Приложение МААМ

Формирование пространственных представлений у детей с ОДА посредством «Прозрачного мольберта»

Алеся Макаренко
Формирование пространственных представлений у детей с ОДА посредством «Прозрачного мольберта»
▼ Скачать + Заказать документы

В пособии рассматриваются особенности развития пространственных представлений у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и даются методические рекомендации, направленные на формирование этих представлений.

Пособие адресовано психологам, педагогам, логопедам, дефектологам, работающим в дошкольных образовательных учреждениях общего и компенсирующего вида.

Пояснительная записка

На современном этапе актуальной проблемой является, создание эффективной системы помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях образовательных учреждений.

Публикация «Формирование пространственных представлений у детей с ОДА посредством „Прозрачного мольберта“» размещена в разделах

По мнению Л. С. Выготского развитие психических процессов играет большую роль в процессе социальной адаптации ребенка с ОВЗ, а также создаёт основу для успешного овладения учебной деятельностью.

Включение прозрачного мольберта в традиционную форму подачи дидактического материала стимулирует познавательную активность ребёнка, вызывая у него положительный эмоциональный отклик.

Исходя из всего вышесказанного, определена цель : преодоление недостатков в развитии психических процессов, обусловленных нарушением зрительно-пространственной ориентировки.

Достижение поставленной цели требует решения определённых задач :

1. Способствовать развитию зрительно-пространственного восприятия на вертикальной поверхности.

2. Способствовать развитию пространственно-логического мышления и вербального анализа.

3. Способствовать формированию коммуникативных навыков, необходимых для успешного развития процесса общения.

Данные задачи определяют систему психолого-педагогических принципов:

• Принцип личностного подхода. Личностный подход – это подход к ребёнку как целостной личности с учётом всей её сложности и всех её индивидуальных особенностей.

• Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

• Принцип деятельностного подхода. Личность проявляется и формируется в деятельности. Коррекционный процесс должен проводиться с учётом основного вида ведущей деятельности ребёнка.

Практическая ценность работы

Данное пособие может использоваться в дошкольных образовательных учреждениях общего и компенсирующего вида. Практическая часть основана на подборе методик, прошедших апробацию в практической работе психологов образования.

В пособии содержится информация об особенностях развития зрительно-пространственных представлений у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Подобраны коррекционно-развивающие игры с использованием «прозрачного мольберта», которые могут быть использованы педагогами в работе с детьми.

Игры по формированию пространственных представлений у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата с использованием прозрачного мольберта

В данном пособии описаны игры, которые можно использовать при работе с «Прозрачным мольбертом». Они способствуют поддержанию интереса к деятельности, стимулируют познавательную активность ребенка, вызывают у него положительные эмоции, разнообразят и делают более интересными многократные повторения упражнений.

Выполняя задания на данном пособии, дети имеют возможность работать стоя (смена динамических поз, что является профилактикой нарушений осанки. При работе стоя меняется угол зрения (профилактика нарушений зрения).

Обучение ориентировке в схеме

собственного тела

Игра «Покажи ладошку»

Цель: научить детей ориентироваться в правом и левом направлении пространства.

Ход игры: ребёнка просят определить, где у него правая рука, на которой психолог фломастером рисует красный круг, а потом левая, на которой изображается зелёный треугольник.

Затем на «прозрачном мольберте» справа от ребёнка рисуется красный круг, а с лева зелёный треугольник. И просят оставить под красным кругом отпечаток правой ладони, под зелёным треугольником отпечаток левой ладони.

После этого детям предлагаются игры, направленные на закрепление умения определять правую и левую руки. При затруднениях ребёнку предлагается обратить внимание на рисунок, изображённый на руке.

Игра «Кто правильно назовёт»

Цель: закреплять умение находить правую и левую руку у самого себя.

Ход игры: Ребёнок показывает правую руку и называет, что нарисовано на «прозрачном мольберте» справа, а затем ему завязывают глаза, просят повернуться на одном месте несколько раз. Развязывают глаза и опять просят показать правую руку и назвать то, что находится справа от него. Таким же образом проводится работа с левой рукой.

Игра «Покажи»

Цель: Закреплять умение находить правую и левую руку у самого себя.

Ход игры: Психолог предлагает ребёнку внимательно посмотреть на мольберт, найти, обвести зверей (например, справа лису и волка, слева кошку и собаку) и запомнить их, затем отвернуться от мольберта. Психолог показывает карточку с изображением лисы, ребёнок поднимает соответствующую руку (правую или левую) и т. п.

Упражнение «Давай познакомимся»

Цель: закреплять умение находить правую и левую руку у самого себя и в зеркальном отражении; развивать коммуникативные навыки.

Взрослый и ребенок (или два ребенка) через стекло прикладывают свои ладони (пальчики) друг к другу.

Обучение определению местоположения и удалённости предметов в пространстве

Игра «Молчанка»

Цель: формировать представления о направлениях пространства верх, низ, в стороны.

Ход игры: Психолог показывает карточку со стрелкой, а ребёнок кисточкой или пальчиком рисует направление пространства, изображённое на карточке, на стеклянном мольберте.

Упражнение «Необыкновенные следы»

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения, пространственных направлений.

«Идут медвежата вверх» — ребенок кулачками и ладонями оставляет следы на «прозрачном мольберте».

«Прыгают зайцы вниз» — кончиками пальцев ребенок рисует на мольберте, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки влево» — ребенок пальцами рук на мольберте рисует волнистые линии волнистой линией (в разных направлениях).

«Кроказябла вправо» — дети оставляют на мольберте самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического жи-вотного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем сказочной страны).

Упражнение «Лабиринт»

Цель: учить находить и называть верхний, нижний край плоскости.

Задание: Проводи «Ушастика» к друзьям (во внутрь мольберта вставляется лист с изображением рисунка).

Упражнение «Узоры на прозрачном мольберте»

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей, пространственных направлений.

Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части мольберта рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения, простые сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на мольберте либо продолжить узор взрослого.

Обучение определению отношений между предметами

Игра «Весёлые строители»

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, пространственных направлениях, развитие слуховой и зрительной памяти.

Ход игры: Сказочная фея: «Жители волшебной страны просят тебя помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на мольберте, где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит дома только круглой формы, жираф — только прямоугольной формы, а бегемотик хочет жить в квадратном доме и т. п. Помоги обитателям волшебной страны. В верхнем правом углу будет жить бегемотик. Выбери нужную формочку и сделай отпечаток».

Подобным образом психолог дает задание ребенку «расселить всех жителей сказочной страны». Задание можно также усложнить путем введения большего количества персонажей или расселением игрушек по нарисованному взрослым плану.

Упражнение «Найди в каждом ряду

лишний предмет»

Цель: развитие зрительно-моторной координации, пространственных представлений.

Психолог предлагает ребёнку найти в каждом ряду (верхнем, среднем, нижнем, лишний предмет и раскрасить его.

Упражнение «Догони ладошку»

Цель: развитие прослеживающей функции глаз, фиксации взора и ориентировки в пространстве (вверх, вниз, справа, слева).

Ребенок прикладывает свою ладонь к стеклу в разных местах мольберта (вверху, внизу и т. д.) Второй ребенок должен «поймать» ладонь через стекло. Дети по очереди меняются ролями.

Упражнение «Фигуры»

Цель: развитие ориентировки на плоскости.

Задание: Психолог предлагает ребёнку раскрасить фигуру. Она находится не в центре, не круг и не вверху.

Упражнение «Повтори узор»

Цель: развивать умение работать по образцу.

Задание: Рассмотри узор, который нарисован по точкам. Нарисуй справа такой же узор.

Упражнение «Домик»

Цель: развитие ориентировки на плоскости.

Задание: Девочка идёт в гости к подруге, проводи её до дома. Нарисуй дорогу по плану.

Упражнение «План»

Цель: развивать умение работать по заданной схеме.

Задание: Найди карту, которая соответствует действительности и отметь на ней место, где хранятся инструменты.

Упражнение «Нарисуй эмоцию»

Цель: закрепление знаний о базовых эмоциях, развитие ориентировки на плоскости.

Задание: Нарисуй выражение лица, подходящее к каждой ситуации.

Упражнение «Геометрический диктант»

Цель: развитие ориентировки на плоскости.

Перед детьми мольберт и набор цветных маркеров. Психолог даёт инструкции, а дети должны выполнять в быстром темпе. Например, красный квадрат нарисуй в левом верхнем углу, жёлтый круг – в центре мольберта, и т. д.

Заключение

Мониторинг результативности коррекционно-развивающей работы, в ДОУ показывает, что своевременная и качественно организованная психолого-педагогическая помощь детям, помогает добиться наибольших результатов по формированию пространственных представлений у них.

Таким образом, игры с использованием прозрачного мольберта, имеют большое значение для формирования пространственных представлений, и следовательно развитию познавательной и личностной сферы у дошкольников.

В настоящее время в образовательном учреждении МБДОУ №35 «Лесная сказка» продолжается поиск новых путей и способов работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата, который направлен на создание в учреждении максимально благоприятной среды для развития личности ребёнка и помощи педагогам необходимой для активизации и обогащения воспитательных умений.

Публикации по теме:

Физические упражнения как средство формирования навыков письма у детей 6–7 лет Теоретической основой нашего исследования являются взгляды отечественных педагогов и психологов (А. Р. Лурия, Е. В. Гурьянов, О. И. Галкина, Т. С. Комарова,.

Путешествие по группе «Пчелка».Путешествие по группе «Пчелка». Предлагаю вашему вниманию оформление нашей группы. Дети этой группы c нарушением опорно-двигательного аппарата. Все дети с нарушениями опорно.

Автор публикации:
Формирование пространственных представлений у детей с ОДА посредством «Прозрачного мольберта»
Опубликовано: 10 декабря 2014 в 16:00
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование пространственных представлений у детей с ОДА посредством «Прозрачного мольберта»» (включая файлы) размещена пользователем Алеся Макаренко (УИ 106340) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД