МААМ-картинки

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Ольга Николаева
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

В статье раскрываются особенности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, на примере безопасности жизнедеятельности. Также даётся описание эксперимента, проведённого для изучения этих особенностей у одной из категории детей с ОВЗ – дошкольников с нарушением речи.

На пороге третьего тысячелетия актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности из-за отсутствия навыков правильного поведения в различных ситуациях. Специалисты разных научных направлений отмечают, что таким механизмом должно быть образование. Данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать необходимо с дошкольного возраста (Н. Н. Авдеева, А. А. Баранов, Г. Казанцев, Т. С. Грядкина, В. Г. Каменская, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина).

Публикация «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире, представляет серьезную проблему современности и включает в себя, по мнению ученых, решение трех задач:

1. Идентификация опасностей – распознание опасностей и их источников.

2. Разработка превентивных, или предупредительных, мер.

3. Ликвидация возможных последствий [2, с. 182].

Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования, поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка – дать элементарные знания основ безопасности [1, с. 25].

Период дошкольного развития можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается строительство и развитие всего дальнейшего – характера, способностей, навыков. Именно в этот интересный и сложный период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни [3, с. 21].

Вопросы привития навыков основ безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н. Н. Авдеевой, Л. П. Анастасовой, К. Ю. Белой, Т. Г. Хромцовой и др. Проблема безопасности жизнедеятельности дошкольников постоянно разрабатывается, вызывая интерес у практиков и исследователей. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы.

Особо остро проблема ознакомления с правилами безопасного поведения в различных сферах жизнедеятельности и их соблюдения встает по отношению к дошкольникам с нарушениями развития, в том числе интеллектуального, потому как знакомство с окружающим их социальным миром, с предметами и явлениями, находящимися вокруг, у детей достаточно поверхностно, фрагментарно, иногда полностью искажено. Развитие ребенка с ограниченными возможностями происходит на дефектной основе и отличается нарушением развития подкорковой и корковой структур функционального и органического характера разной степени. Именно поэтому, процесс обучения и воспитания дошкольников с ограниченными возможностями в ДОУ имеет специфические особенности: социальную направленность обучения, многократное повторение учебного материала и усвоение учебного материала через действия, осуществляемые в наглядно-практическом плане.

В связи с этим нами был проведён эксперимент. Целью констатирующего эксперимента явилось изучение уровня сформированности представлений об основах безопасности жизнедеятельности у дошкольников с нарушениями речи.

Эксперимент был организован на базе МДОУ «Детский сад № 93» г. о. Саранск. В нём приняли участие 16 детей в возрасте 4– 5 лет с различными речевыми диагнозами: «Общее недоразвитие речи» – 1 ребёнок (2 уровень ОНР, «Ринолалия» – 9 детей, «Фонетико-фонематические нарушения» (ФФН) – 6 детей. Констатирующий эксперимент включал пять экспериментальных серий :

1. Безопасность на природе;

2. Безопасность на дорогах и улицах города;

3. Безопасность с незнакомыми людьми;

4. Безопасность в чрезвычайной ситуации (при пожаре);

5. Безопасность собственного здоровья.

Первой частью данного этапа явилась работа с родителями, направленная на выяснение того, как, по их мнению, происходит взаимодействие ребенка с окружающей действительностью в разных ситуациях. Далее по каждой экспериментальной серии давались задания, включающие в себя : беседу по вопросам, работу с картинками, моделирование реальных ситуаций, чтение художественной литературы и др. В результате анализа качественных и количественных данных констатирующего эксперимента все дошкольники с нарушением речи были разделены на уровни сформированности представлений об основах безопасности жизнедеятельности.

Далее был проведён формирующий эксперимент, целью которого стало создать и апробировать систему коррекционно-развивающей работы по формированию безопасности жизнедеятельности у дошкольников с нарушением речи. Образовательно-воспитательный процесс строился, исходя из психолого-педагогического обоснованного выбора экспериментатором тематических планов, средств, форм и методов воспитания и обучения детей, обеспечивающих получение образования соответствующего государственным стандартам. Интегративность процесса формирования у детей с нарушением речи представлений об основах безопасности жизнедеятельности проявлялась в том, что она пронизывала все области основной образовательной программы дошкольного образования.

В качестве основной формы проведения коррекционно-развивающей работы в нашем эксперименте использовались специальные занятия по развитию речи, проводимые в соответствии с требованиями программы три раза в неделю, на которых осуществлялось целенаправленное и систематическое формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста [1, с. 32].

Коррекционно-развивающий процесс строился, исходя из психолого-педагогического обоснованного выбора экспериментатором тематических планов, средств, форм и методов воспитания и обучения детей, обеспечивающих получение образования соответствующего государственным стандартам.

Для определения эффективности работы по формированию представлений о безопасности жизнедеятельности у дошкольников с нарушением речи после завершения обучающего эксперимента был проведен контрольный эксперимент. На данном этапе экспериментальной работы стояла цель – определить уровень сформированности представлений детей об основах безопасности жизнедеятельности, сравнить полученные результаты с данными констатирующего эксперимента, и таким образом, проверить эффективность проведенной работы.

В результате анализа качественных и количественных данных контрольного эксперимента все дошкольники с нарушением речи были разделены на уровни сформированности представлений об основах безопасности жизнедеятельности.

Рисунок 1 – Особенности представлений об основах безопасности жизнедеятельности дошкольников с нарушением речи (результаты контрольного эксперимента).

На этапе проведения контрольного эксперимента по формированию представлений о безопасности жизнедеятельности дошкольников с нарушением речи произошло перераспределение детей по уровням сформированности представлений. Их представления стали более прочными, ответы детей более полными, развёрнутыми, осознанными. Результаты контрольного эксперимента показали эффективность осуществленного экспериментального обучения и подтвердили правильность выбранных путей, методов и средств формирования представлений об основах безопасности жизнедеятельности у дошкольников с нарушением речи.

Список использованных источников

1. Авдеева, Н. Н. Безопасность : учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – 144 с.

2. Безопасность жизнедеятельности : учебник для студ. высш. учеб. заведений / Л. А. Михайлов, В. М. Губанов, В. П. Соломин и др. ; под ред. Л. А. Михайлова. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 272 с.

3. Белая, К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников : пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей / К. Ю. Белая. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 64 с.

Публикации по теме:

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире, представляет серьезную проблему современности и включает в себя,.

Проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья» Актуальность темы проекта: Современное дошкольное образование отражает общие, присущие образовательным системам внутренние цели – содействовать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 25 мая 2015 в 21:29
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД