МААМ-картинки

Формирование основ культуры у детей раннего возраста

Елена Герасимова
Формирование основ культуры у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания.

Во-первых, в связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остаётся в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка. Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и с взрослыми.

Публикация «Формирование основ культуры у детей раннего возраста» размещена в разделах

Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Начинать экологическое воспитание можно и нужно с момента поступления ребенка в детский сад. Задача воспитателя в работе с детьми раннего и младшего возраста – заложить первые представления и ориентиры в мире природы.

Даем ребятам понятие о том, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Сломанная ветка плачет, срубленная елка плачет и просит помощи. Малыши все понимают буквально и ощущения свои сохраняют надолго, а если они эмоционально окрашены, то и на всю жизнь. Правильное отношение к живым существам является конечным результатом, и воспитывается оно в совместной с взрослым деятельности, игре. Такая деятельность наиболее эффективна, если вызывает положительные эмоции у детей, если они активно воспринимают все то, что говорит и делает воспитатель. Воспитание не станет экологическим, если уже в раннем возрасте дети не поймут : комнатным растениям нужна вода, а воробьям зимой - крошки хлеба. Свою работу по ознакомлению детей раннего возраста я построила с учетом ФГОС дошкольного образования по следующим направления развития ребенка:

- социально–коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно – эстетическое;

- физическое развитие

Познавательное развитие: Учитывая возрастные особенности детей раннего и младшего возраста, построила свою работу по принципу «что вижу, то и познаю». Моими помощниками здесь стали наглядные средства. Сделали бутафорские деревья по сезонам, знакомые и понятные детям такого возраста цветы, птиц, жучков.

Совместно с детьми совершаем прогулки к деревьям, цветам. Здороваемся с ними, узнаем, как у них дела, слушаем их настроение. Занятия строю по принципу отражения конкретной темы и образа. В центре внимания этих занятий – нравственное поведение ребенка: полюби, полюбуйся, порадуйся, не обижай, помоги, не трогай. Отправляясь в путешествие «на поляну» или «в лес», настраиваю детей на улыбку, на доброе, уважительное отношение ко всему, с чем или с кем мы повстречаемся. Так приятно, когда видишь, как у ребенка загораются глаза добрым блеском! Такие занятия создают предпосылки для раскрытия эмоционального потенциала ребенка, воспитания элементарного экологического сознания. С мыльными

пузырями, игры с крупой, водой и песком, с магнитом (рыбалка)

Камни, песок, вода круглогодично присутствуют в группе. Дети изучают их свойства, играют с ними, проявляют творческие качества, развивают воображение и сенсомоторные способности, а также мелкую моторику. В центре воды и песка малыши играют: пересыпают песок из ладошки в ладошку, из совка в формочку, закапывают в него различные предметы и откапывают их, строят горки, дорожки и др. ; проводят эксперименты: льют, процеживают через сито, переливают через лейки, через трубочки. Видят и понимают, какие предметы не тонут в воде и почему; из какого песка можно лепить и строить, а из какого – нет. беседы о правильном поведении во время общения с животными, рассматривание животных.

Опыт и наблюдения повторяются, усложняются, переносятся из группы в природную среду и наоборот. Проводимые итоговые комплексные занятия дают возможность обобщить материал и оставляют яркий след в душе ребенка. Занимаясь вопросами экологического воспитания уже в раннем возрасте, перекидываем мостик для благоприятного усвоения знаний по этой проблеме во второй младшей группе детского сада.

Речевое развитие:

. В дошкольный период последовательно формируются и развиваются все психические процессы. В раннем возрасте происходит развитие восприятия. Зрительное восприятие в раннем детстве носит непроизвольный и избирательный характер, часто опирается на отдельные, «бросающиеся в глаза» или случайные признаки. Развивается слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. У дошколят происходит практическое овладение речью. Основными направлениями речевого развития в дошкольном возрасте являются :

- расширение словаря и развитие грамматического строя речи;

- развитие функций речи;

- речь как орудие общения;

- речь как орудие мышления, как средство перестройки психических процессов, средство планирования и регулирования поведения;

Для ознакомления детей с миром природы я разработала цикл конспектов по речевому развитию «Птицам холодно зимой», «Шубка для зайчика», «Где живет петушок», «На полянку, на лужок тихо падает снежок»… На таких занятиях активизируется словарь ребенка, развивается функция речи: дети имитируют, подражают голосом, составляют несложные описательные предложения.

При чтении художественной литературы они описывают свое отношение к героям произведения, «вступают» с ним в беседу, озвучивают иллюстрации к книгам. Произведения подбираю согласно возрастным особенностям и общей образовательной программе детского сада:

Песенки, потешки, заклички. «Наши уточки с утра»; «Огуречик, огуречик.»; «Солнышко, ведрышко.»

Сказки. «Козлятки и волк», обр. К. Ушинского; «Теремок», обр. М. Булатова; «Маша и медведь», обр. М. Булатова.

Фольклор народов мира

«Бу-бу, я рогатый», лит., обр. Ю. Григорьева; «Снегирек», пер. с нем. В. Викторова;

Произведений поэтов и писателей России

Поэзия. А. Барто. «Мишка», «Слон», «Лошадка» (из цикла «Игрушки», «Кто как кричит»; С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке»; К. Чуковский. «Путаница».

Проза. Л. Толстой. «Спала кошка на крыше.»; Л. В. Сутеев. «Кто сказал „мяу"»;

В. Бианки. «Лис и мышонок».

Произведения поэтов и писателей разных стран

С. Капутикян. «Маша обедает» пер. с арм. Д. Биссет. «Га-га-га!», пер. с англ.

В своей педагогической деятельности при выполнении режимных моментов использую потешки про животных, явлениях и объектах природы «Заинька», «Дождик», «Солнышко», «Водичка, водичка- умой мое личико»

Социально- личностное развитие:

В играх с дидактическим природным материалом обогащается чувственный опыт детей. Учимся собирать в корзинку грибы, фрукты разной величины; ориентироваться в соотношении плоскостных фигур «Овощная мозаика» ; составлять целое из четырех частей (разрезных картинок, складных кубиков); сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков (цвет, форма, величина).

Широко в работе использую логарифмические, речевые игры: «По лесочку мы идем», «Муха» , игровые ситуации: «Приготовим овощной салат», «Угощение для кукол», «Накормим животных», дидактические игры: экологическая игра «Кого не стало?», «Чудесный мешочек», «Кто как кричит?»

Для Физического развития использую в своей работе по экологическому воспитанию : Гимнастика для глаз «Наблюдаем за солнечным зайчиком», «Полет бабочки», игры- имитации «Мишка косолапый», «Ласковая кошечка», «Прогулка в лес»; дыхательные упражнения «Ветерок», «Подуй на снежинку». Пальчиковые игры «Сорока-белобока», «Осьминожки»

Подвижные игры

С ходьбой и бегом. «По тропинке», «Через ручеек», «Воробышки и автомобиль», «Солнышко и дождик», «Птички летают».

С ползанием «Обезьянки».

С подпрыгиванием. «Зайка беленький сидит», «Птички в гнездышках», «Через ручеек».

На ориентировку в пространстве. «Найди цветок».

Спортивные развлечения. «Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья».

Художественно- эстетическое развитие:

Знания о природе которые получили наши дети в познавательном, речевом, соцально-коммуникативном развитии мы закрепляем через художественно- эстетическое развитие.

Дети совместно со взрослым рисуют : «Листочки на деревьях», «Снегопад», «Травка для козленка»,«Повисла с крыши сосулька- льдинка»

Аппликация из природного материала «Шубка для зайчика» (тополинный пух, «Зернышки для птиц» (семена цветов, крупой).

Лепка: «Морковка для зайчика», «Украсим елочку», «Орешки для белочки».

С помощью красивой музыки в сочетании со звуками природы учимся чувствовать красоту, доброту.

Проводим с детьми развлечения и праздники

Праздники. «Новый год», «Осень», «Весна», «Лето».

Тематические праздники и развлечения. «Солнышко-ведрышко», «Мишкин день рождения», «Зайчата в лесу», «Зимняя сказка»

Театрализованные представления. Кукольный театр: «Козлик и его друзья»,; инсценирование рус. нар. сказок: «Теремок», «Колобок» «На бабушкином дворе»

Рассказы с музыкальными иллюстрациями. «Птички», муз. Г. Фрида; «Лесная прогулка», муз. Ан. Александрова.

Игры с пением. «Игра с мишкой»,; «Кошка»,

Инсценирование песен. «Кошка и котенок», «Посреди двора ледяная гора»

Забавы. «Из-за леса, из-за гор», «Лягушка».

Работа с родителями:

Информирование родителей о более развернутом экологическом развитии детей, мастер- класс родителей с детьми: изготовление поделок из природного материала. Совместная с родителями организация выставки

«Что нам осень подарила», «Чудеса с грядки», создание Мини- огорода.

Организация и изготовление газеты «Осенний калейдоскоп», домашнее задание для родителей и детей : гербарий, поделка из природного материала, фотоальбом «Как я гуляю?»

В нашей группе организована библиотека для родителей: рекомендации, серия наглядного материала по изготовлению поделок.

Организация искусственного аквариума и изготовление рыбок.

Публикации по теме:

Организационные и психолого-педагогические условия становления у детей дошкольного возраста самостоятельности I.Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы 1. Анализ недостатков в результатах, в.

Система дошкольного образования в новом Законе «Об образовании» Уважаемые коллеги! Изменений в системе дошкольного образования в новом Законе «Об образовании» немного, но они очень существенные. В соответствии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование основ культуры у детей раннего возраста
Опубликовано: 13 февраля 2015 в 05:21
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование основ культуры у детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Герасимова (УИ 168107) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД