Приложение МААМ

Формирование навыка чтения с губ у глухих детей

Инесса Александровна Новичихина
Формирование навыка чтения с губ у глухих детей
▼ Скачать + Заказать документы

Чтение с губ – это зрительное восприятие устной речи по видимым артикуляционным движениям.

Артикуляция губ – это движение речевых органов во время произношения речевого материала, то, что мы видим на губах говорящего. Видимое речевое движение является признаком определенного звука речи.

Цели: обучение детей с нарушением слуха чтению с губ,

формирование прочных навыков зрительного восприятия устной речи окружающих для дальнейшей социализации.

Публикация «Формирование навыка чтения с губ у глухих детей» размещена в разделах

Задачи: овладеть механизмом чтения с губ, обучить навыкам быстрого и дифференцированного зрительного восприятия речевых движений, совершенствовать экспрессивное и импрессивное восприятие устной речи в процессе чтения с губ.

Экспрессивная речь – это речь говорящего, импрессивная речь - восприятие речи окружающих.

В русском языке имеется 42 фонемы: 6 гласных (а, и, о, у, ы, э) и 36 согласных (б, б’, в, в’, г, г’, д, д’, ж, з, з’, э (й, к, к’, л, л’, м’, м, н, н’, п, п’, р, р’, с, с’, т, т’, ф, ф’, х, х’, ц, ч, ш, щ).

Зрительно различимы для неслышащих только 7 движений губ, которые обьединяют 19 звуков в следующие группы:

гласные (а, о, у, ы, и)

согласные: губно-губные (п, п’, б, б’, м, м’)

губно-зубные (ф, ф’, в, в’)

язычно-передненёбные (ш, ж, ч, щ)

Трудно различимы:

язычно-зубные (т, т’, д, д’, с, с’, з, з’, ц, н, н’, л, л’)

язычно- альвеолярный (р, р’)

Вообще не различимы;

язычно-средненёбные (к’, г’. х’. й) и язычно-задненёбные (к, х, г)

Но такие звуки, как в, ф, п, б, м, ш, ж, ч, щ могут восприниматься ошибочно, т. к. их артикуляция внешне похожа.

Итак, чтение с губ включает в себя следующие основные компоненты:

1. Зрительное восприятие речевых движений. Это отправной момент чтения с губ, который сам по себе недостаточен для восприятия устной речи.

2. Слежение за артикуляционными движениями речевого аппарата.

3. Смысловое комбинирование и догадка.

4. Осмысление воспринимаемого материала. Ответная реакция.

Вопрос: может ли глухой ребенок считать с губ незнакомое ему слово? Конечно же, нет.

Какие трудности при чтении с губ испытывают неслышащие учащиеся:

во-первых, мало опорных звуков (на губах ясно видны всего семь различных движений);

во-вторых, видимые движения губ многозначны; например, за смычкой губ может скрываться и П, и Б, и М; а «рупор» означает собой один из четырех звуков – Ш, Ж, Ч или Щ;

в-третьих, зрительный образ у всех индивидуален, т. е. к названным проблемам прибавляются индивидуальные особенности артикуляции педагога.

Несмотря на перечисленные трудности, глухие дети все же достаточно хорошо овладевает импрессивной речью.

Этому способствует, прежде всего то, что все гласные имеют наиболее ярко выраженную артикуляцию. Поэтому догадывается о произносимом слове прежде всего по гласным звукам. Например, слова «мал», «мел», «мир», «мул» без особого труда воспринимаются глухим ребенком по входящим в их состав гласным звукам.

Считыванию с губ благоприятствует улавливание количества слогов в слове. Внешняя картина произношения слов «пол», «карта», «карандаш» различна: произношение каждого гласного в слоге выражается в открывании рта. Эти моменты легко зрительно фиксируются глухим и содействуют восприятию слова.

Вывод: Воспринимаемость слова зависит от того, насколько оно знакомо читающему с губ и какова его употребительность в обиходной речи.

Если оптические признаки слов оказываются неясными, то ученик может воспринять фразу по догадке. Трудное для чтения с губ слово может быть подсказано смыслом, который заключают в себе другие, более доступные для зрительного восприятия слова данной фразы. Например, во фразе «Мальчик ест конфету» трудное слово ест подсказывается более легкими словами мальчик и конфету.

Смысловой контекст создается темой разговора, его предшествующим содержанием. Так, сходные слова много и плохо могут оказаться в равной мере уместными в какой-либо отдельной фразе, например:

Люба читает.

В данном случае смысловой контекст фразы не достаточен для правильного выбора слова. Однако если ранее речь шла о Любе как примерной ученице, то выбор слова уже не должен вызывать затруднений: он предопределяется предшествующим содержанием беседы.

Когда разговор соответствует ситуации, ученику зрительно легче воспринимать речевой материал. Например, если в столовой спросить у ребенка «Ты любишь борщ?», то вопрос будет понятен ему, но если этот же вопрос задать в другой ситуации, например, в спальне, то ребёнок скорей всего не поймёт.

Итак, рассмотрев механизм чтения с губ применительно к глухому, обученному устной речи, мы видим, что механизм этот сложен и включает три основных компонента:

1) зрительное восприятие речевых движений;

2) рефлекторное подражание этим движениям;

3) догадка, основанная на смысловом контексте.

Если у глухого имеются существенные остатки слуха, позволяющие ему при известных условиях (громкая речь, применение звукоусиливающей аппаратуры) воспринимать некоторые элементы речи (гласные, отдельные согласные, слоговой ритм слов, ударение, отдельные знакомые слова и фразы, то при наличии этих условий механизм чтения с губ дополняется восприятием звуковых сигналов. Дополнение зрительного восприятия слуховым сигналом облегчает чтение с губ.

Факторы, от которых зависит успешность чтения с губ.

Ознакомившись с механизмом чтения с губ, мы узнали, почему, несмотря на отмеченную неполноту зрительных сигналов, оно все же оказывается реальным способом восприятия устной речи, достигающим во многих случаях даже высокого совершенства.

Каковы же главные факторы, от которых зависит успешность чтения с губ?

Основным фактором, от которого зависит уровень чтения с губ, является степень развития речи со стороны ее лексики и грамматики, а также степень овладения произносительными навыками. Для того чтобы по обрывочным зрительным сигналам читающий с губ мог отраженно воспроизвести и опознать те или иные слова, грамматические формы, необходимо, чтобы они были ему хорошо знакомы и ранее употреблялись им в речи.

При недостаточно развитой речи, бедность словаря приводит к тому, что часто, встречаясь с незнакомыми или малознакомыми словами, читающий с губ оказывается лишенным возможности опереться на отраженное проговаривание.

Для развития навыка быстрого и точного восприятия и отраженного повторения произносимых собеседником слов и фраз более всего подходит материал разговорной речи, хорошо знакомый учащимся из повседневной практики. Сюда относятся побудительные и вопросительные предложения, связанные с различными видами деятельности учащихся и предусмотренные программой по развитию разговорной речи.

Фразы из материала разговорной речи должны объединяться определенной темой ( например: «Класс», «Столовая», «Семья», «Погода»). Однако внутри каждой темы фразы должны предлагаться не только в логической связи одна с другой, но и вразбивку. Это важно для того, чтобы подготовить учащихся к жизненным ситуациям. В ходе упражнений от учащихся требуется быстрое отраженное повторение произносимых учителем и воспитателем слов и фраз, сначала вслух, а в дальнейшем, на более старших ступенях обучения, про себя.

В целях подготовки учащихся к чтению с губ различной по манере произношения речи рекомендуется, чтобы в ходе упражнений учитель изменял темп речи (от замедленного до самого быстрого).

Принципы обучения глухих детей чтению с губ.

1. Формирование навыка чтения с губ следует осуществлять в неразрывной связи с обучением глухих детей экспрессивной стороны устной речи (воспроизведение речи). Развитие и совершенствование этого навыка в основном происходят в процессе общения на уроках и во внеклассное время.

2. При обучении глухих устной речи, а также в процессе общения с ними речь учителей и воспитателей должна приближаться к норме. Искаженное произношение у окружающих является тормозом на пути к овладению глухими детьми чтению с губ.

3. Для формирования устной речи необходимо обучить глухого ребенка внятному произношению и подготовить его к механизму чтения с губ.

4. Для установления прочных связей между зрительным и речедвигательным анализатором необходимо систематическое сопряженное проговаривание, которое вначале носит явный, а затем все более и более скрытый (редуцированный) характер.

5. Сложность формирования навыка чтения с губ требует дополнительной и постоянной тренировки.

Требования к речи учителя.

1. Темп речи при обучении младших школьников должен быть замедленным. Однако эта замедленность не должна быть утрированной. На последующих годах обучения замедленный темп речи должен иметь место при обьяснении нового материала. При восприятии хорошо знакомого материала учениками темп речи педагога должен быть более быстрым, приближающимся к норме.

2. В речи педагога должно чётко выделяться словесное и фразовое ударение, соблюдаться слитность произнесения слов в пределах короткой фразы и отделяться смысловыми паузами.

3. Артикуляция звуков должна быть четкой, но не утрированной. Учитель должен избегать звуковой мимики.

4. При пользовании лишь устной формой речи должны строго соблюдаться все правила орфоэпии. При устно-дактильном способе общения, следует научиться одновременному орфографическому дактилированию и орфоэпическому произношению. Дактилирующая рука не должна закрывать рта говорящего.

5. Сопровождающая речь, мимика лица учителя должна быть живой и естественной. Она должна адекватно выражать (подчеркивать) содержание произносимого.

6. При затруднении в понимании того или иного слова его можно произнести отдельно, но при условии, что вслед за этим будет повторяться синтагма или короткая фраза в целом. В тех случаях когда некоторое замедление речевого общения не наносит существенного ущерба учебному процессу, непонятное слово можно повторить, но не более двух-трех раз. Если это не приведет к цели, следует прибегнуть к дактилологии или к письму.

7. Для успешного формирования навыков чтения с губ очень важно, чтобы ни в условиях классных занятий, ни при речевом общении вне класса не допускалась искусственная задержка учащихся на устно дактильной форме речи за счет чтения с губ. Знакомый учащимся речевой материал должен произоситься учителем только в устной форме. Одним из наиболее значимых факторов, определяющих успех формирования навыка чтения с губ, является постоянное (вначале явное, а затем скрытое) проговаривание учащимися всего того, что произносит учитель или воспитатель.

Литература:

1. Бельтюков В. И. Чтение с губ. М., «Педагогика», 1970.

2. Рау Ф. Ф. Устная речь глухих. М., «Педагогика», 1973.

3. Быкова Л. М. Развитие связной речи глухих учащихся начальных классов. М., «Просвещение», 1989.

Публикации по теме:

Консультация-практикум для воспитателей «Артикуляционная гимнастика, как средство развития звуковой культуры речи» Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно – важнейшие цели, которые стоят перед логопедами, воспитателями и родителями.

Памятка для родителей «Причины нарушения звукопроизношения» Причины нарушения звукопроизношения могут быть различными. Одна из самых распространенных, является неправильное строение артикуляционного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование навыка чтения с губ у глухих детей
Опубликовано: 30 ноября 2014 в 22:29
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование навыка чтения с губ у глухих детей» (включая файлы) размещена пользователем Инесса Александровна Новичихина (УИ 269228) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД