МААМ-картинки

Формирование пространственных представлений у дошкольников

Татьяна Горбунова
Формирование пространственных представлений у дошкольников

В работах Семенович А. В. отмечается, что пространственные представления актуализируются благодаря тесному межполушарному взаимодействию, которые обеспечивают ориентировку в пространстве, правильную организацию действий в пространстве.

Взаимосвязь правого и левого полушарий и система координат, которая складывается у ребенка поэтапно в ходе физиологического развития: лежания, сидения, ползания, стояния - база для формирования пространственных представлений.

Публикация «Формирование пространственных представлений у дошкольников» размещена в разделах

Пространственные представления являются одной из наиболее рано дебютирующих, но долго формирующихся в онтогенезе психических функций.

Считается, что первой и важной предпосылкой для формирования и развития пространственных представлений является накопление знаний и опыта об окружающем мире, т. к. познание пространства расширяется при накоплении жизненного опыта и знаний о предметах окружения.

А. В. Семенович была разработана структура пространственных представлений, которая состоит из четырёх основных уровней, каждый из которых, включает несколько подуровней, которые в ходе развития ребенка пересекаются во времени. В ее основе лежит последовательность овладения ребенком пространственными представлениями в онтогенезе.

Первый уровень формирования пространственных представлений происходит за счет ощущений относительно собственного своего тела: сначала у ребенка формируется понимание пространства с помощи своего тела: ребенок начинает понимать, что означает вверху, рядом и другие представления только после того, как это поймет его тело.

В работах Мухиной В. С. так же отмечается, что собственное тело ребенка является для него центром, некой «точкой отсчета», по отношению к которой первоначально ребенок может определять направления за счет тактильных ощущений, ощущений напряжения и расслабления мышц, ощущения взаимодействия тела с внешним пространством.

Второй уровень развития пространственных представлений происходит за счет взаимоотношения внешних объектов и тела, которые подразделяются на:

топологические представления (о нахождении того или иного предмета);

координатные представления (о нахождении предметов с использованием понятий «верх» - «низ», «с какой стороны»);

метрические представления (о нахождении того или иного предмета)

представления о пространственных взаимоотношениях между двумя и более предметами, находящимися в окружающем пространстве.

Развитие пространственных представлений в следующей последовательности: сначала формируются представления вертикали, затем представления горизонтали, и в самую последнюю очередь формируются представления о правой и левой стороне.

В конце развития данного этапа формируется целостная картина мира в восприятии пространственных взаимоотношений между собственным телом и объектами.

Третий уровень характеризуется вербализацией пространственных представлений.

Озвучивание пространственных представлений соотносится с законами развития движения в онтогенезе. Предлоги, обозначающие представления об относительном расположении объектов, как по отношению к телу, так и по отношению друг к другу появляются в речи ребенка позднее.

Четвертый уровень наиболее сложный и поздно формирующийся как речевая деятельность, являясь в тоже время является одной из составляющих стиля мышления и характеризует когнитивное развитие ребенка: понимание пространственно-временных и причинно-след-ственных отношений и связей.

Мусейибова Т. А. в своих работах указывала, что развитие пространственных представлений начинается с первых месяцев жизни человека и является важнейшим показателем его умственного и сенсомоторного развития.

Система её работы по развитию у дошкольников пространственных представлений включает :

1) ориентировку «на себе»; освоение «схемы собственного тела»;

2) ориентировку «на внешних объектах»; выделение различных сторон предметов : передней, тыльной, верхней, нижней, боковых;

3) освоение и применение словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям : вперед — назад, вверх — вниз, направо — налево;

4) определение расположения предметов в пространстве «от себя», когда исходная точка отсчета фиксируется на самом субъекте;

5) определение собственного положения в пространстве («точки стояния») относительно различных объектов, точка отсчета при этом локализуется на другом человеке или на каком-либо предмете;

6) определение пространственной размещенности предметов относительно друг друга;

7) определение пространственного расположения объектов при ориентировке на плоскости, т. е. в двухмерном пространстве; определение их размещенности относительно друг друга и по отношению к плоскости, на которой они размещаются.

Публикации по теме:

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 11 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 13 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТФормирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно,.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр с прищепкамиФормирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр с прищепками Вокруг нас много предметов которые взрослому человеку не очень интересны, но эти предметы привлекают внимание детей: пробки, пуговицы, крышки,.

Использование планшета для рисования песком в развитии у дошкольников пространственных представлений и умения ориентироватьсяИспользование планшета для рисования песком в развитии у дошкольников пространственных представлений и умения ориентироваться Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений, которые являются сложным процессом. Согласно ФГОС, к моменту.

Картотека игр. Формирование пространственных представлений у дошкольников и младших школьников Уточнение представлений детей о схеме тела и ближайшем окружении. «Ушки на макушке». Цель: закреплять направления пространства в схеме.

Консультация для воспитателей «Формирование представлений о зимних видах спорта у дошкольников»Консультация для воспитателей «Формирование представлений о зимних видах спорта у дошкольников» Прежде чем, рассказать о формах работы с дошкольниками по формированию представлений о зимних видах спорта, нужно пояснить, что же такое.

Презентация «Коррекционно-развивающая работа по направлению «Развитие пространственных представлений у дошкольников» Тема освещена в форме презентации и представляет собой обоснование проблемы на основе научных данных и литературы, а так же представления.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование пространственных представлений у дошкольников
Опубликовано: 29 сентября 2023 в 13:26
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД