МААМ-картинки

Формирование основ нравственно — патриотического воспитания У детей старшего дошкольного возраста

Елена Ульянова
Формирование основ нравственно — патриотического воспитания У детей старшего дошкольного возраста

Е. В. Ульянова

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье рассматривается педагогический опыт по построению нравственно - патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста через знакомство их с русской национальной культурой.

Ключевые слова: нравственно - патриотическое воспитание дошкольников, фольклор.

Публикация «Формирование основ нравственно — патриотического воспитания У детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Старинная притча о том, как приехали в одну страну чужеземные гости, и их радушно одарили. Но когда они собрались уезжать восвояси, их попросили разуться и соскрести с обуви землю. «Родная земля для нас дороже всего, - объяснили хозяева гостям, - и мы не хотим терять ее ни пылинки». Таким благоговейным, любовно - бережным отношением к отчему краю отличались и наши предки, с глубоким чувством называвшие свою Родину «светло - светлой и украсно – украшенной». Им обязаны мы всем, что сейчас имеем, что должны хранить и беречь. Вспоминая это дошедшее до нас тепло и мудрость народной жизни, мы познаем, откуда мы родом и кто мы такие. Ушинский К. Д. писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и это любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…».

Сквозь сито веков просеял народ свое культурное достояние, сохранив самое ценное в фольклоре, изделиях народных промыслов, декоративно – прикладном искусстве. Народная мудрость, запечатленная в сказках, прибаутках, загадках, поговорках, на протяжении многих столетий воспитывала в детях любовь к родному языку, интерес к меткому выразительному русскому слову и гордость за свой талантливый, выносливый, доблестный народ. Академик Д. С. Лихачев отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая людям «духовную оседлость», так как без корней в своей родной местности, в родной стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле.

Дошкольный возраст - это время, когда ребенок активно познает мир человеческих отношений, когда формируется фундамент общего развития ребенка. Заложить в детях нравственные основы, которые сделают их морально-устойчивыми, научат общепринятым правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи нравственно – патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образовании представлен перечень целевых ориентиров для старшего дошкольника, где мы видим, что ребенок должен быть любознательным, пытаться самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, обладать начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. То есть у старшего дошкольника должны быть сформированы ценностные ориентации, качества, способности, которые определяют гражданскую позицию человека в обществе.

Живым, проверенным источником педагогической мудрости издавна считается народная культура. Через приобщение детей к народной культуре осуществляется и нравственно – патриотическое воспитание. По опыту нашего детского сада нравственно – патриотическое воспитание строится в соответствии программой опытно – экспериментальной площадки по теме «Устное и предметно – прикладное творчество народной педагогики в нравственно – патриотическом воспитании детей в детском саду». При разработке программы педагогический коллектив опирался на народный календарь с его цикличностью, в котором повторяются сезонные праздники, важнейшие события народной жизни. Обязательным разделом программы стало ознакомление детей с традициями, ремеслами Арзамасского района и всего Нижегородского края. Положительный опыт по данной теме натолкнул коллектив детского сада на идею разработать Программу развития организации «Растим патриота» на период до 2016 года.

В рамках опытно – экспериментальной площадки в нашей группе появился уголок «Русская горница». Педагоги и родители с большим интересом включились в эту работу: подбирали методическую, научно – популярную и художественную литературу, активно использовали интернет- ресурсы; приносили различные предметы быта старины – это веретена, ухват, подзоры, половики, кочерга, ступа, рубель, чугуны, прялка и многое другое. Так удалось воссоздать быт русской старины для организации дополнительных условий нравственно - патриотического воспитания, создания яркой образности и наглядности для детского восприятия.

Данную работу в рамках опытно – экспериментальной площадки мы выстраиваем в соответствии с комплексно – тематическим планом нашего детского сада. В 2012 – 2013 учебном году экспериментальная работа осуществлялась через ознакомление с предметно – прикладным творчеством. В 2013 -2014 учебном году перед педагогическим коллективом встал вопрос поиска новых интересных для дошкольников форм нравственно – патриотического воспитания. Эту задачу мы решили через театральную педагогику. Были поставлены русские народные сказки: «Заяц – хвастун», где дети перевоплощались в героев при помощи масок; «Теремок» представлял собой театр из бумаги, герои которого сделаны методом оригами; в «Колобке» воспитанники одевались в костюмы, изготовленные руками родителей.

Нравственный аспект данных мероприятий проявлялся и в том, что дети показывали постановки сказок воспитанникам младших групп.

Используемые формы работы по нравственно - патриотическому воспитанию не только способствуют разностороннее раскрытие личности ребенка, но и естественно и эффективно интегрируют в себе образовательные области:

- социально – коммуникативную (воспитание культуры поведения и взаимоотношений со взрослыми и сверстниками; включение в русскую праздничную культуру, содействующую восстановлению традиций русского народа, сохранению духовного здоровья, возрождению традиций семейного воспитания, становлению нравственных ценностей);

- познавательную (знакомство с историей, бытом, традициями, обычаями, творчеством русского народа; с людьми, внесшими значимый вклад в развитие, процветание нашей Родины);

- речевую (чтение стихов, потешек, сказок, былин, произведений русских писателей и поэтов);

- художественно – эстетическую (включение детей в различные виды художественного творчества, разучивание русских народных песен, частушек, разучивание элементов русских народных танцев);

- физическую (дидактические, обрядовые подвижные игры).

С праздника «Осенние посиделки» начался 2013-2014 учебный год, где дети были одеты в русские народные костюмы, ставилась инсценировка народной песни «Семечки», исполнялись частушки. Одним из самых любимых на Руси праздников всегда было Рождество Христово. Подготовка к Рождеству начиналось заранее. Это придавало всему педагогическому процессу особый, радостный смысл. Через все образовательные области дети осваивали необходимое тематическое содержание. Родители вместе с детьми разучивали калядки, готовили костюмы, ходили в гости к родственникам (как это было в давние времена). Потом в эти костюмы дети наряжались на Рождественскую елку в детском саду.

Праздник Масленица традиционно проходит на площадке детского сада. Дети подготовительной к школе группы участвуют в изготовлении атрибутов Масленицы: чучела, кокошников для девочек, бусы из соленого теста и т. д.

Утренник, посвященный 8 марта, также был насыщен элементами русского народного творчества – это танец «Сударушка», частушки, оркестр ложечников.

Каждое мероприятие сопровождается народной музыкой. Благодаря ей ненавязчиво дети знакомятся с образцами народного музыкального творчества.

Активное участвуя в ярких, запоминающихся событиях, дети непроизвольно овладевают лексикой и семантикой родного языка, без чего невозможно полноценное личностное развитие, формирование национального самосознания.

В работе по нравственно – патриотических воспитанию детей обязателен тесный контакт с семьями воспитанников, ведь Родина начинается с семьи. Только совместными усилиями родителей и педагогов можно достичь поставленной цели.

Главное для педагогов детского сада – создать условия для воспитания детей добрыми, коммуникабельными, толерантными, ответственными, вырастить их настоящими гражданами и патриотами своей малой и большой Родины. Для этого в детском саду поддерживается атмосфера, в которой дети естественно приобщаются к национальным традициям. Мы уверены, что такой опыт проживания культурных традиций своего народа станет прочной основой их будущей гражданской позиции.

Литература:

1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно– методическое пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб: Детство – Пресс, 1998.- 304с. :

2. Патриотическое воспитание в сельских дошкольных образовательных учреждениях и семье: Методическое пособие для воспитателей и методистов детских дошкольных образовательных учреждений Сост. и отв. ред. Н. М. Белянкова. - Арзамас: АГПИ, 2004.-203с.

3. Передовой и инновационный опыт в региональной системе образования: информационный вестник. - Выпуск. 5 :Реализация Федеральных государственных требований в деятельности дошкольных образовательных организаций Нижегородской области. - Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2012.- 275с.

4. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно– методическое пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб: Детство – Пресс, 1998.- 304с. :

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Публикации по теме:

Народные игры и праздники как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Вечность и актуальность проблемы нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения бесспорны. Она одна из основных задач общества.

План работы методического объединения в ДОУ по теме «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» План работы методического объединения в МАДОУ №196 по теме: «НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ» Цели: расширение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование основ нравственно — патриотического воспитания У детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 5 апреля 2015 в 08:45
+34Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 24.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД