мебель, кукла, такой - не такой, поставь.

Ход игры

Педагог предлагает детям расставить мебель в «комнате» по плану. Сначала дети соотносят предметы мебели с их изображениями на плане (такой, не такой, стол, стул, кровать, диван, шкаф, а затем расставляют мебель в соответствии с планом. Затем педагог предлагает кукле поиграть: он берет фишку, бросает ее, в зависимости от перемещения фишки передвигается кукла. Затем педагог перемещает только фишку, а куклу перемещают дети.

4. Игра «Что там? Кто там?»

Цель: учить детей воспринимать пространственные отношения:

- по вертикали - внизу, вверху;

- по горизонтали - слева, справа, там, тут, рядом (около).

Оборудование: предметы или игрушки, лист бумаги с изображенными на них предметами или игрушками, таблички.

Речевой материал: посмотри что там, кто там, тут, слева, справа, рядом, около, названия игрушек или предметов, названия предметов, изображенных на картинках, похожи так же.

Ход игры

Педагог расставляет перед детьми игрушки, кладет лист бумаги. Берет игрушки, например дом, ставят на лист бумаги и говорит, демонстрируя табличку; «Дом справа». Потом берет другую игрушку, ставит слева и говорит: «Мишка, слева», показывает и дает табличку. Таким же образом в следующий раз объясняет расположение других игрушек: внизу, вверху, там, тут, рядом (около). Затем педагог предлагает Детям выполнять поручения: «Положи рыбу слева, кошку справа. Где кошка? Что там? Кто слева?» и т. п.

Усложнения:

- сначала действия проводятся с реальными предметами или игрушками, затем педагог выкладывает предметы, а дети картинки;

- детям предъявляется план-схема расположения предметов, они выкладывают у себя соответствующим образом картинки;

5. Игра «Найди игрушку»

Цель: учить детей ориентироваться по плану в групповой комнате.

Оборудование: фланелеграф, вырезанные из картона один большой и восемь маленьких прямоугольников, шестнадцать маленьких квадратиков, обозначающих стол педагога, столики и стульчики детей; волчок или другая игрушка, которую прячут; маленький кружок красного цвета, с помощью которого на плане отмечается, куда спрятана игрушка.

Речевой материал: посмотри, тут, там, слева, справа под, ищи, сравни, где? названия игрушек, используемых в игре.

Ход игры. На фланелеграфе педагог при участии детей делает план комнаты: сначала он отмечает на плане расположение окон и дверей, затем помещает большой прямоугольник - стол педагога, далее - маленькие прямоугольники и квадратики - детские стульчики и столики. При этом называются имена детей, сидящих за каждым столиком.

Такое поэлементное составление плана облегчает ориентировку детей в одинаковых объектах, которыми являют детские столики.

Далее один из детей выходит из комнаты, а педагог вместе с остальными ребятами прячет игрушку, заранее условленную, делая отметку на плане красным кружком. Пользуясь этой отметкой, водящий отыскивает игрушку. Водящими по очереди становятся все дети. Педагог следит за выполнением, помогает при затруднениях, обращает внимание ребенка на окружающую обстановку и план.

6. Игра «Что внизу, что наверху»

Цель: учить детей ориентироваться в пространстве листа бумаги.

Оборудование: листы бумаги с картинками, расположенными внизу и наверху, таблички, белые пустые карточки, по размеру закрывающие изображенные на листах картинки.

Вечевой материал: наверху, внизу, названия предметов, игрушек, изображенных на картинках, закрой, кто первый, вы выиграли, молодцы.

Ход игры

Педагог раздает детям по одному-два листа с картинками (в дальнейшем можно увеличить количество листов с картинками, а также белые пустые карточки. Себе берет для образца лист с картинками, объясняет. «Тут наверху кукла, а внизу мяч». «Где кукла? Где мяч? «Педагог дает таблички «вверху» и «внизу». Затем поднимает табличку «вверху елка» и прочитав ее, накрывает соответствующую картинку на листе белой карточкой. Затем задания даются детям устно и на табличках. Дети внимательно слушают, смотрят на таблички, узнав свою картинку, накрывают ее белой карточкой и говорят: «У меня вверху машина (машина вверху)» и т. п.

Выигрывает тот, кто первым закроет свои картинки белыми карточками.

Игры, направленные на развитие восприятия фор

мы [/b]

1. Игра «Почтовый ящик»

Цель: различать форму на ощупь, соотносить плоскостную и объемную формы; учить при тактильном восприятии пользоваться методом проб.

Оборудование: почтовый ящик - коробка с различным количеством прорезей (от двух до десяти) различной конфигурации (круг, квадрат, прямоугольник, овал, полукруг треугольник, шестигранник, трапеция, звезда и т. п., объемные фигурки, которые проталкиваются в отверстие, ширм или экран.

Речевой материал: возьми, круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник, протолкни, такой - не такой.

Ход игры

Педагог предлагает ребенку протолкнуть геометрические формы в прорези коробки за экраном (или за ширмой или под салфеткой, не контролируя зрением (допускаются пробы). «Возьми круг, протолкни в коробку». «Смотреть нельзя!»

Усложнение: увеличивается количество прорезей в коробке.

2. Игра «Дай такой»

Цель: учить детей при выборе формы по образцу отвлекаться от других признаков.

Оборудование: любой детский конструктор (мягкий из поролона, пластмассовый, деревянный).

Речевой материал: посмотри, будь внимательным, найди такой же, дай такой, положи.

Ход игры

Педагог складывает различные по форме детали от разных конструкторов в коробку (мешочек, перемешивает, вынимает по одной детали, показывает и предлагает детям найти среди своих деталей (у каждого ребенка так же стоит коробочка с различными деталями) такую же: «Дай такой же». Дети внимательно смотрят и находят необходимую деталь, показывая ее педагогу, говорят: «Вот такой же». Игра продолжается до тех пор пока все детали не будут выбраны из коробок.

Усложнение: сначала детям даются детали конструктора, идентичные по цвету и размеру деталям, находящимся у педагога на столе, а затем детали даются другого цвета и размеров. Ребенок должен, опираясь только на признак формы, предъявить требуемую деталь.

3. Игра «Палочки»

Цель: учить детей схематически изображать различные предметы с помощью палочек разной величины, ориентируясь на форму предмета и отвлекаясь от других свойств предмета и деталей.

Оборудование: картинки с изображением разных предметов, палочки различной величины.

Речевой материал: делайте так. Где такой? Покажите. Названия предметов.

Ход игры

1 вариант. Педагог раздает детям картинки (с табличками) и предлагает детям схематично изобразить предмет с помощью палочек («сделайте так», если возникают затруднения, то педагог на примере одной картинки дает образец.

2 вариант. Перед детьми картинки с изображениями предметов. Дети называют предметы (по возможности, подбирают таблички. Затем подбирают парные схематичные изображения этих же предметов («где такой?», «покажите», после чего воспроизводят схему с помощью палочек («сделайте так «, опираясь на образец или по памяти (с отсрочкой)

4. Игра «Форма и цвет»

Цели: уточнить знания детей о различных геометрических формах, формах предметов, а так же о цветах (основных и их оттенках, игра направлена также на развитие внимания, мышления, памяти, воображения.

Оборудование: готовые карты от игры «Форма и цвет» Речевой материал: названия геометрических форм: квадрат, круг, овал, треугольник, (прямоугольник не обозначается словом, но выделяется как геометрическая форма, кубик, шар (цилиндр, конус так же не называются, какой по форме? такой по форме; названия цветов: зеленый, желтый, голубой, синий, (розовый, красный, серый, черный, белый, у кого такой цвет? такой по цвету.

Ход игры

1. Детям раздают карты разные по цвету (красная, синяя и т. д.) Педагог берет из коробки маленькие карточки, с изображением предметов, разных по цвету. Показывает одну, обращая внимание на цвет: «Посмотрите, у кого такой цвет?» Дети соотносят цвет предмета на карточке педагога с цветом свое: карты и при совпадении говорят: «У меня такой цвет. Желтый!» Педагог отдает карточку ребенку, тот кладет карточку на свою карту. Выигрывает тот, кто первым соберет карточки своего цвета.

2. Педагог раздает детям маленькие карточки с изображениями различных предметов разного цвета. (Количество карточек может быть различным. Педагог берет карточки цветов. Затем предлагает детям: «У кого предмет такого цвета? «(«У кого предмет синего цвета? «). Дети должны внимательно рассмотреть имеющиеся у них карточки, поднять их и сказать (по возможности): «У меня синий мишка» («У меня предмет такого цвета»). Педагог проверяет правильность выбора карточки.

3. Педагог использует те же карточки с изображением предметов, детям раздает карты, на которых изображены геометрические формы. Предлагает детям: «У кого предмет такой формы?» («У кого такая форма?», «Какая форма?», «У кого такая?»). Дети должны определить, какую геометрическую форму напоминает этот предмет и ответить: «У меня такой формы». («У меня такая форма. Это круг».) Выигрывает тот, у кого раньше всех соберется необходимое количество карточек.

4. Педагог берет карты с геометрическими формами, а детям раздает карточки с изображением предметов. Педагог называет геометрическую форму и предлагает детям найти похожий на нее предмет на карточке: «Это квадрат. У кого такой?» («У кого похожий по форме?»).

Усложнения могут быть следующими: увеличение числа карт для подбора к ним карточек; одновременное определение и цвета, и формы.

5. Игра «Поиграй-ка»

Цели: учить детей выделять различную форму, соотносить цвета, развивать внимание.

Оборудование: картонные карты (6, полностью окрашенные в оранжевый, зеленый, желтый, синий, красный, фиолетовый цвет, имеющие посередине изображения животных, которых нужно закрыть квадратиком соответствующего цвета, карты, имеющие изображение животных на фоне различных геометрических фигур (5, которые необходимо накрыть, соответствующей геометрической формой (5).

Речевой материал: желтый, зеленый, синий, красный, круг, овал, треугольник, квадрат, спрячь, назови. Что это? Какой по цвету? В дальнейшем можно включить названия других цветов и форм.

Ход игры

1. Педагог дает ребенку шесть карт, предлагает рассмотреть их. Затем дает маленькие квадраты разных цветов и говорит: «Закрой окошко. Спрячь». Ребенок должен соотнести цвет маленького квадрата с цветом карты и аккуратно накрыть животное, спрятать его. Педагог проверяет правильность выбора и просит назвать цвет: «Какой по цвету?» Ребенок отвечает (устно, или с помощью табличек). «Желтый (синий, красный, зеленый)»;.

2. Педагог дает ребенку карты с изображением животных на фоне геометрических фигур, предлагает рассмотреть, обвести форму пальчиком. Затем дает геометрические фигуры из картона одного цвета и размера. Ребенок должен накрыть изображение на карте соответствующей геометрической фигурой. Проверяя правильность выбора фигуры, педагог просит ребенка называть геометрические фигуры.

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений младших дошкольников через исследовательскую деятельность Важным фактором успешного формирования элементарных математических представлений является их актуализация. В дошкольном возрасте ребёнок.

Доклад «Формирование элементарных математических представлений через сказку» «Формирование элементарных математических представлений через сказку»[/b] Сказки - наиболее любимый детьми литературный жанр. Язык сказки.

Формирование математических представлений через дидактические игры у младших дошкольников Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития.

Формирование элементарных математических представлений. Познаем фигурыФормирование элементарных математических представлений. Познаем фигуры Формирование элементарных математических познаний. Познаем фигуры. Уже с малых лет мы приучаем детей к познанию тех или иных интересов.

Презентация «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» Актуальность темы: Известно, что математика – это огромный фактор интеллектуального развития ребенка и формирования его познавательных.

Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников средствами игрового занимательного материала Современному обществу нужны грамотные, образованные специалисты, способные ориентироваться в современном мире, владеющие информационными.

Календарно-тематический план: формирование элементарных математических представлений дошкольников. Конспект занятия по ФЭМП Календарно-тематический план решения задачи: формирование элементарных математических представлений дошкольников. Группа средняя Тема недели.

Консультация для педагогов «Формирование математических представлений у дошкольников» Консультация для педагогов: «Математика – царица всех наук». Подготовила : Лушникова Айгуль Рамилевна. МБДОУ «Детский сад №49» Проблема.

Проект по познавательному развитию «Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 13 «Колосок» ПРОЕКТ ПО познавательному РАЗВИТИЮ.

Сообщение к методическому объединению «Развитие естественно-научных представлений у детей с нарушением слуха» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №40 г. ЛИПЕЦКА СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ: «Содержание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование математических представлений у дошкольников с нарушением слуха
Опубликовано: 23 октября 2018 в 21:50
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД