Папки-передвижки

Формирование словообразования глаголов у дошкольников

Виктория Демидова
Формирование словообразования глаголов у дошкольников

Формирование словообразования глаголов.

Дифференциация словообразовательных форм глаголов является очень трудной для дошкольников. Это связано с тем, что глагол обладает более отвлеченной семантикой, чем существительные конкретного значения, а семантическое развитие словообразовательных форм глагола является более тонким и сложным: оно не опирается на конкретные образы предметов, в отличие от тех существительных, которые усваиваются ребенком в дошкольном периоде.

Публикация «Формирование словообразования глаголов у дошкольников» размещена в разделах

В связи с этим в процессе работы с детьми с речевой патологией, проводится преимущественно закрепление простых по семантике словообразовательных моделей с использованием наиболее продуктивных аффиксов.

Основными задачами и последовательностью данного направления являются:

1. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида:

а) образование глаголов совершенного вида с помощью приставок с- (играть-сыграть, петь-спеть, есть-съесть, делать-сделать, на- (рисовать-нарисовать, колоть-наколоть, писать-написать, по- (обедать-пообедать, сеять-посеять, ужинать-поужинать, про- (читать-прочитать)

б) образование глаголов несовершенного вида с помощью продуктивных суффиксов -ива-, -ыва-, во-: (застегнуть-застегивать, умыть- умывать, затолкнуть- заталкивать).

2. Дифференциация возратных и невозратных глаголов.

3. Дифференциация глаголов с наиболее продуктивными приставками: в-, вы-, под-, от-, при-, у-, пере-, за-, от-, на-, вы-: входит-выходит, подходит–отходит; влетает-вылетает, подлетает–отлетает; въезжает-выезжает, подплывает–отплывает; прибегает-убегает, подъезжает–отъезжает; приезжает-уезжает, закрывает–открывает.

Примерные задания и игровые упражнения по закреплению словообразования глаголов. Объяснение целесообразности систематизации дидактических игр и упражнений в соответствии с лексическими темами было дано выше.

Тема «Перелетные птицы»

1. Игра «Приставь и назови»

Логопед называет первую часть слова, которая каждый раз звучит по-разному, дети – другую часть слова, которая не изменяется.

Образуются новые слова.

Образец: у+лететь=улететь

пере+лететь=перелететь

вы+лететь=вылететь

за+лететь=залететь

об+лететь=облететь

на+лететь=налететь

с+лететь=слететь

в+лететь=влететь

Обобщение: новые слова мы образовывали с помощью приставок.

Детям предлагаются назвать приставки (это часть слова, которую произносит логопед) и заполнить слово приставка.

Наглядный материал: рисунок, на котором изображено множество положений одного предмета относительно другого (отвечая на вопросы к которому, дети могли бы использовать приставочные глаголы, например: санки, могут подъехать к горке, въехать на нее съехать с нее, объехать ее и т. д. И по теме «Зимние забавы детей»).

2. Добавить слово, обозначающее действие по картинкам:

в клетку (влетает,

из клетки (вылетает,

через дорогу (переходит,

от дерева (отходит,

к дому (подъезжает,

в стакан (наливает,

из стакана (выливает,

на дерево (влезает).

3. «Давай порассуждаем»

Мой дружок, сейчас с тобой мы немного поиграем,

Ты уже совсем большой, что ж, давай порассуждаем.

Вот дрожит на ветке лист,

Значит, он – листок дрожащий,

Вот сорвался, к нам летит,

Лист летит, он – лист летящий.

Замер, в воздухе парит, словно птица, лист парящий,

Приземлился возле нас желтый лист, уже опавший.

И шуршит, мне жалуясь, грустный лист – шуршащий.

Логопед произносит глагол, имеющий в своем звуковом составе характерный звук, издаваемый птицей, дети образовывают действительные причастия по образцу.

Образец: курица клохчет – клохчущая

утка крякает – крякающая

петух кукарекает – кукарекающий

воробей чирикает – чирикающий

голубь воркует – воркующий

журавль курлычет – курлычущий

соловей поет – поющий

филин ухает – ухающий

ворона каркает – каркающая

4. Игра «Чем больше, тем лучше»

Ребенок должен образовывать глаголы от глагола «летать» ( при помощи приставок: у-, за-, под-, от-, пере-, по-, об-, вы-, на-) и продемонстрировать их с птичкой, сделанной из бумаги.

5. Упражнение с текстом. Выучить с детьми данный ниже текст. Проследить за правильным употреблением глаголов с разными приставками. Уточнить значение этих глаголов. «Осенью многие птицы улетают в теплые края. Эти птицы назы-ваются перелетными. Во время перелета птицы делают остановки. Весной они опять прилетают к нам».

Затем дети должен придумать несколько предложений с этими словами.

Тема «Зима. Зимняя одежда»

Игра «Скажи наоборот»

Виталик обулся – Лена разулась

Виталик упал – Лена … (поднялась)

Виталик уехал – Лена … (приехала)

Виталик ушел – Лена … (пришла)

Виталик завязал шнурки – Лена … (развязала)

Тема «Зимние забавы. Новый год»

Зимние забавы

Зимние забавы очень хороши,

Радуются папы, мамы, малыши!

Горка ледяная, порошит снежок,

Вот съезжает с горки в санках мой дружок,

А внизу встречает папа малыша,

И идет на встречу мама не спеша.

Ну, потеху! Санки с маленьким дружком

Невзначай наехали на мягкий снежный ком,

От горы отъехали сани далеко

И опять несутся быстро и легко.

Много – много в зимний день радости и смеха

И румянит лица нам зимняя потеха.

Тема «Инструменты»

Игра «Что можно сделать»

лопатой – выкопать яму (под-, от-, за-, пере-)

ножом – перерезать веревку (от-, с-, под-, на-, про-)

Тема «Мамин день. Семья»

1. Игра «Чем отличаются слова

Логопед просит детей показать на картинках, кто…

умывает – умывается

обувает – обувается

прячет – прячется

качает – качается

одевает – одевается

причесывает – причесывается

Делается вывод: слова умывается, прячется, причесывается, обувается, обозначают, что человек делает что-то сам с собой.

- Послушайте еще раз эти слова и скажите, какая общая часть слышится в конце этих слов? (-ся)

С целью закрепления дети называют различные действия по картинкам.

2. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

Логопед предлагает детям показать на картинках, где действие уже совершено, а где оно совершается:

мыла – вымыла, вешает – повесила,

умывается – умылся, стирает – постирала,

рисует – нарисовал, ловит – поймала,

убирает – убрала, красит – покрасил,

догоняет – догнал, строит – построил.

Тема «Лето. Отдых».

Упражнение с текстом. Выучить с детьми данный ниже текст. Проследить за правильным употреблением глаголов с разными приставками. Уточнить значение этих глаголов.

1. Однажды Маша ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла к домику. Дверь была открыта, она посмотрела в дверь и вошла в домик. В домике жили медведи.

2. Мой веселый звонкий мяч, Ты куда пустился вскачь?

Ты пятнадцать раз подряд Прыгал в угол и назад.

А потом ты покатился И назад не воротился.

Покатился в огород, Докатился до ворот,

Подкатился под ворота, Добежал до поворота,

Там попал под колесо, Лопнул, хлопнул - вот и все.

3. Ребята собрались идти на реку купаться. Миша забежал за товарищем. Они быстро побежали по улице. Ребята скоро добежали до реки.

Затем дети должны придумать несколько предложений с этими словами.

4. «Закончи стишок».

Детям предлагается закончить предложения словами, образованными от заданного слова. Речевой материал: Всех ребят хотим собрать, в прятки будем мы (играть! Наш щенок - такой шалун, забияка и (игрун). Мой котенок шаловливый, очень ласковый, (игривый). У малышки - погремушка. Очень шумная (игрушка!

Тема «Домашние животные»

Игра «Что делает котенок»

На столе у логопеда игрушечный стул и мягкая игрушка, логопед проводит действия с котенком, каждый раз задавая вопрос. Дети отвечают.

Прыг – что сделал котенок? (спрыгнул со стула)

Прыг – что сделал котенок? (вспрыгнул на стул)

Прыг – что сделал котенок? (запрыгнул на стул)

Прыг – что сделал котенок? (подпрыгнул)

Прыг – что сделал котенок? (перепрыгнул через стул)

Публикации по теме:

Формирование патриотических чувств у дошкольников «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей ДОМ 1. «Мой дом» Цель: познакомить с частями дома. Ход. Взрослый и ребенок рассматривают свой дом на прогулке, знакомятся с его частями:.

Формирование доброжелательных отношений дошкольников (1 часть)Формирование доброжелательных отношений дошкольников (1 часть) 2 часть Как показали последние социологические исследования, проведённые среди родителей и воспитателей, самыми ценными качествами детей.

Формирование доброжелательных отношений дошкольников (2 часть)Формирование доброжелательных отношений дошкольников (2 часть) 1 часть Коррекционная программа включает в себя 7 этапов: 1 – этап. Общение без слов. Главной целью первого этапа является переход.

Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Работа по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, её традициям.

Формирование знаний дошкольников о здоровом образе жизниФормирование знаний дошкольников о здоровом образе жизни Проблема здоровья человека, его сохранения и укрепления остаётся особенно острой, требующей серьёзного педагогического осмысления и решения.

Методическая помощь специалистам ДОУ по использованию игровых приемов для развития навыков словообразования у дошкольниковМетодическая помощь специалистам ДОУ по использованию игровых приемов для развития навыков словообразования у дошкольников «Формирование навыков словоизменения и словообразования с использованием элементов цветотерапии» Своевременное формирование грамматического.

Формирование здорового образа жизни у дошкольников Есть такая поговорка: «В здоровом теле – здоровый дух». Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном.

Урок русского языка в 4 классе «Правописание возвратных глаголов» Тема: Правописание возвратных глаголов. Цели: развивать умение распознавать глаголы в форме 3-го лица и в неопределённой форме; познакомить.

Экологическое воспитание и формирование экологической культуры у дошкольников Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и звон серебристых колокольчиков в бездонном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование словообразования глаголов у дошкольников
Опубликовано: 9 мая 2022 в 18:02
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД