Надежда Грязева
Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Целью моей работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.
Задачи:
1. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
4. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
Публикация «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения» размещена в разделах
5. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение пдд культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
6. Активизировать работу по пропаганде пдд и безопасного образа жизни среди родителей.
Обучение дошкольников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировке в пространстве. Кроме того, нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность и осторожность. Ведь часто отсутствие именно этих качеств становится причиной дорожных происшествий. Обучение дошкольников дисциплинированному поведению на улице необходимо осуществлять в системе. Знания, сообщаемые детям, мы постепенно усложняем, уточняем и дополняем. Дети лучше знают и запоминают пдд и охотно их выполняют.
Изложить детям теорию дорожных правил для пешеходов еще не значит научить их правильно переходить дорогу, необходимо практическое закрепление знаний. Наиболее эффективной формой является игра-занятие. Занятия, прогулки, экскурсии, наблюдения важно проводить с учетом возраста детей и окружающих условий.
Формирование у детей дошкольного возраста навыков
безопасного поведения через ознакомление с пдд.
Главной целью по обучению детей дорожной азбуке – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Это проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы темой по самообразованию. Возникла необходимость научить ребенка-дошкольника адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения на улице и дороге, в транспорте, передать знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
Со второй младшей группой я углубленно работаю над темой. В беседах знакомила с различными видами транспорта легковыми, рассматривали иллюстрации с изображением машин, наблюдали за транспортом во время прогулок.
В этом же возрасте познакомила детей с сигналами светофора. В свободное время использовала чтение художественной литературы: С. Михалков «Светофор», «Зайка велосипедист», и др. Именно с этого возраста начинается подготовка ребенка к пожизненной «профессии» участника дорожного движения, - пешехода. Я считаю, что именно в младшем возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Мною был составлен перспективный план по обучению детей второй младшей группы по ППД.
В средней группе я продолжила работу по этой теме. Возраст 4-5 лет – это период впитывания и накопления знаний. В этом возрасте у детей наблюдается повышенная восприимчивость, впечатлительность, любознательность. В связи с этим активно применяю метод наглядного и словесного обучения. Любая организованная деятельность с детьми обязательно сопровождается демонстрацией иллюстраций, примерами из личного опыта.
Обязательным условием для успешного обучения детей является создание правильной предметно-развивающей среды. С этой целью в группе был расширен «Уголок безопасности». В нем настольные и дидактические игры, дорожные знаки, макет дороги, на котором представлены перекресток, дома, светофор, машины, дорожные знаки; атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
Используя макет дороги, знакомлю детей с такими темами, как «Наша улица», «Пешеходы на улице», «Транспорт», «Светофор», «Пешеходный переход», «Перекресток» и др.
Решение задач по обучению правилам безопасного поведения осуществляется через специально организованные занятия познавательного цикла, беседы, наблюдение за движением транспорта, экскурсии, целевых прогулки, рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, чтение художественной литературы, обсуждение ситуации, заучивание стихов, пословиц, отгадывание загадок.
На занятиях для более устойчивого внимания детей использую прием удивления (сюрпризный момент). Удивить – значит заронить в детскую душу искорку интереса. Удивление рождает интерес к теме, который нередко не ослабевает до конца занятия.
Знакомлю детей с правилами поведения на улицах, рассказываю о пдд объясняю, для чего предназначен тротуар проезжая часть, какие виды транспорта можно увидеть на улицах поселка. Задаю детям вопросы: часто ли дети бывают на улицах, названия каких машин знают, почему нельзя выходить на улицу без взрослых. Для иллюстрации использую рассказы из жизни, специально подобранные сюжеты из художественной литературы или известных мультипликационных фильмов.
Считаю полезным разыгрывать с детьми игровые сюжеты. «Где можно и где нельзя играть детям», «Где можно и где нельзя кататься на велосипеде».
Рассказываю, как следует переходить дорогу, знакомлю их с пешеходным маршрутом (пешеходный переход – зебра; светофор). Учу различать и называть цвета светофора, а так же тому, что они обозначают. Подчиняясь сигналам светофора, учу переходить дорогу, не мешая друг другу и не рискуя попасть под машину. Закрепляю представления о предназначении светофора и его сигналах в игровой форме, используя макет светофора, макет улицы и др. В средней группе начинаю знакомить с дорожными знаками. Работу начинаю со знаков для пешеходов: «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса», «Осторожно дети».Далее знакомлю с такими знаками, как «Движение пешеходов запрещено», «Движение велосипедистов запрещено».
Интересной и эффективной формой работы считаю организацию сюжетно ролевых по ПДД. В ходе этих игр дети закрепляют полученные знания. Эти игры помогают налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей. Провожу с. р. игры:«Пешеходы», «Пассажиры», «Сотрудник ГИБДД» ,«Автобус».
В группе имеются дидактические игры: «Автопарк», «Учим дорожные знаки», «Внимание дорога!», «Дорожные знаки», «Поставьте нужный знак»,«Отремонтируем светофор», мн. др.
Сделала подборку художественной литературы по ППД:
Оформила картотеки : загадок; подвижных игр; дидактических и развивающих игр
Провожу целевые прогулки, направленные на закрепление дошкольниками знаний по ППД. Организую целевые прогулки к дороге, где так же использую игровые приемы. Словесные дидактические игры помогают детям активно наблюдать за транспортом, перекрестком, сигналами светофора и распознать элементы дороги.
Воспитание и обучение детей безопасному поведению на улице, может быть эффективным при условии, если работа в этом направлении ведется совместно с родителями. Семья играет большую роль в воспитании детей. Ведь именно родители являются авторитетом и предметом подражания.
С целью педагогического просвещения родителей было проведено родительское собрание на тему: «Ребенок! Дорога! Безопасность!», консультации: «Дорожная азбука», и др.
В раздевальной комнате размещаю информацию для родителей, куда регулярно помещаю информацию на темы : «Ребенок и улица», «Как приобщить ребенка к безопасному поведению на дороге», выставляю памятки «Внимание дорога!»и др.
Провела анкетирование родителей на тему «Азбука безопасности», результаты, которой позволили выявить, что степень заинтересованности родителей по этой теме на среднем уровне.
Организовала выставку работ на тему «Соблюдаем правила дорожного движения», выполненных детьми совместно с родителями. Провела спорт – развлекательное мероприятие по ПДД «Знаки дорожных правил». Родители принимают участие в этих мероприятиях. Все это заставляет пап мам серьезно взглянуть на воспитание у детей прочных навыков безопасного поведения.
В результат совместной работы детского сада и семьи дети становятся белее дисциплинированными и ответственными, меньше допускают нарушений правил дорожного движения.
Заключение
Работая в группе по данной проблеме, учитываю возрастные и интеллектуальные особенности детей. Стараюсь вызвать у дошкольников желание соблюдать правила безопасности путем познания, а не запретов. Внушаю детям, что опасности можно избежать, если вести себя правильно, обучаю практическим действиям.
Таким образом, работа в этом напрвлении поможет сформировать у них сознательное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобрести первичные знания и умения распознавать и оценивать опасные ситуации, определить способы защиты от них.
В дальнейшем хочу продолжить работу по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей через вариативные формы обучения.
По итогам работы можно сказать: формирование безопасного поведения дошкольников на дорогах и улицах –процесс длительный и трудоёмкий, но очень увлекательный и познавательный не только для детей, но и для взрослых. Хочется надеяться что работа в данном направлении принесёт в будущем хорошие плоды, и знания, полученные детьми, помогут им избежать неприятностей на дороге