Марина Рындина
Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование основ здорового образа жизни
у дошкольников в условиях ДОУ
МАОУ «ОК «Лицей №3» имени С. П. Угаровой»
отделение дошкольного образования
«Детский сад «Теремок»
Старооскольского городского округа, Белгородской области
Подготовила воспитатель:
Рындина Марина Митрофановна
Публикация «Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников в условиях ДОУ» размещена в разделах
Состояние здоровья детей дошкольного возраста является гарантом благополучия нашего общества. Именно поэтому проблема его сохранения и укрепления становится все актуальней в сфере дошкольного образования. Педагогам необходимо стремиться сформировать у детей основы здорового образа жизни, воспитать желание быть здоровым. Эффективность этой работы будет во многом зависеть от того, как поддержат и продолжат привитие здорового образа жизни у детей родители в семье.
Здоровый образ жизни-это активная деятельность людей, направленная на сохранение и улучшение собственного здоровья. Именно дошкольное детство является самым благоприятным временем для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Как раз в данном возрасте отмечается более тесная связь ребенка с семьей и воспитателем, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребенка, но и на членов его семьи.
Проведя анализ по проблеме формирования здорового образа жизни дошкольников были выявлены следующие противоречия: между значимостью проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольника и недостаточной подготовленностью, и компетенции родителей в работе по приобщению детей к здоровому образу жизни; между недостаточным уровнем валеологических знаний детей и необходимостью воспитания подрастающего поколения в духе бережного отношения к своему здоровью.
Мы пришли к выводу, что в детском саду необходимо создавать условия для формирования компетентной, увлеченной, спортивной, здоровой личности, предоставлять возможность дошкольникам приобщаться к здоровому образу жизни.
Цель нашей деятельности: пополнить знания детей о культуре здоровья, мотивировать их на здоровый образ жизни, сформировать осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, создать условия для раскрытия индивидуальных возможностей и резервов организма.
Чтобы достичь положительных результатов в решении поставленной цели нами были определены следующие задачи:
- Пропаганда здорового образа жизни среди дошкольников и их родителей.
- Поиск эмоционально привлекательных форм для детей получения информации о здоровом образе жизни.
- Разработка системы образовательных и развлекательных физкультурных мероприятий.
- Развитие физических качеств: силы, ловкости. гибкости, ориентировки в пространстве, координации движений, быстроты реакции, равновесия.
- Формирование у детей и родителей здорового образа жизни.
Работая в направлении по формированию основ здорового образа жизни у детей, мы проводим тематические занятия и физкультурные мероприятия (развлечения, праздники, досуги, внедряем в процесс занятий и мероприятий методы, приемы, формы и средства с учетом индивидуальных возможностей детей. Воспитатель становится единомышленником, партнером для детей в деле приобщения их к здоровому образу жизни.
В своей работе по формированию здорового образа жизни у дошкольников используем следующие методы и приемы: рассматривание картин; составление рассказов; чтение произведений художественной литературы; беседы; решение проблемных ситуаций; дидактические игры; сюжетно-ролевые игры; игры-забавы; подвижные игры; динамические паузы (физкультминутки, пальчиковая и дыхательная гимнастика); утренняя гимнастика; закаливание; тематические занятия; физкультурные праздники, развлечения, досуги.
Понимая, что для решения задач по привитию здорового образа жизни дошкольникам без обустройства предметно-развивающей среды не обойтись, с помощью родителей был оборудован уголок здоровья. В нем находятся мячи, скакалки, кегли, кольцебросы, различные мишени, флажки, ленточки и др. Для профилактики плоскостопия изготовили из подсобного и бросового материала ортопедические коврики.
В процессе организованной деятельности с дошкольниками проводим беседы по следующим темам: «Что такое закаливание», «Полезные и вредные привычки», «Утренняя зарядка -для бодрости», «Радость движения нам дарят подвижные игры», и др. Воспитательная цель бесед состоит в том, чтобы подвести к пониманию, что физические упражнения, прогулки на свежем воздухе, закаливание полезны для детского организма и ведут к сохранению и укреплению здоровья.
