Лучший педагог года

Формирование представлений об отечественных традициях и праздниках у детей старшего дошкольного возраста

Татьяна Пириг
Формирование представлений об отечественных традициях и праздниках у детей старшего дошкольного возраста

В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. В состав базиса личной культуры включаются ориентировки ребенка в явлениях общественной жизни, деятельности, традициях родного края, особенностях этнокультурного окружения. Базис личной культуры – собственно человеческое начало в человеке.

Публикация «Формирование представлений об отечественных традициях и праздниках у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Формирование первичных представлений у дошкольников об отечественных традициях и праздниках, приобретение социального опыта, социальной информации, т. е. социализация, происходит через освоение многообразных ценностей. Необходима специальная организация этого процесса, поскольку социальный опыт, заложенный в культуре, не наследуется человеком, а усваивается в процессе образования.

Федеральный государственный образовательных стандарт дошкольного образования в качестве в качестве основного принципа дошкольного образования выделяет «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Содержание образовательной области «Познавательной развитие» предполагает не только знание о традициях Отечества, но и формирование ценностного отношения к культуре и истории своего народа.

Федеральный закон РФ «Об образовании» призывает воспитывать в детях взаимоуважение, гражданственность, патриотизм.

Анализ недостатков исследуемой проблемы подчеркивает объективную необходимость формирования первичных представлений у детей дошкольного возраста об отечественных традициях и праздниках. Успешность развития дошкольников при ознакомлении с отечественными традициями и праздниками возможно только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Воспитание чувств патриотизма у дошкольников – процесс сложный, длительный, требующий от педагогов большой личной убеждённости и вдохновения. Данная работа должна вестись систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям.

3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у воспитанников

Целевые ориентиры Конкретизация Проявление

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности Усвоение норм и ценностей культурного наследия своего народа, формирование готовности к совместной деятельности при проведении праздников, народных игр, проявлении инициативы в непосредственно образовательной деятельности по патриотическому воспитанию, формирование первичных представлений о себе, других людях, малой Родине, Отечестве. Активное участие детей проведении праздников, фестивалей, посещение музеев. Разучивание народных песен, участие в народных играх, театрализованных представлениях. Участие и выступление с исследовательскими проектами: «Ценности и традиции моей семьи», «Любимые праздники наших бабушек», «Праздник Победы», «Как отмечали Новый год в старину» и т. д.

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности Реализация самостоятельной творческой деятельности детей Дети оказывают помощь в подготовке к праздникам, оформлению костюмов, предметно-окружающей среды в соответствии с народной традицией, владеют фольклорным материалом

Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет Расширение знаний о государственных и национальных праздниках, культурных традициях народов, живущих радом. Дети знают значение символов отечественных праздников : кулич, пасхальное яйцо, верба, новогодняя елка. Уважительно относятся к государственной символике, встают при звучании гимна, толерантны по отношению к национальным традициях и праздникам других народов.

4. Характеристика изменений в образовательном процессе

В содержании образовательного процесса следует изменить:

1. Проведение НОД в соответствии с ФГОС по темам «Русские народные гулянья», «Культурные традиции Самары», «Праздники весны по русским обычаям»;

2. Проведение календарных и народных праздников в детском саду («Хорошо осенью в России», «Праздник рождества», «Великий день Победы»);

3. Организация кружковой работы «Русский хоровод», «Народные промыслы»;

4. Организация проектной деятельности: «Готовимся к празднику», «Истории семейных фотографий»;

5. Посещение музеев и театрализованных представлений;

6. Создание слайдовых презентаций и мультимедийных дидактических пособий по патриотическому воспитанию: «Когда зажигают свечи», «Символы праздников», «Пасха», «Проводы русской зимы», «День защитника Отечества», «История Георгиевской ленточки».

В средствах и методах обучения и воспитания образовательного процесса следует применять:

1. Использование интегрированного подхода при организации непосредстенно-образовательной деятельности;

2. Обогащение предметно-развивающей среды народной и государственной символикой;

3. Расширение теоретических методов обучения: беседы с детьми в ходе режимных моментов, ситуативные беседы «Что сегодня празднуем, «Семейные традиции»;

4. Использование дидактические материала в соответствии с ФГОС: (обучающие программы, сценарии, ситуативные задачи);

5. Создание картотеки народных игр и праздников;

6. Использование режиссёрских игр, дидактических пособий.

