Елена Злобина
«Формирование правильного речевого дыхания у детей старшего возраста с ОНР». Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое дыхание в спокойном состоянии имеет существенные от физиологического отличия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемыми к дыхательному акту во время речи.
Физиологическое дыхание
Фазы: вдох- выдох- пауза.
Происходит непроизвольно, рефлекторно, вне нашего сознания.
Назначение: осуществление газового обмена.
Вдох и выдох через нос.
Время, затраченное на вдох и выдох, примерно одинаковое ( 4:5).
Смена фаз дыхания однообразно-ритмическая.
Речевое дыхание
o Фазы: вдох- пауза – выдох.
Публикация «„Формирование правильного речевого дыхания у детей старшего возраста с ОНР“, Консультация для родителей» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речевого дыхания. Консультации
- Старшая группа
- Темочки
o Происходит сознательно, произвольно, контролируемо, управляемо.
o Назначение: основа голосообразования, формирования речевых звуков, речевой мелодики.
o Вдох и выдох через рот.
o Выдох значительно длиннее вдоха ( 1: 2 или 1:3). Чем длиннее фраза, тем длиннее выдох.
o В смене фаз дыхания ритмической последовательности нет.
Речевое дыхание представляет собой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи. Характер речевого дыхания подчинен внутреннему речевому программированию, а значит – семантическому, лексико-грамматическому и интонационному наполнению высказывания.
Нарушения дыхательной функции наблюдаются у большинства детей с речевой патологией и обусловлены различными факторами.
Незрелость клеток дыхательного центра;
Недостаточная иннервация органов дыхательного аппарата;
Нарушение проходимости носовой полости вследствие полипов, аденоидов, хронических ринитов и т. п.
Физиологическое дыхание у детей с ОНР имеет свои особенности:
- Оно, как правило, поверхностное.
- Верхнереберного типа.
- Ритм дыхания недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке.
- Объем легких существенно ниже возрастной нормы.
Поэтому речевое дыхание у детей с речевыми нарушениями развивается неправильно.
В процессе речевого высказывания у них отмечаются:
Задержка дыхания;
Судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки;
Дополнительные вдохи;
Недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания;
Укороченный и нерационально используемый речевой выдох.
Произнесение отдельных слов происходит в разные фазы дыхания- как на вдохе, так и на выдохе.
Таким образом, нашим детям, прежде всего, необходимо развивать объем легких, формировать грудобрюшной тип дыхания, т. к. этот тип дыхания является базой для формирования такой сложной психофизиологической функции, как речевое дыхание.
Наиболее важными при развитии физиологического дыхания являются так называемые классические упражнения.
Их цель: Координация ротового и носового дыхания, выработка нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы.
Практическое задание.
Вдох носом- выдох через нос
Вдох через рот – выдох через рот
Вдох через рот- выдох через нос
Вдох через нос- выдох через рот (всегда заканчивать этим упражнением)
В связи с этим мы развиваем разнообразные комбинации вдохов и выдохов.
Работа по развитию по развитию дыхания проводится по разделам:
-Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи.
-Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале гласных и согласных звуков.
-Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слогов.
-Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слов, предложений и фраз.
В играх и упражнениях на развитие дыхания формируется сильный, направленный выдох. Дыхательные мышцы тренируются со звуком и без него.
Закрепление правильного дыхания синхронизируется с движениями пальцев рук и глаз, а также в ходе упражнений совершенствуются зрительно-пространственные ориентации, способность к переключению и тактильные ощущения.
Такое комплексное воздействие позволяет:
-сформировать мышечный корсет и вертикаль позвоночника;
- осознанно воспринимать и регулировать фазы дыхания;
- создать базу для активного вдоха и выдоха с акцентом на силу, скорость и объем воздушного потока;
- автоматизировать нижнереберный диафрагмальный тип дыхания;
-вызвать и закрепить у детей энергетический экономный тип дыхания, который лежит в основе речевого дыхания. (чтобы хватило на длинную фразу)
Самым важным для ребёнка является чувство поддержки со стороны родителей : этим чувством определяется доверие к миру и уверенность ребёнка в самом себе.