Мария Полтавская
Формирование основных экологических понятий у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с насекомыми
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование основных экологических понятий в процессе ознакомления с насекомыми»
Автор-составитель:
Полтавская М. В.
Междуреченск 2012-13г.
Предисловие
Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту и уникальность, научить любоваться, восхищаться, любить и беречь эту красоту – задача взрослых.
Публикация «Формирование основных экологических понятий у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с насекомыми» размещена в разделах
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Именно в дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры. В этом возрасте ребенок открыт, любознателен, хочет знать все и обо всем. Экологические знания позволяют ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа (растения, животные, насекомые и т. д) и все они в этом мире гармонично связаны.
С принятием Законов Российской Федерации «Об охране окружающей среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы экологического образования населения, создание системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное детство.
Проблема познания дошкольниками мира природы и формирования у детей основных экологических понятий рассматривалась в многочисленных исследованиях известных педагогов и психологов: А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, Н. Ф. Виноградова, Н. Н. Подъякова, С. Н. Николаева и др., которые в своих работах отмечали, что в ходе целенаправленного развития у дошкольников основ экологической культуры формируются представления об основных экологических понятиях.
Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста требует разработки системы экологического воспитания, важным звеном которого является ознакомление дошкольников с миром животных, в том числе насекомых.
Вид проекта: познавательно - исследовательский.
Продолжительность проекта: 7 месяцев, средней продолжительности.
Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Образовательная деятельность: экологическое воспитание
Цель проекта: Формирование экологической воспитанности дошкольников. Формирование у детей элементарных представлений о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик, их строении, способах передвижения. Воспитывать бережное отношение к живому. Активизация мыслительно - поисковой деятельности детей.
Задачи:
Выявить уровень сформированности основных экологических понятий у дошкольников о насекомых
Разработать средства формирования у дошкольников основных экологических понятий в процессе ознакомления с насекомыми и экспериментально проверить их эффективность
Выявить изменения в уровнях сформированности основных экологических понятий у дошкольников.
Формы и методы работы :
просмотр мультфильмов;
чтение художественной литературы;
интегрированные занятия;
игры-ситуации;
беседы;
выставки рисунков и поделок;
экскурсии;
викторина;
консультации.
Предполагаемый результат:
дети должны знать и называть насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик);
иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев, способах передвижения (прыгает, летает, бегает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет, где и как зимуют насекомые;
знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям;
находить сходства и различия;
владеть обобщающим понятием «насекомые»;
составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы.
Перспективный план
I этап – подготовительный; II этап – формирующий; III этап –заключительный
Этапы Месяц Формы работы
1 этап Январь Выявление уровня сформированности знаний о насекомых у детей старшей группы.
Изучение методической литературы по вопросам ознакомления дошкольников с миром насекомых.
Подбор художественной литературы, наглядного материала.
Разработка перспективного плана по теме.
2 этап Февраль Просмотр мультфильмов «Лунтик», «Пчелка Майя».
Беседы ; Беседы с использованием иллюстрированного материала Чтение художественной литературы А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок – пилот». НОД «Кто такие насекомые?»
Март Изготовление макета «Веселая пчела» Чтение художественной литературы С. Михалкова «Академия наук» НОД «Чудесные превращения». Игра «Насекомые в природе родного края»
Апрель Опытно – экспериментальная деятельность «Жизненный цикл мушек» Чтение художественной литературы В. Зотова из книги «Лесная мозайка» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»). НОД «Насекомые и цветы созданы друг для друга» Разгадывание загадок
Май Чтение художественной литературы В. Танасийчука «Цепочки в лесу». М. Пришвина «Этажи Леса», «Муравьи». НОД «Таинственный мир насекомых» Развлечение «Пчелка Майя»
Июнь;Июль Циклы наблюдений Экскурсия в парк города Разгадывание кроссворда, загадок. Работа в рабочей тетради Творческий продукт совместной деятельности выставка «Букашечки- таракашечки»
3 этап Август Музыкальный досуг «Праздник у насекомых» Проведение диагностики.
Сравнительный анализ результатов проекта.