Лучший педагог года

Конспект занятия «Формирование патриотических чувств у дошкольников»

Ольга Кудрина
Конспект занятия «Формирование патриотических чувств у дошкольников»

Работа по теме самообразования

«Формирование патриотических чувств у детей дошкольников

через разные виды деятельности

и работу с семьей

Составила: воспитатель МКДОУ

д/с №3 «Колокольчик»,

п. Жигалово, Иркутской области

Кудрина О. В.

Публикация «Конспект занятия „Формирование патриотических чувств у дошкольников“» размещена в разделах

Актуальность выбранной темы была продиктована во-первых, низкой активностью родителей в проводимых семейных мероприятиях, во-вторых, нежеланием участвовать в проектах по тематическим неделям, связанными с семейными ценностями, историей и культурой России, и в-третьих, непосредственно самой политической обстановкой в мире.

Откуда пришло осознание, что необходимо проводить работу именно в русле патриотизма? Что такое патриотизм? Все мы знаем, что патриотизм – это любовь к Родине. Это знание истории своей страны, знание героев, великих людей, гордость за свою страну. А как воспитать все эти качества в ребенке? С какого возраста начинать? И что такое патриотизм в призме дошкольного воспитания?

В ходе изучения литературы, пришло осознание того, что невозможно, например 10-ти летнего ребенка заставить свято любить свою Родину, беречь свою природу, природу и землю своих прадедов, быть преданным своей Отчизне, если он не знает кто он и откуда, где и как жили, чем занимались его предки, какие ценности были у них!

Дальнейшим вектором в своей работе я взяла слова, которые встали за основу всей дальнейшей работы по теме самообразования:

«Когда ребенок растет в семье и знает своих родственников, знает свои корни, историю семьи, когда ему с детства прививается любовь к родной природе и уважение к старшим- тогда и начинается формирование патриотических качеств. Человек без этого знания подобен листу, которого несет ветер, ему легко внушить любые истины, моральные нормы, им очень легко управлять! Дерево, у которого крепкие корни, ветер не валит.»

Формирования патриотических качеств возможно только при наличии УСЛОВИЙ, которые будут способствовать СОЦИАЛИЗАЦИИ ребенка в ПОЗИТИВНОМ ключе.

Для этого ребенок должен заниматься такими видами деятельности которые, соответствуют его возрасту, вызывают у него чувство радости.

Тема: «Патриотическое воспитание дошкольников» тесно переплетается с понятиями

«Родина», «Семья»

Свою работу по данной теме я начала с детьми 3-5 лет. Ведь это самое благодатное время для воспитания нравственности, в этот период формируются эмоционально-чувственный мир и мышление ребенка, поиск себя в мире.

Основные задачи патриотического воспитания дошкольников

- Сформировать у детей представления о семье, доме, поселке, природе родного края, стране, в которой они живут.

- Ознакомление детей с произведениями худ. литературы патриотической направленности, с народным декоративным искусством, музыкальными произведениями.

- Развитие личности дошкольника, его творческих способностей, формирование активного познавательного интереса.

- Повысить компетенцию родителей в нравственно-патриотическом воспитании детей.

АНАЛИЗ АНКЕТИРОВАНИЯ родителей на тему: «Патриотическое воспитание в семье и в ДОУ» 2014-15 у. г.

В АНКЕТИРОВАНИИ ПРИНЯЛО УЧАСТИЕ 83% РОДИТЕЛЕЙ

1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

- 43% - любовь к Родине и своему краю

- Знание истории своей страны

- -Память о Победе

- Знание обычаев и традиции России

- Чувство гордости за Россию

57% - без ответа

2. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

- 100% - ДА

3. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?

Ответы родителей:

37% - детский сад

15% - семья

48%- детский и семья

4. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

Ответы родителей:

9%- нет

84%-да

7%-вообще да, в детском саду рано

5. Есть ли в Вашем доме семейные традиции?

Ответы родителей:

48%- да

52%-нет

6. Какие семейные традиции есть в Вашей семье?

- Совместный отдых на природе

- Пирожки по выходным

- Ходить в баню в субботу

- Всей семьей встречать Новый год

- Устраивать праздники для детей с веселыми сценариями

- Уборка в доме

- Совместные обеды и ужины

- Ходить 9 мая всей семьей на парад

- «СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ НЕТ, НО ИДЕЯ ПРИКОЛЬНАЯ, В ДАЛЬНЕЙШЕМ ПЛАНИРУЕМ ЗАВЕСТИ ТРАДИЦИЮ»

Далее был показан видео-ролик, где дети моей группы давали интервью о том, есть ли у них в доме СЕМЕЙНЫЙ ФОТОАЛЬБОМ? К моему большому удивлению оказалось, что лишь у нескольких семей, а точнее у 4 –х семей из 21, есть СЕМЕЙНЫЙ ФОТОАЛЬБОМ и дети о нем знают, дети его просматривают, сравнивают себя в детстве и своих родственников: маму, папу, бабушек и дедушек.

После анализа сложившейся картины мною пришло осознание того, что необходимо провести родительское собрание по освещению данного вопроса

«…ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТОВ…» или «ВСЁ НАЧИНАЕТСЯ С ДЕТСТВА…»

На родительском собрании, которое прошло в форме «Семейного кафе», я постаралась донести до родителей острую необходимость в возрождении и семейных традиций, и наличия семейного фотоальбома, и ведения древа семьи, и знание ребенком своих родственников, семейных увлечений и ремесел предков, знание своего края, своей природы, а также основных социальных объектов.

Собрание имело следующую структуру:

1. Общее освещение проблемы: утрата семейных ценностей в современном обществе

2. Анализ анкетирования

3. Виды и формы развития патриотических качеств у детей силами родителей: углубление знаний о родном крае, поселке, истории названия улиц, известных людей поселка, семейный фотоальбом, возрождение семейных традиций, передача семейных увлечений и ремесел следующим поколениям;

4. Обмен опытом: Презентация семьи Данилиных «История названий улиц п. Жигалово, Презентация семьи Наумовых «Семейное увлечение», сообщение семьи Долгих «Интересные факты истории п. Жигалово»

5. Игра-пантомима «Семейные ситуации»

6. Презентация фото-выставки «Чтобы вспомнить какими мы были сохраните семейный альбом»

7. Чаепитие

Затем была проведена серия экскурсий: осенний и зимний лес, осенний и летний берег р. Лены, осенний и весенний луг и поле, экскурсия в музей школы №1, полицию, пожарную часть, библиотеку и т. д.

После проведения экскурсий детьми и родителями была создана рукотворная книга «Жигалово», в которой отражены основные организации и учреждения, природа Жигаловского района.

В ходе работы были реализованы тематические проекты «Профессии в моей семье», «Мое семейное древо», «Семейная реликвия», «Герои победы моей семьи», «Мой папа служил в армии». Постепенно стала нарастать родительская активность и участие, появился интерес в создании своего проекта, дух соревнования на лучший проект

Также пришло осознание в необходимости проведения нестандартных праздников и досугов, касающихся семейных тем и народной культуры и традиций России.

Формирования патриотических качеств продолжается уже у моих выпускников, которые создают свои школьных проекты о малой Родине и делятся ими с нами в детском саду

Также данная тема по самообразованию не обходит и речевое развитие детей. Ставшие уже нашей садовской традицией вечера и конкурсы чтецов о Родине, о России, о своих семьях, а также участие в районных конкурсах чтецов и занимание призовых мест и есть тому подтверждение.

Через три года работы на данной темой мною было проведено вновь анкетирование, которое приятно меня удивило своими результатами.

В АНКЕТИРОВАНИИ ПРИНЯЛО УЧАСТИЕ 100% РОДИТЕЛЕЙ

1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

- 100% - любовь к Родине, к семье, знание своих корней, предков память о Победе, знание обычаев и традиции России

0% - без ответа

2. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

- 100% - ДА

3. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?

70%- СЕМЬЯ

28%- И ДЕТСКИЙ И СЕМЬЯ

2%- ДЕТСКИЙ САД

5. Есть ли в Вашем доме семейные традиции?

77%- да

23%-нет

6. Какие семейные традиции есть в Вашей семье?

- Совместный отдых на природе

- Воскресные обеды у бабушки

- Прогулки в магазин всей семьей в воскресенье

- Сказка на ночь

- Всей семьей встречать Новый год

- Вести семейный альбом

- Блины по субботам

- Обсуждение прошедшего дня за семейным ужином

- Летом ролики,зимой лыжи- для всей семьи

- Ходить 9 мая всей семьей на парад

- Целоваться в носик при встрече дома

- Ведем генеалогическое древо семьи

Заканчивая работу над темой самообразования, понимаю, что без данного направления работать уже не смогу, ведь приоткрыв однажды тесную связь семейных уз, понимаешь, что это самая большая и незаменимая ценность нашей жизни, а для нашего подрастающего поколения – это основа основ.

Публикации по теме:

Формирование нравственно-патриотических чувств ребенка дошкольного возраста на логопедических занятиях Участие в методическом объединении. Освещение темы: «Формирование нравственно-патриотических чувств ребенка дошкольного возраста на логопедических.

Формирование нравственно-патриотических чувств в процессе ознакомления дошкольников с родным городом «Формирование нравственно-патриотических чувств в процессе ознакомления дошкольников с родным городом» Воспитание патриотизма начинается.

План самообразования воспитателя ДОУ «Формирование патриотических чувств у дошкольников» План самообразования воспитателя ДОУ по теме: "Формирование патриотических чувств у дошкольников" Тема: Формирование патриотических чувств.

Формирование патриотических чувств у дошкольников «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Формирование у дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви и уважения к историческому военному прошлому Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Возможно,.

Формирование элементов патриотических и гражданских чувств у детей дошкольного возраста «Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека.

Формирование и развитие патриотических чувств у дошкольников «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников через внедрение современных образовательных технологий Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через внедрение современных образовательных технологий. В. А.

Формирование у дошкольников патриотических чувств, как фактор воспитания любви к родному краю и его защитникам Великая Отечественная война для наших детей - далекая история. Если мы, внуки и правнуки воевавших, не передадим своим детям то, что хранится.

Индивидуальный план по самообразованию «Формирование патриотических чувств у дошкольников через художественную литературу» МАОУ детский сад № 69 «Веточка» городского округа Тольятти Индивидуальный план работы по самообразованию на 2018 – 2019 учебный год Пикашова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Формирование патриотических чувств у дошкольников»
Опубликовано: 31 января 2019 в 17:25
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД