Гульнара
Формирование социальной компетенции у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование социальной компетенции у детей дошкольного возраста
Казанцева Наталья Юрьевна,
воспитатель высшей
квалификационной категории,
МАДОУ ЦРР ДС № 476
Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
Публикация «Формирование социальной компетенции у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Цель: позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,общества и государства.
Социально коммуникативное развитие направлено на :
* привитие норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
* развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;
* становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
* развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
* формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
* формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству;
* формирование основ безопасности в быту, социуме,
природе;
* формирование социально-коммуникативных речевых умений.
Термин «социализация» происходит от латинского слова socialis – общественный, что значит «процесс усвоения определённой системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих растущему дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества». Социализация ребёнка дошкольного возраста – явление многогранное, которое происходит под влиянием разных факторов: наследственности, атмосферы, в которой ребёнок воспитывается, среды, окружающей его, собственной деятельности, игры, самопознания и саморазвития.
Главной целью социализации является становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры : толерантного – к людям разных национальностей, возрастным и гендерным ценностям, бережного и уважительного отношения к собственным этническим ценностям и достояниям истории, гуманного – к людям, природе, окружающему миру.
Главная задача государства и общества по отношению к детям – обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции, формирование у ребёнка основ уважительного отношения к окружающим, умение общаться и взаимодействовать, приобщение к общечеловеческим ценностям. В настоящее время идёт интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышение интереса к личности ребёнка дошкольного возраста, его уникальности, развитию у него потенциальных возможностей и способностей.
Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Опыт работы ДОО показывает, что важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах.
Произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома.
Несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами).
Усложняется игровая деятельность, появляются игры сюжетно-ролевые, игры с правилами, дидактические игры и игры-драматизации. Если сюжетно-ролевые и игры с правилами являются базовыми для развития познавательных действий, то игры с правилами и дидактические игры можно рассматривать как новый этап для развития художественной деятельности и активизации познавательных интересов.
В дошкольном возрасте игра выступает как приоритетный метод обучения, мы говорим об особом значении игровой деятельности для интеллектуального развития дошкольника и становления качеств личности, которые обеспечат развитие предпосылок учебной деятельности. Дошкольник овладевает разными видами дидактических игр (словесными, настольно-печатными, играми с предметами, в процессе игры выполняет поставленную игровую задачу, не нарушая правил и действия игры, совершенствуется умение самостоятельно и с помощью взрослого участвовать в играх с правилами, ролевых, режиссёрских, театрализованных, музыкальных, дидактических.
Игра – В свете ФГОС выступает как форма социализации ребёнка.
Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Игра - это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.
Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.
Игра ребенка - это жизненная лаборатория.
Станислав Теофилович Шацкий
В процессе общественной жизни ребёнка осуществляется смысл социального развития – от самооценки, самовосприятия, самоутверждения до самосознания, социальной ответственности, потребности в самореализации своих возможностей, осознание себя самостоятельным членом обществ, понимания своего места и назначения в нём.
Остановимся на сюжетных играх:
Поскольку сюжетная игра – самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребенка реального, ощутимого продукта, в ней все «как будто», «понарошку».
Но при этом как деятельность такие игры предъявляют к ребенку ряд требований, способствующих формированию психических новообразований.
В основе метода руководства сюжетно-ролевой игрой лежат принципы:
• Воспитатель должен играть вместе с детьми;
• На каждом возвратном этапе игра развертывается особым образом, так, чтобы детьми «открывался» и усваивался новый, более сложный способ построения игры;
• на каждом возрастном этапе при формировании игровых умений необходимо ориентировать детей, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам.
Также необходимо применять комплексный метод руководства игрой, который заключается в оказании педагогической поддержки сюжетных игр и обеспечении педагогических условий развития игры.
Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития:. Игра — это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов.
Педагоги нашего ДОУ используют широкий диапазон самых разнообразных игр для налаживания диалогического общения используются настольно-печатные, дидактические игры, игры с правилами.
В нашем ДОУ с целью определения эффективных путей формирования социальной компетентности нами была разработана «Модель формирования социальной компетентности в игровой деятельности». Данная модель определяет, что одним из условий эффективности процесса формирования социальной компетентности является создание полиигрового пространства, представляющего собой комплекс различных видов игр.
Для достижения оптимальных результатов игра должна входить в общую систему образовательной работы с детьми. С этой целью нами разработана технологическая карта организации педагогического процесса по формированию социальной компетентности у детей, которая включает четыре взаимосвязанных модуля, параллельно реализующихся в образовательном процессе.
Первый модуль предполагает организацию игровой деятельности дошкольника в ДОУ и в семье. В качестве его основных элементов предоставлены различные виды игр.
В рамках второго модуля организуются занятия по ознакомлению с социальной действительностью по реализуемой образовательной программе.
Третий модуль предусматривает организацию деятельности детей и взрослых по созданию предметно-развивающей среды в ДОУ и семье, включающей предметы социального назначения, пособия, игрушки, игры, методические материалы.
В рамках четвертого модуля предполагается организация методической и просветительской работы с педагогическим коллективом и родителями.
Таким образом, игровой опыт является компонентом социального опыта, что позволяет выйти при его обогащении на процесс формирования социальной компетентности как базисной характеристики личности: от эмоций к чувствам, от невербальных знаков общения к вербальным, от проигрывания ситуаций с предметами-заместителями к принятию на себя роли, от подражания к саморегуляции.