7. Использование ТСО: интерактивные доски, ноутбук, видеокамера. ,

8. Экскурсии, целевые прогулки: «Ах, Самара, городок», «Волга-матушка».

Педагоги должны повысить свою компетентность в соответствии с ФГОС:

- Повышение квалификации педагогов, путем прохождения курсов по проблемам «Патриотическое воспитание дошкольников».

- создать группы единомышленников (педагогов, музыкальных руководителей, краеведов) которые смогли бы спрогнозировать объем содержания знаний о родном крае и предложить основные формы и методы по формированию первичных представлений об отечественных традициях и праздниках.

- Выстраивать образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.

- Организовать сотрудничество с центром досуга при проведении праздников.

Дети:

Создать систему работы по приобщению детей к истокам отечественной культуры при проведении праздников;

Привлечь родителей к участию воспитательно-образовательном процессе через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками, их обычаями и традициями;

Создать условия для самостоятельного отражения детьми полученных знаний, умений (творческие задания по теме праздников, организация совместно продуктивной деятельности);

Воспитывать любовь и интерес к русской народной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм;

Использовать все виды фольклора (сказки, песни, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы) при проведении праздников и развлечений.

Сотрудничество с родителями

• Консультация «Приобщение к отечественным традициям и праздникам как составляющая часть личной культуры ребенка»

• Создание рубрики для родителей «Отметим праздник вместе»

• Родительское собрание «Духовно-нравственное воспитание в детском саду и дома»

• Привлечь родителей к созданию условий, костюмов, декораций при проведении праздников.

• Проведение совместных праздников.

Контроль осуществляется по следующим критериям:

• Имеет представление о себе, своей семье, социальном мире в котором живет,

• Имеет представления о культурных традициях и праздниках России и региона,

• Овладел основными культурными способами действия.

4. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов

Для осуществления качественной деятельности по формированию ценностно-смыслового восприятия дошкольников должны произойти следующие кадровые изменения:

1. Повышение квалификации педагогов, путем прохождения курсов по проблемам «Формы и методы приобщения дошкольников к отечественным традициям и праздникам».

2. Методические объединения и семинары по обмену опытом в организации специальных условий, способствующих приобщению к традициям и нормам социальной действительности.

3. Конференции по вопросам патриотического воспитания дошкольников.

Содействовать качественному изменению образовательного процесса должны следующие учебно-методические условия:

1. Пополнение библиотеки кабинета старшего воспитателя или методиста современной качественной методической и психолого-педагогической литературой по вопросам патриотического воспитания

2. Приобретение методической литературы педагогом для самообразования.

Публикации по теме:

Формирование речи дошкольников старшего возраста. Сообщение из опыта работы на педагогическом советеФормирование речи дошкольников старшего возраста. Сообщение из опыта работы на педагогическом совете Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста в познавательном развитии (обобщение опыта работы) «ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» Формирование здорового образа жизни должно.

Доклад «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста» Многие маамовцы совмещают любимую работу и учебу. Поэтому я решила опубликовать свой доклад и презентацию защиты ВКР. Возможно кому-то пригодится.

Доклад на тему «Формирование представлений о социальном окружении у детей трёх лет» (из опыта работы) Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Колосок» Доклад на тему: «Формирование представлений о социальном.

Формирование представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста Формирование представлений о времени детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и занимательных упражнений. Дошкольный.

Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Все что происходит в жизни, совершается во времени и в пространстве. Время есть отражение вечного развития природы, общества, человека.

Формирование элементарных математических представлений детей посредством игровой деятельности (из опыта работы) Выполнил: Севрюкова У. А, воспитатель МДОАУ № 2, г. Новотроицка За лето дети, как правило, частично утрачивают усвоенное в младшей группе.

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужна огромному числу людей. Особая роль математики заключается в умственном.

План самообразовательной работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста потребности в ЗОЖ» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида д. с №1 «Светлячок» с приоритетным осуществлением развития.

Рабочая программа «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста» Особое значение в последнее время приобретает проблема подготовки детей к школе. Учителя начальных классов открыто сетуют на то, что у детей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование представлений об отечественных традициях и праздниках у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 21 июля 2015 в 08:57
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД