Папки-передвижки

Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Татьяна Иванова
Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Период дошкольного детства характеризуется нарастанием у детей двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любопытностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций, поскольку реакции детей по сравнению с взрослыми замедленные, они гораздо позже могут правильно отреагировать на возникшую опасность [1].

Формирование основ безопасного поведения у дошкольников можно разделить на два периода. Первый — это дети 3—5 лет (младшая и средняя группа, второй — дети 5—7 лет (старшая и подготовительная группа).

Публикация «Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Первый период — это период впитывания и накопления знаний. В этом возрасте у детей наблюдается повышенная восприимчивость, впечатлительность, любознательность. Осуществление работы с детьми данного возрастного периода должно быть направлено на накопление первичных знаний об опасностях и поведения в них. Ребёнок 4—5 лет уже должен знать адрес своего места жительства, по возможности номер телефона и, что немаловажно, уметь по телефону разговаривать, коротко и точно сообщить необходимую информацию.

Говоря о втором периоде, то есть о детях 5—7 лет, следует сказать об изменении психологической позиции детей в этом возрасте : они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду, а это в свою очередь свидетельствует о том, что такие дети уже могут осознано отвечать за свои поступки, контролировать своё поведение, а также других детей и людей в целом. Работа с такими детьми должна быть направлена на закрепление и систематизацию полученных знаний во время первого возрастного периода, а так же применением этих знаний в повседневной жизни [4].

Для формирования основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста, В. В. Поляков предлагает решать следующие задачи:

уточнить и систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения в быту;

закрепить полученные дошкольниками знания и формировать на их основе умения безопасного поведения в быту;

создать условия для применения детьми умений действовать с потенциально опасными предметами домашнего обихода [5].

Гаткин, Е. Я. считает, что формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста предполагает соблюдение следующих принципов:

принцип конкретизации цели процесса воспитания - воспитания безопасного типа поведения дошкольника;

принцип безопасности требует от педагога создание ситуации возможности воплощения в жизни целей, идеалов и ценностей воспитанника при блокировании и преодолении вызовов, опасностей, угроз и рисков;

принцип витагенности предполагает опору в воспитании на жизненный опыт ребенка, так как в процессе воспитания у дошкольника безопасного типа поведения, и в частности такого качества как регуляторный опыт, предполагает обращение к уже имеющемуся опыту у ребенка, как бы он ни был мал [2].

По словам Н. Г. Зернова и А. Е. Ковригина, необходимо обучать детей правильному обращению с бытовыми предметами в процессе освоения ими трудовой деятельности, обращать особое внимание на меры предосторожности. Регулирование поведения дошкольников путем прямых запретов должно быть минимальным [3].

Библиография:

1. Виноградова Н. Ф. Дети, взрослые и мир вокруг [Текст] / Н. Ф. Виноградова. М. : Академия, 2008. — 152 с.

2. Гаткин, Е. Я. Безопасность ребенка [Текст] /Е. Я. Гаткин. М. : Лист, 1997. -173 с.

3. 3ернов, Н. Г. Как предупредить детский травматизм [Текст]. /Н. Г. Зернов, А. Е. Ковригин //Особенности развития и гигиена дошкольника. М. : Медицина, 1989. - С. 108-117.

4. Основы безопасного поведения дошкольников : занятие, планирование, рекомендации [Текст] / Автор-составитель О. В. Чермашенцева. — Волгоград: Учитель, 2008. — 226 с

5. Поляков, В. В. Безопасность человека в экстремальных ситуациях: Методическое пособие для преподавателей средних общеобразовательных учебных заведений [Текст]. /В. В., Поляков, Е. А. Сербаринов. -М. : Б. И., 1992.-21 с.

Публикации по теме:

«Азбука безопасности» (из опыта работы) Краснодарский край Ейский район станица Должанская МДОУ ДСКВ № 12 Воспитатель: Афанасьева Е. Е. Из опыта работы «Азбука безопасности»На.

Консультация для родителей «Безопасность ребенка на улице и дома» Безопасность – это не просто сумма условных знаний, а умения правильно себя вести в различных ситуациях. Девиз – Безопасности. Надо видеть,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 13 марта 2014 в 07:04
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД