Лучший педагог года

Формирование нравственных качеств ребенка в семье

Ирина Шапуленкова
Формирование нравственных качеств ребенка в семье

Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

В детстве усвоение нравственных норм происходит сравнительно легко. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.

Публикация «Формирование нравственных качеств ребенка в семье» размещена в разделах

Семья играет большую роль в нравственном воспитании детей. Помочь родителям в этом сложном деле - долг и обязанность педагогов. Необходимым условием установления единства образовательного учреждения и семьи в нравственном воспитании детей является знание родителями программы нравственного воспитания и методики его осуществления.

Не менее важно, что бы они правильно оценивали уровень морального развития своих детей, видели положительные и отрицательные их черты, понимали причины появления последних и пути преодоления их.

Работа педагога-психолога с семьёй направлена на психологическое просвещение родителей в вопросах нравственного воспитания детей. Выявив трудности, с которыми сталкиваются родители, их ошибки и промахи, психолог оказывает им необходимую помощь советами, рекомендациями. При этом его внимание должно быть сосредоточено, прежде всего, на воспитании у детей гуманных чувств, культуры поведения, действенной любви к родным и близким, любви к Родине.

В соответствии с поставленными целями и задачами непосредственно просветительская деятельность строится в интересной, занимательной для детей и родителей форме. В качестве основных методов и приемов в домашних условиях советуем использовать:

– чтение и обсуждение художественных произведений;

– выражение своего эмоционального состояния в рисунке, музыке;

– психогимнастика;

– игры;

- чтение и обсуждение нравственных сказок;

- беседа;

Критериями эффективности такой работы могут служить:

• Рост творческой активности детей.

• Преобладание у детей положительных эмоций.

• Усвоение детьми нравственных норм.

• Обеспечение более высокого уровня воспитанности детей.

• Улучшение взаимоотношений в семье, более сознательное отношение родителей к проблеме воспитания.

• Изменение характера детских рисунков (преобладание ярких, светлых красок, уверенный контур рисунка, выражение положительных эмоций через рисунок).

Мы предлагаем вашему вниманию игры для развития у детей гуманных чувств к родным, близким; авторские сказки, которые способствуют формированию у детей нравственных качеств, учат детей заглянуть внутрь себя, задуматься о своей семье, своих взаимоотношениях с окружающим миром.

«Игры, развивающие нравственные качества детей»

«Копилка добрых дел»

Вырежьте из цветной бумаги кружочки или сердечки. В конце каждого дня предложите ребенку положить в «копилку» столько кружочков, сколько добрых дел он сегодня совершил. Если малыш затрудняется, помогите ему найти это доброе дело, даже в малейших положительных поступках. Такая игра будет стимулом у крохи совершать что то хорошее.

«Выбрасываем злость»

Дайте ребенку чёрные тучки или тёмные кляксы, предложите сложить их в мешок. При этом побуждайте ребенка рассказать, какие плохие поступки были у него сегодня. Договоритесь с ребенком, что вы складываете вашу злость, обиду или другую отрицательную эмоцию в этот мешок и идёте выбрасывать её.

«Ласковые имена»

Игра коллективная, воспитывающая доброжелательные отношения друг к другу. Игроки должны встать в круг. Один из участников бросает мяч другому, называя его ласково по имени. Второй игрок бросает мяч следующему. Выигрывает тот, кто назвал больше ласковых имён.

«Комплименты»

Предложите детям сесть в круг лицом и взяться за руки. Каждый ребенок должен сказать что-то доброе и приятное своему соседу, сидящему рядом. Тот, кому предназначена похвала, говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» И дальше он говорит комплимент следующему ребенку. Когда ребенок затрудняется что-то сказать, взрослый должен ему помочь найти нужные слова.

«Пирамида любви»

Вспомните вместе с детьми о том, что все мы что-то любим. У кого-то это семья, у кого-то кукла, а некоторым просто нравится мороженное. Предложите детям построить пирамиду любви. Взрослый начинает её строить, называя то, что он любит и кладёт руку в центр. Затем каждый из детей называет то, что ему нравится или вызывает симпатию и кладёт свою руку сверху. Таким образом, получилась целая пирамида.

«Добрые сказки»

«Серёжа и щенок»

Во дворе его дома жил щенок. Однажды щенок вышел из повала на улицу.

-О, что это? – удивился щенок.

- Почему всё кругом белое? Щенок попробовал языком, пожевал. Ничего! Ещё попробовал….

Фу, вода…А вот поиграть можно, следы остаются…. ещё пробежал…. понюхал.

Вдруг со двора прибежали мальчишки. Они налепили снежков и…. стали бросать в щенка.

