Татьяна Иванова
Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Период дошкольного детства характеризуется нарастанием у детей двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любопытностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций, поскольку реакции детей по сравнению с взрослыми замедленные, они гораздо позже могут правильно отреагировать на возникшую опасность [1].
Формирование основ безопасного поведения у дошкольников можно разделить на два периода. Первый — это дети 3—5 лет (младшая и средняя группа, второй — дети 5—7 лет (старшая и подготовительная группа).
Публикация «Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Первый период — это период впитывания и накопления знаний. В этом возрасте у детей наблюдается повышенная восприимчивость, впечатлительность, любознательность. Осуществление работы с детьми данного возрастного периода должно быть направлено на накопление первичных знаний об опасностях и поведения в них. Ребёнок 4—5 лет уже должен знать адрес своего места жительства, по возможности номер телефона и, что немаловажно, уметь по телефону разговаривать, коротко и точно сообщить необходимую информацию.
Говоря о втором периоде, то есть о детях 5—7 лет, следует сказать об изменении психологической позиции детей в этом возрасте : они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду, а это в свою очередь свидетельствует о том, что такие дети уже могут осознано отвечать за свои поступки, контролировать своё поведение, а также других детей и людей в целом. Работа с такими детьми должна быть направлена на закрепление и систематизацию полученных знаний во время первого возрастного периода, а так же применением этих знаний в повседневной жизни [4].
Для формирования основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста, В. В. Поляков предлагает решать следующие задачи:
уточнить и систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения в быту;
закрепить полученные дошкольниками знания и формировать на их основе умения безопасного поведения в быту;
создать условия для применения детьми умений действовать с потенциально опасными предметами домашнего обихода [5].
Гаткин, Е. Я. считает, что формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста предполагает соблюдение следующих принципов:
принцип конкретизации цели процесса воспитания - воспитания безопасного типа поведения дошкольника;
принцип безопасности требует от педагога создание ситуации возможности воплощения в жизни целей, идеалов и ценностей воспитанника при блокировании и преодолении вызовов, опасностей, угроз и рисков;
принцип витагенности предполагает опору в воспитании на жизненный опыт ребенка, так как в процессе воспитания у дошкольника безопасного типа поведения, и в частности такого качества как регуляторный опыт, предполагает обращение к уже имеющемуся опыту у ребенка, как бы он ни был мал [2].
По словам Н. Г. Зернова и А. Е. Ковригина, необходимо обучать детей правильному обращению с бытовыми предметами в процессе освоения ими трудовой деятельности, обращать особое внимание на меры предосторожности. Регулирование поведения дошкольников путем прямых запретов должно быть минимальным [3].
Библиография:
1. Виноградова Н. Ф. Дети, взрослые и мир вокруг [Текст] / Н. Ф. Виноградова. М. : Академия, 2008. — 152 с.
2. Гаткин, Е. Я. Безопасность ребенка [Текст] /Е. Я. Гаткин. М. : Лист, 1997. -173 с.
3. 3ернов, Н. Г. Как предупредить детский травматизм [Текст]. /Н. Г. Зернов, А. Е. Ковригин //Особенности развития и гигиена дошкольника. М. : Медицина, 1989. - С. 108-117.
4. Основы безопасного поведения дошкольников : занятие, планирование, рекомендации [Текст] / Автор-составитель О. В. Чермашенцева. — Волгоград: Учитель, 2008. — 226 с
5. Поляков, В. В. Безопасность человека в экстремальных ситуациях: Методическое пособие для преподавателей средних общеобразовательных учебных заведений [Текст]. /В. В., Поляков, Е. А. Сербаринов. -М. : Б. И., 1992.-21 с.