Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР

Людмила Фомина
Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР

Нарушения слоговой структуры слова – одна из основных проблем у дошкольников с общим недоразвитием речи. Искажения слогового состава слова признаны ведущими и стойкими проявлениями в структуре речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи. Чтобы помощь таким детям была максимально эффективной, необходима соответствующая работа всех педагогов, работающих с детьми данной категории.

В исследованиях Бабиной Г. В., Сафонкиной Н. Ю. указано, что для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо - ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации. Эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова. Определяющим принципом построения этапов коррекционного воздействия явился учёт обязательного опережающего формирования базовых предпосылок с их последующим совершенствованием в процессе работы над восприятием и воспроизведением слов различной слоговой структуры у детей с системными нарушениями речи.

Агранович З. Е. рассматривает коррекционную работу по преодолению нарушений слоговой структуры слов как работу по развитию речеслухового восприятия и речедвигательных навыков.В работе над данной проблемой выделяет два этапа: подготовительный (проводится на невербальном и вербальном материале; цель этапа - подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка); собственно коррекционный (на вербальном материале; цель этапа - непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов). Виды работ и способы предъявления задания выбираются с учётом возраста, интеллектуального и речевого развития ребёнка.

В качестве одного из основных признаков нарушения слоговой структуры слов у дошкольников Ткаченко Т. А. выделяет искажение воспроизведения стечений согласных звуков. Ведущее место в системе коррекционных упражнений отводит отработке стечений согласных с опорой на слуховое, зрительное и кинестетическое восприятие.

Мною подобран разнообразный материал, способствующий формированию слоговой структуры слова: пальчиковая гимнастика, упражнения на координацию речи с движением, пословицы, поговорки, скороговорки, чистоговорки, песенки, потешки, считалки, речевой материал (для заучивания, на отражённое проговаривание предложений, договаривание слов, упражнения типа «Исправь ошибку», «Закончи слово», «Подскажи начало слова», «Что изменилось в слове, «Назови лишнее слово», а также ритмические и подвижные игры, задания на слоговой анализ слов. Например, при изучении темы «Овощи, фрукты» детям дошкольноговозраста предлагаются следующие виды заданий: пальчиковая гимнастика, упражнение на координацию речи с движением, а также различные приёмы: 1) протяжное пропевание названий овощей и фруктов с выделением слогообразующих гласных; 2)сочетанное с шагами произнесение ряда гласных звуков: АОУ, АУИ, АОУИ (перед ребёнком обозначена цель: дойти до яблока по «звуковой дорожке»); 3) материал для заучивания. Детям старшего дошкольного возраста предлагаются такие приёмы,как: 1) «Подбери название овоща (фрукта) к заданному количеству хлопков»; 2) игра «Магазин» (играющим раздаются «деньги»- карточки: **, ***, ***, а у педагога картинки с овощами и фруктами; ребёнок «покупает» тот овощ или фрукт, в названии которого соответствующее количество слогов); 3) «Закончи моё слово»: огур (цы, бана (ны); 4) «Угадай или подбери название овоща (фрукта) к ритмическому рисунку»: Ххх яблоко, тыковка, хХх бананы, гранаты, ххХ мандарин, помидор; 5) «Исправь ошибку» словах переставлены звуки): яклобо, пукаста, рогох; и др.

Систематическое и последовательное использование предлагаемого материала в практической работе эффективно способствует коррекции у детей речевого дефекта, недостатков внимания, мышления, памяти, мелкой моторики пальцев рук.

Использованная литература:

1. Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. - М.: Гном и Д, 2001.

2. Бабина Г. В., Сафонкина Н. Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. - М.: Книголюб, 2005.- Серия «Логопедические технологии».-96 с.

3. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб.: Детство-пресс, 2001.

4. Светлова И. С. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. - М., 2001.

5. Ткаченко Т. А. Методика коррекции нарушений слоговой структуры слова. – М.: Гном и Д, 2004

Публикации по теме:

Консультация на тему: «Нарушение слоговой структуры слов у детей» Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого.

Методические рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи. Методицеские рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи (буклет). Цель: помочь родителям ребенка с общим недоразвитием речи.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Сюжетные картинки
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР
Опубликовано: 11 апреля 2015 в 01:25
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
28 января. День открытия Антарктиды

Очередной тематический день посвящен открытию последнего неизведанного континента, которое совершили русские моряки. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям об этом...

28 января. Международный день конструктора Лего

Очередной тематический день предлагаем посвятить занятиям с самой полезной игрушкой в мире – блочным конструктором. Тем более, что 28 января знаменитый конструктор Лего отмечает свой день рождения.

Конспект НООД знакомству детей с окружающим миром «Комнатная красавица»
Программное содержание: • Способствовать формированию представлений детей о том, что в хороших условиях комнатные растения хорошо себя чувствуют, не...
Мини-лекция для учащихся 1 класса «История страны Лего»
Наверное, каждый из вас хоть раз видел знаменитые наборы конструкторов Lego, которые не перестают удивлять. О новеньком конструкторе Lego мечтают практически...
Педагогическое взаимодействие с родителями через социо-игровую технологию
ДОКЛАД на тему: «Педагогическое взаимодействие с родителями через социо-игровую технологию» Подготовила: воспитатель МБДОУ «Детский сад №4 «Радуга» г....