Аверьянова Наталья Викторовна
Формирование творческой личности ребенка через театрализованную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование творческой личности ребенка через театрализованную деятельность.
Театрализованная деятельность в детском саду – прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание его творческой личности, она является самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании.
Публикация «Формирование творческой личности ребенка через театрализованную деятельность» размещена в разделах
Наблюдая за моими воспитанниками, я обратила внимание на то, что дети во время общения, игр, скованны, застенчивы, стеснительны, мало эмоциональны. В театрализованной деятельности, как ни в какой другой у ребёнка может проявляться творческое воображение, так же дети могут выражать свои эмоции, поэтому свою работу я решила выстроить в этом направлении. Этой проблемой занимались М. И. Чистякова, А. А. Гуськова и многие другие авторы.
Целью моей работы стало создание условий для формирования творческой личности ребёнка через театрализованную деятельность. Для решения этой цели, я поставила следующие задачи:
- Формировать познавательный интерес детей к театрализованной деятельности.
- Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, интонационную, выразительную речь.
- Воспитывать умение работать в коллективе.
На подготовительном этапе я изучила теоретический и практический материал по театрализованной деятельности. Создала условия для её развития, т. е. в группе с помощью детей, родителей, а также своими руками оборудован театральный уголок, в котором находятся различные виды театров, маски к театрализованным постановкам, элементы костюмов, переносная ширма, фланелеграф. В уголке имеется картотека творческих игр, игр на выражение различных эмоций, сценариев различных детских постановок.
Начиная работу в данном направлении, я использовала разнообраз-ные приемы: упражнения и этюды М. И. Чистяковой, творческие задания, выбор ролей детьми по желанию, проигрывание ролей в парах, распределение ролей по карточкам (дети берут из рук педагога любую карточку, на которой схематично изображен персонаж, а также вовлечение в театральные постановки наиболее робких, застенчивых детей. Так как группа комбинированной направленности, то мы с детьми учили вести диалог друг с другом, обогащали словарный запас.
В младшем возрасте наиболее простой и самый интересный вид театра - пальчиковый. Игра с пальчиками – это первый шаг, знакомство с первой игровой условностью, это театр без атрибутов, но с самым главным – героем и его жизнью. Параллельно с этим мы с детьми успешно драматизировали знакомые стихотворения и потешки. Занимаясь с малышами, я стремилась помочь им самостоятельно найти выразительные особенности для своих героев, используя мимику, игровые импровизации. Такая же работа продолжалась и в средней группе.
В старшем дошкольном возрасте уже развивала самостоятельность детей в организации театрализованных игр, учила понимать эмоциональное состояние другого человека и передавать своё. Этому помогали этюды на выражение внимания, страха, радости, удовольствия, огорчения: «Угадай, что я ем», «Отгадай, где я», «Где мы были – мы не скажем» и др.
Для обучения детей средствам выразительности речи помогали творческие упражнения : (Например «Спой песенку Колобка из сказки «Колобок»», «Произнеси слова с разной интонацией: «возьми», «помоги», «здравствуй» и др.)». Выполнение таких упражнений приводило к необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, страх, удивление, злость) и способами их невербального и вербального выражения.
При организации театрализованной деятельности учитывала : ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации воспитательно - образовательного процесса, подбор игр и упражнений с учетом сочетания движений, речи, мимики, пантомимики, сотрудничество с родителями.
Работа в данном направлении велась в тесном контакте с музыкальным руководителем, учителем – логопедом, сотрудниками городской библиотеки имени Н. Войновской.
С музыкальным руководителем подбиралось музыкальное сопровождение, разучивались музыкальные номера для постановок. С учителем – логопедом отрабатывался речевой материал постановок. С сотрудниками библиотеки было проведено совместное мероприятие по знакомству детей с историей театра.
Все свои творческие способности воспитанники проявили в полной мере. В течение 2018 года были показаны музыкальные спектакли «Гуси-лебеди», «Лисичка со скалочкой», «Рукавичка», «Теремок» для воспитанников дошкольного учреждения. Театрализованное представление по сказке «Теремок» было показано также и для родителей на родительском общем собрании. Кроме того, мои воспитанники охотно выступают в инсценировках на различных утренниках и праздниках, которые проходят не только в нашем детском саду, но и в других учреждениях нашего города. В 2018 году мои ребята стали участниками I городского фестиваля детского творчества «Музыкальная радуга – 2018», проходившего в дошкольном учреждении № 15. В июне 2018 года я приняла участие во всероссийском конкурсе «Калейдоскоп», представив конкурсную работу проект для подготовительной группы «Театр и дети». Осенью этого же года я опубликовала этот проект во всероссийский сборник «Опыт практической деятельности педагога». В ноябре 2018 года приняла участие в областном конкурсе методических разработок «Духовно – нравственное воспитание детей средствами театра» с методической разработкой «Сказочная история».
Вся работа, проделанная мною, не была бы столь эффективной без участия родителей. Родители охотно выполняли порученные задания, учили с детьми предложенные им роли, готовили костюмы для выступлений. В этом учебном году на родительском собрании озвучила консультацию «Театр и дети». Также мною были проведены беседы с родителями: «Хотите ли вы видеть своего ребёнка в будущем артистом театра?», «Положительные и отрицательные роли героев», в которых родители активно обсуждали предложенные им темы, каждый имел возможность высказать своё мнение.
Работу по театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста я начала в 2016 году. Но в данный момент я продолжаю её вести с детьми младшего возраста. Своим опытом работы по данному направлению я поделилась с коллегами детского сада на мастер – классе «Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности».
В итоге можно сделать вывод о положительных, достигнутых результатах развития творческой личности воспитанников в театрализованной деятельности : большинство детей свободно владеют импровизационными умениями, стараются уверенно чувствовать себя во время выступлений, умело используют средства театральной выразительности : мимику, жесты, движения и средства интонации, владеют простейшими исполнительскими навыками, проявляют интерес, желание к театральному искусству и активно участвуют в театрализованных представлениях, с огромным удовольствием выполняют творческие задания. Дети стали намного добрее, общительнее, ласковее, внимательнее друг к другу.
Таким образом, применение театрализованной деятельности в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения способствует реализации основных принципов федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: стимулирует развитие личности ребенка, его творческого потенциала, позволяет сформировать позитивный эмоциональный фон группы, укрепляет взаимодействие детей, родителей и педагогов, а ребёнок, умеющий создавать образ на сцене, перевоплощаться и выражать свои эмоции, становится открытой, эмоциональной, культурной и творческой личностью.
Своё выступление хочу закончить словами:
Счастливые, успешные, мои родные дети.
Они, моя любовь, моя отрада,
А большего мне в жизни и не надо.
Их смех, горящие глаза и добрый взгляд,
О многом, вы, поверьте, говорят.
Ну, если на слово не верите, друзья,
В наш детский сад вас приглашаю я.
Список литературы:
1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273 ФЗ// Консультант Плюс: справочно-правовая система. - Режим доступа: http//www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/
2. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: программа и репертуар / Э. Г. Чурилова. - Москва: Владос, 2013. -157 с.
3. Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду. – М. : Школьная пресса 2000.