Вместе с детьми рассматриваем серии картин: «Скажи микробам нет», «Предметы гигиены», «Зимние виды спорта», «Летние виды спорта», «Я и мое здоровье» и составляем рассказы по ним. Это углубляет и расширяет представления детей о собственном теле, гигиене, спорте и т. д.
Практикуем в своей деятельности решение проблемных ситуаций, составление рассказов из личного опыта детей: «Выходной день дома», «Семья в магазине покупает полезные продукты», «Если не мыть руки перед едой, то…». Дети, обсуждая их, методом проб и ошибок делают выводы о важности здорового образа жизни для человека.
Чтение художественной литературы так же способствует привитию у детей привычки к здоровому образу жизни. В ходе знакомства с такими произведениями, как: А. Барто «Девочка чумазая», «Зарядка», Д. А. Данилина «Утренняя зарядка», А. Жаброва «Будь спортивным и здоровым», подводим детей к самостоятельным выводам о том, что здоровье во многом зависит от самого человека.
Пословицы и поговорки о здоровье и спорте передают нам вековую мудрость народа. Изучая, разбирая и запоминая пословицы и поговорки, дошкольники не только развивают память, но и вместе с тем усваивают их мораль. Пословицы и поговорки используем в образовательной деятельности, в режимных моментах.
В образовательной деятельности используем дидактические игры: «Что сначала, что потом», «Правила гигиены», «Узнай предмет по контуру», «Полезная и вредная еда», «К нам пришел Незнайка». Они помогают в усвоении новых знаний и в закреплении пройденного материала, активизируют познавательные процессы и повышают уровень умственного развития детей.
Для детей группы оформили и оборудовали сюжетно-ролевые игры на современную тематику: «Мы спортсмены», «Спортивный магазин», «Скорая помощь», «Центр здоровья».
Используем в своей деятельности с детьми игры-забавы и подвижные игры: «Догони меня», «Найди свой домик», «Эстафета парами», «Перебежки» и др. Эти игры позволяют детям удовлетворить потребность в ежедневной двигательной деятельности; способствуют развитию таких физических качеств: силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости, координации движений, умению ориентироваться в пространстве.
Используем в физическом развитии детей утреннюю гимнастику, физкультминутки во время занятий, пальчиковую и дыхательную гимнастики, закаливания. Например, чтобы предупредить у дошкольников переутомление в ходе образовательной деятельности проводим физкультминутки. Они способствуют активному отдыху и повышению тонуса организма.
Для формирования привычки здорового образа жизни у дошкольников, очень важно, чтобы знания детей о здоровье и собственном организме были полными. Поэтому был проведен цикл тематических занятий с включением валеологического компонента. В ходе образовательной деятельности стараемся проводить занятия в игровой форме, с использованием сюрпризных моментов. Во время проведения таких занятий дети получают знания, умения и навыки путем решения игровых и проблемных ситуаций самостоятельно.
Для закрепления привычки к чистоте в старшей группе провели занятие на тему: «Наши друзья Вода и Мыло». Цель его, помочь детям развить готовность поддерживать свое здоровье на основе навыков личной гигиены. В продолжении этой темы был проведен спортивный досуг «Чистота для здоровья нам нужна». В ходе его проведения дошкольники закрепили культурно-гигиенические навыки, которые нужно выполнять перед приемом пищи и после него.
Формируя привычку к здоровому образу жизни, важно, чтобы ребенок понял необходимость правильного, здорового питания. Проведя тематическое занятие «Питайся правильно» мы вместе с детьми выяснили, что фрукты, овощи, ягоды, каши, супы-незаменимые помощники нашему здоровью. Это занятие способствовало тому, что дети по-другому стали относиться к еде.
Осуществляя свою деятельность по формированию привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, мы пришли к выводу, что наиболее интересной формой работы является проведение физкультурных праздников, развлечений и досугов. Во время их проведения широко используем разные игровые приемы, игровые упражнения, загадки, стихотворения, музыкальные произведения. Все это способствует положительному, настрою детей, активному применению приобретенных ранее двигательных умений и навыков. Участие в физкультурных праздниках помогает детям глубже осознать значение систематических упражнений в двигательных действиях для достижения желаемых результатов, побуждает интерес к регулярным занятиям физической культурой. Нами были проведены такие праздники: «В стране Здоровья», «Я здоровье берегу, я здоровым быть хочу», «Будем делать хорошо и не будем плохо», «Путешествие на планету Здоровье». Так же проводим спортивные праздники и досуги с доминирующей задачей: воспитание интереса к физкультуре и спорту, к личным достижениям. Это такие праздники: «Веселые старты», «Мы-будущие спортсмены», «Я выбираю движение», «Русские народные забавы».
Участвуем вместе с детьми в спортивных праздниках, которые проводятся в рамках всего детского сада. К таким мероприятиям готовимся ответственно. У детей всегда есть особенная заинтересованность в них – это стать победителями. К таким спортивным праздникам относим: «День здоровья», «Летняя спартакиада».
Практика нашей работы подтверждает, что одним из основных направлений в формировании здорового образа жизни у дошкольников является тесный контакт родителей и педагогов. Только при совместных действиях, доверии и понимании между родителями и воспитателями могут успешно решаться задачи по сохранению и укреплению здоровья детей. Хочется, чтобы все родители поняли, что без их прямого участия невозможно добиться положительного эффекта в данном направлении.
Наши родители всегда поддерживают проведение мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей. Им особенно приятно видеть, что педагоги лично заинтересованы оздоровлением детей и относятся к этому с душой. В группе было проведено совместное развлечение с родителями «Самая спортивная семья». Оно особенно запомнилось всем участникам. Чувство товарищества, взаимовыручки, целеустремленность очень пригодились в ходе этого мероприятия. Эстафеты и конкурсы были разными и интересными, а болельщики с азартом сопереживали участникам соревнований. В ходе этого мероприятия дети совершенствовали опыт организации спортивных игр, умение проявлять физические качества в игровых ситуациях.
Анкетирование родителей показало, что они мало знают о том, как укрепить здоровье ребенка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Им в помощь нами были подготовлены различные консультации. Так же, была подобрана наглядная информация для родительского уголка, которая направлена на приобщение родителей к вопросам физического воспитания. Семья во многом определяет отношение детей к физической культуре, их интерес к спорту, к ведению здорового образа жизни. Этому способствует эмоционально близкое общение детей и родителей в совместной деятельности.
По итогам проведенной работы, направленной на формирование основ здорового образа жизни у дошкольников в условиях ДОУ, можно сказать, что у детей не только сформировались элементарные представления о здоровом образе жизни, но и развился интерес к творческой деятельности. Это подтверждают позитивные результаты проделанной работы:
- у детей сформировано понятие «здоровье»;
- выросли показатели физической подготовленности дошкольников;
- родители и дети осознали необходимость и значимость здорового образа жизни;
- повысилась активность родителей воспитанников, проявляющаяся в участии в физкультурных мероприятиях, проводимых вместе с детьми.
Список литературы:
1. Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольном образовательном учреждении. – М. : Айрис, 2006.
2. Бабунова Т. М. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. ТЦ Сфера, 2007.
3. Воротилкина И. М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении. – М. : НЦ ЭНАС, 2006.
4. Голубева Л. Г. Проблемы физического воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях на современном этапе. – М. : ГНОМ,2004.
5. Доронина М. А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. 2007.
6. Ерастова А. П. Роль активного отдыха в повышении работоспособности детей на занятиях в детском саду // Роль физического воспитания в подготовке детей к школе. – М., 2001.
7. Жбанова Л. С. Организация спортивных досугов, дней здоровья, туристических походов. / Активный отдых в детском саду. –М. : Просвещение, 2007.
8. Крылов Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Волгоград. Учитель, 2009.