Наталья Чихачева
Формирование нравственных качеств посредством экологического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ПОСРЕДСТВОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»
Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени, ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
Публикация «Формирование нравственных качеств посредством экологического воспитания» размещена в разделах
Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдение, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может, в конце концов, овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе. Роль воспитателя очень важна на этом этапе и ответственна. Задача воспитателя – определить, чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла успешно. «Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя» - говорил К. Д. Ушинский.
Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка складывается представление о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, то есть важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.
Появление мотива влечет за собой отношения к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и поэтому влияют на прочность складывающегося качества. Но знание и чувства порождают потребность в их практической реализации – в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.
Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств. Одним из мощных средств нравственного воспитания дошкольников, и на сегодняшний день, эффективным является экологическое воспитание. Природа дает возможность вызвать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Развитие представлений о самоценности природы, эмоциональное положительное отношение к ней, выработка первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту. Ребенок приобретает первоначальное умение, позволяющее ему участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края. Средство нравственного воспитания дошкольника будет эффективным в сочетании с адекватными методами и приемами воспитания : организация практического опыта общественного поведения (метод приучения, показ, действия, пример взрослых или других детей, метод организации деятельности); формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок (беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин и иллюстраций). И к первой, и ко второй группе относится метод убеждения, положительный пример, поощрение и наказания. Преобладающими в нравственном воспитании дошкольников должны быть практические методы, которые предполагают обучение ребенка способам действий.
Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения, активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.