Как страшно, больно, обидно…Щенок заскулил, забился в кусты, спрятался.

Ну что это? Опять шаги? Испугался щенок: кто-то опять идёт. Что будет?

Это Серёжа вышел на улицу, увидел щенка, взял его на руки, согрел, понёс в подъезд, дал молока. Щенок согрелся и ….уснул на руках.

«Ссора»

Встретились однажды на лесной полянке Зайчонок и Медвежонок.

- Эй, Медвежонок, давай играть! – прокричал Зайчонок в самое ухо Медвежонку, прыгая от нетерпения на месте.

- Давай, а во что мы будем играть?

- В догонялки. Я, чур, убегаю, а ты догоняешь!

Начали зверята играть, да только ничего у них не вышло. Как ни старался Медвежонок поймать Зайчонка, ничего у него не получалось.

- Так не честно, ты слишком быстро бегаешь!

- А ты пошевеливайся быстрее! Что ты ползаешь, как черепаха! Расплакался медвежонок от обиды и домой ушел. А Зайчонок дальше по лесу побежал.

Прибежал он к речке, а там Бобрёнок с Барсучонком замок из песка строят.

- Ух ты, какой замок! Я тоже с вами строить буду, - воскликнул Зайчонок.

- строй, только сначала тебе нужно воды из речки принести, что бы песок намочить, -ответили зверята.

-Вот еще, я лучше башню вот эту поправлю, а то она у вас кривая какая – то.

С этими словами Зайчонок ткнул самую большую башню лопаткой, и она упала.

- Что ты наделал! Уходи от нас, мы не хотим с тобой играть!

- Подумаешь, не очень-то и хотелось. Вот вам за то, что вы такие! И Зайчонок прыгнул в самую середину тщательно построенного сказочного замка, а потом побежал дальше по лесной тропинке.

Тропинка вывела Зайчонка прямо на поляну, где веселились зверята, ученики лесной спортивной школы.

- Эй, во что это вы здесь играете?

- В футбол. Хочешь с нами играть?

- Тоже мне, игроки нашлись! Смотрите, как надо! Зайчонок выбежал на середину поляны, оттолкнул Енота, ударил Лисёнка, сделал подножку Бельчонку, так, что тот упал и кубарем покатился прямо в кусты репейника. Затем Зайчонок схватил мяч и побежал к воротам.

- Ты что маленьких обижаешь! – закричал Волчонок.

- Уходи, мы не хотим с тобой играть. А то как наподдам сейчас!

Зайчонок испугался, бросил мяч и убежал в лес. С тех пор стало Зайчонку скучно и одиноко. Никто не хотел с ним дружить. Все звери или убегали, или прогоняли Зайчонка, а он только хорохорился и говорил, что ему никто и не нужен.

Но вот однажды Зайчонок в одиночестве гулял по берегу реки, не заметил на пути кочку, споткнулся и полетел прямо в воду.

- Спасите, помогите, тону! – закричал Зайчонок, ведь он совсем не умел плавать. Зверята услышала крик зайчонка и всей гурьбой бросились ему на помощь. Они вытащили его из воды и помогли дойти до дома. Задумался Зайчонок: «Что же я всех зверят обижал? Они вон какие хорошие. Меня в беде не оставили, спасли от гибели. Надо обязательно попросить у всех прощения». И в самом деле Зайчонок попросил прощения у каждого, кого когда то обидел. Зверята простили Зайчонка и стали дружить с ним. А Зайчонок никогда больше никого не обижал. Он стал помогать тем, кому нужна была была помощь, придумывать разные игры, делать только добрые дела. И все лесные жители очень полюбили Зайчонка и стали гордиться тем, что он живёт рядом с ними.

Несколько советов родителям по воспитанию нравственности

• Ваши показные вежливость и чуткость ребенок легко распознаёт – подражая, он очень скоро вернёт их вам.

• Не грубите, не сквернословьте: ваши привычки станут привычками ребенка.

• Не говорите о людях неуважительно, плохо – ребенок станет так же отзываться так и о вас.

• Поступайте с другими тактично – это будет для вашего ребенка уроком доброты, человечности.

• Проявляйте благородство при любых обстоятельствах.

• Помните, поведение – нравственное мерило человека. Будьте эталоном для своего ребенка.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников «Уклад слагается, формируется и закрепляется, прежде всего, и больше всего – в детстве». И. А. Ильин Духовно-нравственное воспитание – одна.

Формирование культуры поведения детей дошкольного возраста. Актуальность: формирование культуры поведения – одна из сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование нравственных качеств ребенка в семье
Опубликовано: 13 ноября 2013 в 21:13
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД