Татьяна Власова
Формирование нравственно-эстетического отношения к природе через художественные образы в детской литературе
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование нравственно-эстетических отношений у детей, начиная с дошкольного детства – одна из основных задач педагогики. В дошкольном возрасте необходимо учить ребенка правде, добру. Без формирования у него таких понятий, как «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», ребенка нельзя научить добру, ценить прекрасное и доброе в природе и людях. Прививая детям чувство прекрасного, формируя первые нравственные представления, взрослый стремится, прежде всего, сформировать у них свое отношение к тому или иному явлению действительности или искусства. Детская литература – это искусство. Как искусству ей свойственно выражение идей в яркой, художественной форме – в конкретных образах. Поэтому важное значение имеет художественный уровень литературного произведения. Познавательные книги о природе вошли в детскую литературу. Они интересны современному ребенку, в образной форме показывают ему сущность явлений, формируют его мышление, подготавливают научное миропонимание, учат любить и охранять окружающую природу. На важность раннего приобщения детей к богатствам художественного слова обращали внимание такие известные педагоги и психологи, как К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Л. С. Выгодский, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, О. С. Ушакова и др.
Публикация «Формирование нравственно-эстетического отношения к природе через художественные образы в детской литературе» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Большое влияние на нравственно-эстетические чувства детей оказывает прямое общение с природой и знакомство с ее поэтическим образом в детской литературе. Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, ему интересно все красивое, яркое, он испытывает радость общения с природой, с поэтическим образом ее в сказках, рассказах.
Одновременно с развитием представлений детей о мире природы дети усваивают новые знания, умения, навыки. Это осуществляется в процессе непосредственных наблюдений за явлениями природы.
Наблюдения в природе учат детей видеть красоту родной природы, всматриваться в нее, расширять представления о природном окружении. Опираясь на собственный опыт, ребенок воспринимает природу не только созерцательно, но и действенно: все увиденное хочет потрогать, рассмотреть, обстоятельно обследовать со всех сторон и по-своему его охарактеризовать. Наблюдая различные природные явления в естественных условиях, во всем многообразии связей и отношений, дети приобретают знания, у них развивается восприятие разнообразных красок, звуков, они замечают сезонные изменения. Живое общение с природой дает ребенку возможность легче осмыслить, эмоционально воспринять рассказ, стихотворение, сказку, побуждает выразить свое отношение к ним. Слушая о наблюдаемых явлениях природы, ребенок сопоставляет действительность и художественные образы, ярче чувствует и понимает красоту природных явлений. Чтение произведений различных литературных жанров (сказки, рассказы, стихотворения, малые фольклорные формы – пословицы, поговорки, потешки) развивают у ребенка речь, ее выразительность и образность, чувство родного языка, внимание к художественному слову.
Для чтения детям подбирают такие художественные произведения, которые своим описанием делают восприятие детей ярче, чтобы они помогали детям открывать мир природы, вызывали восторг, учили видеть красоту природы, воспитывали любознательность, наблюдательность. Разные литературные жанры в зависимости от своей художественной специфики по-разному воздействуют на детей.
Русская народная сказка, в которой много красочных описаний, ярких характеристик персонажей, лирические вставки, повторы, раскрывает ребенку взаимосвязь природы и человека. Природа всегда помогает положительным героям. Сказочные образы дают представления о добре и зле, что хорошо, а что плохо, что можно, а что нельзя. Она воспитывает у детей принципы морали и справедливости. В содержании сказки есть правила, которые ребята постепенно воспринимают: уметь дружить, слушаться родителей, старших. Сказочные образы развивают в детях положительные эмоции, нравственные чувства : гуманизма, любви к окружающему, природе.
Воспитанию нравственных чувств способствуют художественные образы в рассказах о природе. Рассказы о природе пробуждают участие, любовь ко всему живому, вызывают эмоциональный отклик. Чувства ребенка пробуждаются и обостряются сильными эмоциональными переживаниями. В связи с этим необходимо отбирать для чтения высокохудожественные произведения, в образах которых наблюдаемые в действительности явления природы раскрываются как бы с новых сторон, открывают новое содержание, эмоционально закрепляют увиденное. Мир природы показывают детям в рассказах В. Бианки, М. Пришвина, Е. Чарушина, Г. Скребицкого, И. Соколова-Микитова и др.
Нравственно-эстетические чувства у дошкольников пробуждает поэзия. Тонко подмеченная в стихах образность природы помогает увидеть прелесть белоствольных березок, зеленых еловых хороводов, разноцветных лугов и почувствовать радость от прекрасных встреч с миром природы. Чтобы увидеть красоту природы, поэтическое начало в ней, детей знакомят со стихами А. Пушкина, Н. Некрасова, Ф. Тютчева, А. Фета, С. Есенина, С. Маршака, И. Токмаковой, О. Зыковой и др.
Стихи о природе раскрывают в поэтическом образе то, что ребенок не заметил при наблюдении в окружающих явлениях. Они воздействуют на чувства, воображение, развивают и закрепляют умение вслушиваться в поэтическую речь. Стихи открывают ребенку удивительный, прекрасный и многообразный мир. Чем больше он накапливает знаний о природе, тем ярче становится его воображение.
В результате многократных повторений образов он начинает представлять и понимать те признаки явлений, которые раньше им не воспринимались. Используя слово, как средство изображения, детские поэты стремятся к особой точности определений, добиваются, чтобы каждое слово имело совершенно конкретное значение, – только тогда оно вызывает определенные зримые представления. Зримость, конкретная образность достигается мягкостью описания различных внешних признаков образа, обобщением наиболее характерных из них, которые может заметить ребенок, наличием таких художественных средств, как эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, повторения. Дети должны воспитываться на доступных для понимания и красивых по образности произведениях, как классических, так и современных. В результате слушания художественных произведений, разучивании наизусть, обогащается образное мышление, становится выразительнее детская речь. Все это проявляется и закрепляется в творческих рассказах, которые свидетельствуют о степени развития самостоятельности в речевой деятельности. Для побуждения детей к самостоятельной творческой деятельности применяется метод поисковых ситуаций. Детям предлагаются словесные игры, отгадывание и придумывание загадок, сочинение сказок, рассказов, стихотворений. Используются разные виды творческого рассказывания о природе : по картинкам, составляются рассказы на основе непосредственного восприятия природных явлений на прогулках, экскурсиях, на базе знаний, полученных в результате бесед, чтения книг о природе. Творчество детей свидетельствует о том, что они приобрели определенные знания о природных явлениях, научились выражать свои мысли и чувства.
Знакомясь с поэтическим, художественным описанием мира природы, у детей воспитываются не только эстетические, но и нравственные, гражданские чувства. Беречь лес, природу, заботиться о представителях растительного и животного мира – этому человек должен научиться с детства. В работе с детьми используется и метод побуждения к сопереживанию. Читая детям художественное произведение о природе, педагог создает эмоциональную атмосферу восприятия, побуждает к сопереживанию чувств, вызываемых данным произведением, обращает внимание на явления действительности, отраженные в нем.
Знания, полученные детьми при чтении художественных произведений, свидетельствуют о его понимании и эмоциональном восприятии. Взаимосвязь наблюдаемых явлений природы и описание их в художественной литературе вызывают у дошкольников устойчивый к ним интерес.
Формируя нравственно-эстетические отношения, у детей развиваются умения эмоционально воспринимать и понимать прекрасное в природе с помощью художественных образов в детской литературе; они умеют сопоставлять наблюдаемые явления с художественными образами; мотивированно оценивать их; умеют творчески отражать элементы прекрасного в своей речевой деятельности.
Список литературы :
1. Вахрушев А. А. Экологическое образование – гарантия будущего для человека // Начальная школа плюс до и после. – 2013. – №11.
2. Волосникова Т. В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2005. – №6. – С. 16 – 20