МААМ-картинки

Формирование представлений о массе предметов и ее измерении в подготовительной группе детского сада (5 фото)

Татьяна Запарова
Формирование представлений о массе предметов и ее измерении в подготовительной группе детского сада

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

О МАССЕ ПРЕДМЕТОВ И ЕЕ ИЗМЕРЕНИИ

в подготовительной группе

Предварительная работа

Восприятие массы осуществляется с помощью зрительного, тактильного и двигательного анализаторов.

На втором году жизни ребенок уже воспринимает массу предмета

(не может поднять стул, потому что он тяжелый).

Публикация «Формирование представлений о массе предметов и ее измерении в подготовительной группе детского сада» размещена в разделах

К трем-четырем годам дети уже понимают значение слов «легкий», «тяжелый» и различают контрастные по массе предметы.

Развитие барического чувства не происходит спонтанно, и зависит от условий обучения.

Старшие дошкольники, посещавшие магазины со взрослыми, располагают сведениями о взвешивании на весах как способе определения массы, об использовании гирь, о движении стрелки на весах. Но представление о массе и единицах ее измерения у них поверхностно.

Точность восприятия массы зависит не только от возраста, но и от овладения приемами обследования предметов по их массе, знания общепринятых мер и способов измерения.

Педагогическая работа строится в определенной последовательности :

1.

Формирование представления о массе.

«Тяжелый - легкий»

2.

Развитие барического чувства

«Тяжелее – легче», «одинаковые по тяжести»

(выкладывание сериационных рядов по массе)

3.

Измерительная деятельность.

(Знакомство с правилами взвешивания на весах и килограммом)

Подготовительная группа 6-7 год жизни.

Задача работы:

1. Познакомить детей с приемами измерения массы с помощью условной меры.

2. Продолжать учить понимать прямую и обратную функциональную зависимость между объектом, средством и результатом измерения.

3. Знакомство с простейшими весами (типа «аптечных» или «уточек»). Проверка правильности «взвешивания» на руках.

Правило: чашка с предметом большей массы опускается вниз.

Это не взвешивание, а сравнение масс. Взвешивание — это измерение, в результате которого получается число.

Пособия:

· разнообразные предметы

· чашечные весы

· разновесы – мелкие предметы, одинаковые по всем признакам: бочонки, кубики, камешки, пуговицы, жёлуди, монеты и т. п.

На одну чашу весов кладем предмет, массу которого необходимо определить, на другую по одному подкладываем мерки, пока весы не уравновесятся. Дети должны назвать массу предмета, подсчитав количество мерок, например, «масса мешочка равна массе трех кубиков».

Далее учим сравнивать массы предметов по результатам измерения : масса красного мешочка равна 5 кубикам, масса синего – 6, значит красный легче, а синий мешочек тяжелее.

Полезно предлагать устные задачи без использования наглядности; выстраивать сериационный ряд по результатам измерения.

Специальное место отводится формированию представлений об обратной функциональной зависимости. Для этого измеряем массу одного предмета с помощью различных мерок. Для получения вывода сравниваем по массе сами мерки и убеждаемся, что чем тяжелее мерка, тем меньше результат и наоборот.

Упражнение 1

Тяжелее – легче

Упражнение 2

Расширять представления о весе предметов.

Материалы: чашечные весы, два кубика из пластилиновой массы одинаковой массы.

Ход:

• Воспитатель показывает два кубика из пластилина одинаковой массы и спрашивает детей

- Что можно сказать об этих предметах? (форма, цвет, размер, материал)

- Как вы думаете, какой легче? Какой тяжелее? Или они одинаковые по тяжести? Как это проверить?

Дети взвешивают кубики на ладонях и весах. Делают вывод, что кубики одинаковые по весу.

• Воспитатель предлагает сделать из одного кубика шарик. Затем спрашивает детей

- Что можно сказать о весе шарика и кубика? (дети отвечают, что эти предметы одинаковые по весу). Проверяют с помощью весов.

• Воспитатель предлагает сделать из второго кубика лепешку и просит сравнить лепешку и шарик по весу

- Что можно сказать о весе этих предметов?

Затем дети с помощью воспитателя формулируют вывод :

кубики были одинаковые по весу, из них мы сделали другие предметы, но масса их не изменилась, по весу они остались одинаковыми.

Упражнение 3

Упражнять в умении сравнивать вес предметов с помощью весов.

Воспитатель: сегодня у нас в гостях Мила.

- Дорогие ребята, я ходила в магазин и купила один пакет крупы, очень хочется каши на ужин, и один пакет кукурузных хлопьев. Пакеты абсолютно одинаковые. Вот интересно, как их можно различить, не открывая?

Воспитатель: Одинаковые ли пакеты у Милы? Дети: Да, пакеты одинаковые. Воспитатель: По размеру пакеты одинаковые, но есть свойства предметов, которые мы не можем увидеть. Возьмите пакеты. Один в правую руку, другой – в левую. (Дать подержать всем детям). Что теперь можете сказать?

Дети: Один пакет тяжелее другого. Воспитатель: Когда мы говорим «легче» или «тяжелее», то имеем в виду свойства предметов, которое называется «масса». Какой прибор поможет нам сравнить предметы по массе?

Дети: Весы. Воспитатель: Ставим пакеты на чашечные весы. Какой пакет тяжелее?

Дети: С крупой, он находится на нижней чашке. Воспитатель: Какой пакет легче?

Дети: С хлопьями, он находится на верхней чашке весов. Воспитатель: Как уравнять вес пакетов?

Дети: Можно добавить хлопьев или убавить крупы. Воспитатель: (Уравниваем пакеты двумя способами). Как вы узнали, что вес пакетов одинаковый?

Дети: Чашка весов на одном уровне. Воспитатель: Давайте взвесим игрушки. Интересно, что тяжелее: один кубик или один мяч. Кроме предложенных вариантов детям предлагается взвесить и сравнить, что им хочется. Воспитатель: Из каких материалов игрушки легче? Из каких тяжелее?

Упражнение 4

Определение массы предмета на весах с помощью условной мерки.

Правило: масса одинакова у тел, уравновешивающих друг друга на весах.

Масса складывается, когда тела соединяются.

1. Предметом для измерения массы использован мишка (мягкая игрушка, в качестве мерки дети использовали набор игрушек: белочки, обезьянки, куклы и тигры.

Воспитатель показал на примере способ измерения на весах, а именно как можно измерить медведя, используя другие предметы.

Дети уравновешивают с помощью мерок чаши весов. Они кладут на одну чашу весов мишку, а на другую игрушки одного типа, последовательно чередуя мерки.

Во время измерения дети делают вывод, чему равна масса мишки в белочках, потом в обезьянках, в куклах и тиграх.

Затем дети взвешивают другую игрушку, в качестве мерки дети используют тот же набор игрушек: белочки, обезьянки, куклы и тигры.

Измеряя массу одного предмета с помощью различных мерок, сравниваем по массе сами мерки и убеждаемся, что чем тяжелее мерка, тем меньше результат и наоборот.

Используя разные мерки, при взвешивании одного и того же предмета, определяя массу различных предметов одной и той же меркой, детей знакомят с функциональной зависимостью (между массой измеряемого объекта, массой мерки и полученными результатами).

2. Зависимость массы от выбора мерки.

Формирование представлений о массе предметов и ее измерении в подготовительной группе детского сада

Сколько яблок уравновесили ежа?

Сколько груш уравновесили белочку?

Можно ли сказать, кто тяжелее, кто легче? (Нет. Мерки разные.)

Упражнение 5

Формировать представление об измерении массы предметов с помощью весов. Познакомить детей с видами весов, развитие навыков «взвешивания».

Знакомство с килограммом.

Материалы: слайды с изображением видов весов, историей возникновения весов, мешочек сахара весом 1кг, гири, весы с двумя чашами, предметы-грузы для взвешивания;

Воспитатель: Верно, при помощи весов. А что же такое весы (Весы - это прибор для измерения веса предметов).

Рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов: Весы изобрели древние торговцы. Народы с глубокой древности обменивались друг с другом различным товаром. У одних была соль, а другие умели делать красивые стеклянные вазы. У третьих было много скота, но не было шёлковых тканей. Люди торговали друг с другом тем, что у них было в избытке. Чтобы обмен товаром был равноценным, люди придумали весы. Первоначально весы использовались не для взвешивания товара, а для взвешивания денег. На одну чашу весов клали гири с изображением товара, который продавали или покупали, а на другую кусок серебра или золота. Так определяли стоимость товара.

А сейчас, ребята, назовите те виды весов, которые вы знаете. ( Ответы детей по слайдам: безмен, весы с чашами, напольные, аптекарские весы).

Воспитатель: Ребята, что вы видите перед собой (весы с двумя чашами, гири). А кто знает, что такое гири (гири-это специальные предметы, определённого веса, сделанные из металла. Они нужны для взвешивания на весах с чашами.

Если бы люди не придумали весы и гири, взвешивать и торговать было бы невозможно. Например, в одной стране взвешивали бы бананами, в другой -ракушками. Получилась какая-то путаница и всё это было бы неудобно, поэтому люди договорились между собой, что единицей измерения веса будет килограмм - одинаковый для всех по весу кусок металла.

Хотите узнать, сколько это килограмм? Возьмите и подержите в руке этот мешочек сахара. (Дети по очереди берут в руки мешочек сахара).

А теперь внимательно послушайте, как звучит слово килограмм. Оно состоит из двух слов «кило» и «грамм». Килограмм складывается из тысячи граммов. Хотите узнать, сколько весит грамм? Положите на палец спичку и узнаете.

1.

Фото №1 ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАССЕ ПРЕДМЕТОВ И ЕЕ ИЗМЕРЕНИИ в

2. Определите вес зайца, если его уравновешивают 2 гири по 2кг.

Фото №2 Подготовительная группа подготовительной группе Предварительная работа Восприятие массы осуществляется с помощью зрительного тактильного и двигательного анализаторов

3. Определите вес львёнка.

Фото №3 На втором году жизни ребенок уже воспринимает массу предмета не может поднять стул потому что он тяжелый

Что надо сделать, чтобы чаши весов уравновесились?

Фото №4 Развитие барического чувства не происходит спонтанно и зависит от условий обучения

Упражнения 6-7

Определение массы предметов в 1, 2, 3,. кг.

• Отвешивание сыпучих веществ (крупы и др.) нужной массы.

Измерение массы предметов при помощи общепринятых эталонов. С этой целью используют чашечные весы с набором гирь 1 кг, 2 кг, 5 кг и сыпучие продукты. Воспитатель спрашивает детей, что и как они покупали в продовольственном магазине, какие видели весы, какие продукты взвешивают на весах. Дети рассматривают весы и гири, сравнивают их, определяют, какая из них тяжелее, какая легче. Воспитатель обращает внимание детей на цифру на гире, поясняя, что цифра обозначает массу гири («Эта гиря 1 кг, видите, на ней написана цифра 1, а эта - 2 кг, на ней цифра 2»). Выполняется упражнение в отвешивании 1 кг, например, манной крупы: на одну чашку ставится гиря, на другую насыпается крупа, пока стрелки весов полностью не уравновесятся. Детей спрашивают, сколько килограммов крупы взвешено, и как они об этом узнали. Можно сравнить результаты при взвешивании «на руке» и на весах, в этом случае дети имеют возможность убедиться в преимуществе инструментального взвешивания.

Таким образом, мы исследовали развитие представлений детей о массе и способах ее измерения. Формирование представлений о массе, развитие навыков «взвешивания» предметов осуществлялось как в процессе обучения на мини-занятиях по подгруппам, так и в повседневной жизни.

Публикации по теме:

Чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг» в подготовительной группе детского сада Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе для детей с ОНР на тему: "Чтение рассказа М. Пришвина.

Дидактическая игра на формирование элементарных математических представлений в младшей группе «Матрешки»Дидактическая игра на формирование элементарных математических представлений в младшей группе «Матрешки» Дидактическая игра, на формирование элементарных математических представлений в младшей группе. «Матрешки» Вашему вниманию хочу предложить.

Фотоотчет о НОД по аппликации в подготовительной группе детского сада «Веточка мимозы»Фотоотчет о НОД по аппликации в подготовительной группе детского сада «Веточка мимозы» Фотоотчет НОД «Аппликация» в подготовительной группе детского сада «Веточка мимозы» Весна пришла с первыми цветами – у нас распустились.

Интеллектуальная игра «Что, где, когда?» в подготовительной группе детского сада КОНСПЕКТ НОД Игра «Что, где, когда?» Группа – подготовительная к школе группа «Гвоздика». Воспитатель – Марушкина Н. В. Тема – Интеллектуальная.

Мини-музей в подготовительной группе детского сада «Мир-транспорта»Мини-музей в подготовительной группе детского сада «Мир-транспорта» Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня, я расскажу о нашем новом мини-музеи "Мир-транспорта" Задачи работы с детьми. 1. Формирование представлений.

Мини-огород-лаборатория в подготовительной группе детского сада — фотоотчетМини-огород-лаборатория в подготовительной группе детского сада — фотоотчет Цель. Формировать у дошкольников интерес к опытно-исследовательской деятельности по выращиванию растений в комнатных условиях, расширять.

Новости лаборатории в подготовительной группе детского сада для детей с ОВЗ (видеоотчет) .

Отчёт о проведении недели психологии в подготовительной группе детского садаОтчёт о проведении недели психологии в подготовительной группе детского сада Уже в первый день недели, в раздевалке группы всех родителей ждала «Ширма психологической разгрузки». На ней все желающие могли оставить.

Подготовка детей к школе в подготовительной группе детского сада Одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста является подготовка детей к школе. Как мы знаем, подготовка детей.

Проедметно-развивающая среда в подготовительной группе детского садаПроедметно-развивающая среда в подготовительной группе детского сада В подготовительной группе детского сада воспитательно-образовательный процесс строится на основе специально созданной предметно-развивающей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование представлений о массе предметов и ее измерении в подготовительной группе детского сада
Опубликовано: 29 марта 2020 в 17:05
+31Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД