МААМ-картинки

Формирование первичных навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста

Валентина Митина
Формирование первичных навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста

Изучив и обобщив особенности формирования трудовых навыков у детей младшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе, мы пришли к выводу, что работа по формированию навыков самообслуживания является необходимой на данном возрастном этапе, потому как несформированность первичных навыков самообслуживания становится препятствием в учебно-познавательной деятельности и последующей адаптации в самостоятельной трудовой деятельности.

Публикация «Формирование первичных навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В рамках воспитательно – образовательного процесса необходимо проводить ежедневную работу по формированию навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста. Труд по самообслуживанию требует несложной, но четкой организации. Сам процесс труда диктует здесь такую организационную форму, как повседневное продолжительное систематическое участие детей в выполнении своих обязанностей, связанных с удовлетворением личных потребностей. За их выполнение они несут ответственность перед воспитателем и сверстниками. Продолжительное выполнение одного и того же задания по самообслуживанию обеспечивает усвоение способа, быстроту и качество его реализации. Лишь после этого круг обязанностей по самообслуживанию расширяется, детям предъявляются более высокие требования.

Мы предположили, что процесс формирования трудовых навыков у младших дошкольников будет более результативным при его организацией в соответствии с программой Н. М. Крыловой «Детский сад – Дом радости». Было решено подтвердить это экспериментально.

Экспериментальная база исследования – МАДОУ №232 детский сад комбинированного вида «Сказка», 2-я младшая группа. Количество испытуемых 20 детей в возрасте 3-4 лет.

На подготовительном этапе эксперимента была подготовлена таблица для проведения мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы «Детский сад- дом радости», предлагаемая автором программы Н. М. Крыловой; были изучены методики формирования навыков самообслуживания. Определены критерии по которым будет производится оценка уровня сформированности навыков самообслуживания :

1. Умывание - самостоятельно и аккуратно моет лицо, руки, правильно пользуется мылом, насухо вытирается после умывания; вешает полотенце на место, моет руки по мере загрязнения, перед едой, после пользования туалетом, ежедневно чистит зубы, причесывается.

Выполняет режимный процесс осознано как целенаправленную деятельность, выделяя ее компоненты (с помощью вопросов воспитателя) : замысел деятельности (зачем нужно мыться); предмет деятельности (что

нужно вымыть – руки, каждый пальчик и т. д); средства (вода, мыло); действия (сначала намочить руки, потом намылить мылом, потом растереть мыло на каждом пальчике и на ладошке, и сверху ладошки, намылить «манжеты»,чтобы получить белые пышные, мыльные «перчатки», а потом смыть водой, вытереть каждый пальчик и ладошку о полотенце); результат (руки чистые сухие, полотенце влажное, на полу сухо, костюм сухой).

2. Питание – ест аккуратно, пищу берет по не многу, пережевывает с закрытым ртом.

3. Одевание и раздевание – умеет самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать и вешать одежду, с помощью зеркала замечает нарушение красоты и порядка в одежде, умеет приводить ее в порядок с помощью взрослых, демонстрирует стремление быть всегда аккуратным, опрятным; следит за своим внешним видом.

Для оценки уровня сформированности установленна 5-и уровневая система, где:

5 баллов - ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно

4 баллла- ребенок самостоятельно и с частичной помощью взрослого выполняет все предложенные задания.

3 балла – ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого.

2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания.

1 балл– ребенок не может выполнить предложенные задания, помощь взрослого не принимает.

Констатирующая часть была проведена в 2 этапа. На первом этапе, в первую неделю сентября,было проведено родительское собрание на тему «Формирование навыков самообслуживания». В ходе собрания было проведено анкетирование родителей,

анализ анкет выявил, что родители не до конца осознают важность становления самостоятельности детей, а в некоторых семьях препятствуют этому. В помощь родителям была проведена беседа и составлены памятки по трудовому воспитанию.

На втором этапе, во вторую неделю сентября, в ходе выполнения режимных моментов был организован мониторинг овладения культурой самобслуживания как привычкой исполнения данного вида трудовой деятельности (умывание, одевание, питание) методом включенного наблюдения, когда воспитатель в играх, совместных делах, беседах, оценивает динамику развития ребенка. Ведущей формой мониторинговых наблюдений за детьми является занятие – специально организованная деятельность (игровая, трудовая, учебная, продуктивная, освоенная на уровне самостоятельности. Полученные результаты мониторинга позволяют отслеживать динамику развития каждого ребенка.

Когда все дети прошли диагностику, подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение можно получить, сложив все баллы (по столбцу) и разделить на количество параметров. Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций.

Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и/или органического генеза. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту.

По итогам наблюдения мы сделали вывод: на начало года общегрупповой показатель по трем критериям составил 3,7 балла, что свидетельствует о наличии проблем в овладении детьми навыками самообслуживания. Ни один ребенок не может выполнить предложенные задания самостоятельно,8 детей выполняют предложенные задания с частичной помощью взрослого и 12 детей выполняют предложенные задания только с помощью взрослого. В ходе наблюдения за детьми, выяснилось, что у детей есть определенные умения, но нельзя говорить о том, что у них сформированы навыки. Действия их неуверенны, требуется постоянная подсказка. Выполнение любых действий требует от ребенка сосредоточенности. Во время режимных моментов были выявлены следующие проблемы: не все дети пользуются мылом и вытирают руки насухо, многие не осознают необходимости мыть руки перед едой, после пользования туалетом, причесываться. Не выполняется необходимая последовательность действий (открыть кран, намочить руки, намылить, смыть пену, закрыть кран, вытереть руки). Во время приема пищи, выяснилось, что некоторые дети не могут полноценно пользоваться столовыми приборами, не стараются есть аккуратно, никто из ребят не пользуется бумажной салфеткой. Во время одевания не соблюдается последовательность одевания вещей, колготки и носки одеваются задом наперед, сандалии одеваются не на те ноги, сапоги и ботинки одеваются с трудом. Не все умеют застегивать молнии, одевать куртки и шапки. Застегивать пуговицы умеют только трое ребят. Некоторые дети даже не пытаются самостоятельно одеться. Большую сложность представляет выворачивание одежды на правую сторону.

Выявилась необходимость проводить работу по формированию навыков самообслуживания.

Формирующий этап был проведен с 16 сентября 2014 года по 24 февраля 2015года. Цель данного этапа – провести работу по формированию навыков самообслуживания используя специально организованную игровую и трудовую деятельность, занятия по чтению художественной литературы, рассматривание иллюстраций, упражнения по развитию мелкой моторики пальцев и кисти рук.

Основной формой проведения формирующего этапа стала трудовая деятельность «Одевание на прогулку», «Умывание»; игровая деятельность которая состояла из серии пальчиковых и хороводных игр. Трудовая и игровая деятельность организовывалась ежедневно во время режимных моментов, в ней принимали участие все дети. Так же проводились беседы с детьми о гигиене, чтение художественной литературы А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр» «Федорино горе», С. Маршак «Перчатки»; рассматривание иллюстраций: «Одежда», «Обувь», «Времена года», «Таня на прогулке»; изготовлены пособия с разнообразными застежками (кнопки, шнурки, пуговицы, молнии); сюжетно –ролевые игры с куклами «На прогулку», «Положи куклу спать», «Гостья»; настольная игра –лото «Времена года» (подбор одежды по сезону);

На контрольном этапе эксперимента, в последнюю неделю февраля, в ходе выполнения режимных моментов, был вновь организован мониторинг овладения культурой самообслуживания как привычкой исполнения данного вида трудовой деятельности (умывание, одевание, питание).

Считаю, что проведенная работа дала хороший результат. Общегрупповой показатель на конец февраля составил 4,7 балла, что является высоким показателем овладения детьми навыками самообслуживания. 12 детей из 20 выполняют предложенные задания самостоятельно, семерым еще нужна частичная помощь взрослого, только у одного ребенка остался низкий показатель (он не посещал детский сад в ноябре, декабре и январе в связи с болезнью). Выявленные в начале эксперимента проблемы были решены. Дети научились последовательно выполнять действия необходимые для осуществления процессов умывания и одевания, понимают смысл всех выполняемых действий, начиная выполнять действие, не обдумывают заранее, как будут его осуществлять, не выделяют из него отдельных частных операций. Но говорить о том, что навыки полностью сформированы еще рано. Необходимо проводить работу по закреплению приобретенных навыков, совершенствовать выполняемые действия, наращивать темп выполнения действий. По данным направлениям планирую и дальше проводить работу.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как метод формирования навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста 2.2. Дидактическая игра как метод формирования навыков самообслуживания у детей младшего возраста Занятия по формированию культурно-гигиенических.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста Всем известно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка гораздо чувствителен к воздействиям внешней среды, чем организм.

Формирование навыков самообслуживания у детей в семье Создание в семье условий, с помощью которых добиваются, чтобы ребенок одевался самостоятельно. Чтобы ребенок мог самостоятельно вешать.

Конспект режимного момента. Формирование у детей навыков самообслуживания Тема: Просмотр режимных моментов Цель: Формирование у детей навыков самообслуживания (умывание, навыки еды, раздевание ко сну, подъем со.

Формирование навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста Складывающаяся на сегодняшний день в детских дошкольных учреждениях картина такова, что из-за нехватки младшего персонала, на должность.

Консультация: «Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста» .

Педагогический проект «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста». Введение Дошкольный возраст – возраст ускоренного физического и психического развития ребёнка, формирования в нём общих навыков и умений,.

Проектная деятельность «Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений о социокультурных ценностях» Проектная деятельность на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа.

Родительское собрание «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» Цель: формирование у детей и родителей культуры здоровья. Задачи: формировать у родителей представления о воспитании культурно - гигиенических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование первичных навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 6 ноября 2015 в 16:35
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД