МААМ-картинки

Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на дороге средствами игровой деятельности

Надежда Могильникова
Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на дороге средствами игровой деятельности

В нашей стране, как и во всём мире, увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий: по статистике, каждой десятой жертвой ДТП становится ребёнок.

Забывая об опасности, которая может подстерегать на каждом шагу, дети становятся причиной ДТП: выбегают на проезжую часть, выезжают на самокате или велосипеде на дорогу, вырываются из рук родителей при переходе улицы и пытаются перебежать её. Иногда взрослые не держат ребёнка за руку, и тот переходит перекрёсток самостоятельно.

Публикация «Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на дороге средствами игровой деятельности» размещена в разделах

К сожалению, подобное поведение на дорогах наблюдается всё чаще. Это позволяет сделать вывод, что основными причинами детского дорожно-транспортного травматизма являются незнание и нарушение правил движения, неправильное поведение на улице и детская безнадзорность. Дети, предоставленные сами себе, не обращают должного внимания на опасности на дороге. Они ещё не умеют в полной мере управлять своим поведением, не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость, переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими.

Во избежание несчастных случаев водители, пассажиры и пешеходы должны знать правила дорожного движения, быть осторожными и внимательными. Эти качества и знания нужны также самым юным пешеходам – детям.

К сожалению, программы обучения дошкольников, согласованной с Госавтоинспекцией и адаптированной к современным условиям дорожного движения, нет. Поэтому в нашем дошкольном образовательном учреждении разработана система профилактики дорожно-транспортного травматизма и изучения правил дорожной азбуки, которые рассматриваются как составная часть воспитания общей культуры ребёнка.

В процессе работы над системой профилактики дорожно-транспортного травматизма были определены следующие цели:

- формирование основ безопасного поведения на дороге

- формирование основ безопасного поведения в транспорте

Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма ведётся во всех возрастных группах в соответствии с планом, составленным на год. Особо хочется отметить, что в процессе задействованы не только педагоги и воспитанники, но и родители.

Организуя работу по профилактике дорожно-транспортного травматизма необходимо обратить внимание на следующие моменты:

- при ознакомлении детей с правилами дорожного движения следует устанавливать связь между направлениями развития детей

- проводить работу систематически, постепенно усложняя требования от группы к группе, учитывая способности детей

- воспитывать в детях самостоятельность, умение применять полученные знания в повседневной жизни

Также в процессе обучения правилам дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями. Значительное место нужно отвести практическим формам: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания.

Работа по ознакомлению с правилами дорожного движения основывается на комплексном подходе. Воспитатели проводят с детьми тематические занятия в группах, закрепляя полученные знания в разных видах деятельности.

Организуя столь важную работу, нельзя не задействовать в ней родителей воспитанников. Для этого организуется их участие в проводимых мероприятиях. Этому же посвящено отдельное родительское собрание, на котором родителей знакомят с основными мерами по обеспечению безопасности их детей на улицах.

Как подготовить ребёнка к нестандартным ситуациям? Во-первых, разбирать и оценивать множество реальных ситуаций во время прогулок. Во-вторых, воспитывать чувство настороженности в опасных ситуациях и учить контролировать свои эмоции и реакции. В-третьих, учить управлять своим телом, понимать его физические границы и возможности, переносить приобретённый опыт на новые ситуации.

Полезно приучать ребёнка проговаривать свои действия, чтобы они становились частью его мышечной памяти и внутренней речи. Объяснять и повторять детям, как они должны вести себя на улице и в транспорте, нужно столько раз и так часто, чтобы дошкольники не только запомнили алгоритм поведения, но и действовали в стандартных ситуациях уверенно, компетентно и предусмотрительно.

Грамотное поведение в транспорте, вблизи дорог и на улице включает в себя ряд умений, несвязанных непосредственно со знанием об автомобилях и устройстве дорог. Имеется в виду, что дети должны уметь различать основные цвета, формы, изображения, используемые при регулировке движения транспорта и в зонах дорожного движения. Усвоить понятия «вправо, влево, посередине, мимо, между, вверх, вниз, спиной, боком», а также другие слова, обозначающие направление движения и местонахождения предмета. Дети должны понимать и такие слова, как «стой, быстро, опасно, осторожно, внимание, вместе» и т. д. Кроме того, необходимо научить их запоминать расположение предметов, быстро распознавать предмет, концентрировать внимание на отдельном предмете и на нескольких неподвижных и движущихся предметах, видеть боковым зрением и т. д.

На информационных стендах для родителей должны быть размещены рекомендации по обучению правилам дорожного движения и поведения на улице. Это будет ещё одним поводом напомнить родителям о важности данной темы и обсудить это с ребёнком по дороге домой.

Значимость семейного воспитания состоит в том, что оно осуществляется постоянно, начиная с рождения ребёнка, и строится на основе близких эмоциональных контактов между родителями и детьми.

Поэтому педагогам детского сада необходимо сделать родителей своими союзниками в воспитании у ребёнка сознательного безопасного поведения на улицах. Первоочередная задача – выработка единого подхода, единых педагогических требований к ребёнку по данному вопросу со стороны педагогов детского сада и родителей.

Но для того, чтобы научить детей азбуке безопасности и правилам дорожного движения, педагог должен быть сам хорошо осведомлен в этом вопросе и заинтересован в решении такой проблемы, как детский дорожно-транспортный травматизм. Именно поэтому работа в данном направлении должна вестись не только с детьми и родителями, но и с педагогами.

Выражаю надежду, что наше общение пойдет на пользу всем его участникам, и мы совместными усилиями сможем обучить детей правилам дорожного движения и предотвратить увеличение количества ДТП с участием детей.

Поскольку детям дошкольного возраста для лучшего запоминания необходимо использовать игровую форму, то в процессе мероприятия я предлагаю вам, вжиться в роль детей и самим поиграть, выполняя предложенные задания.

1. Задание: «Дорожный лабиринт»

Предлагаем участникам разгадать кроссворд:

По горизонтали:

2. Лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. 7 букв. (Пешеход)

3. Техническое средство со световыми сигналами, регулирующее дорожное движение. 8 букв. (Светофор)

5. Транспортное средство, приводимое в движение мускульной силой человека. 9 букв. (Велосипед)

6. Полоса земли, обустроенная для движения транспортных средств. 6 букв. (Дорога)

8. Часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. 7 букв. (Тротуар)

9. Лицо, управляющее каким-либо транспортным средством. 8 букв. (Водитель)

По вертикали:

1. Важнейшее условие пребывания человека на дороге. 12 букв. (Безопасность)

4. Одно из необходимых средств дорожного сервиса. 7 букв. (Телефон)

7. Предупреждающий знак вблизи детского учреждения. 4 буквы. (Дети)

2. Задание: «Сказочные ситуации»

Участники должны правильно ответить на вопросы:

1. Сегодня у Вини-Пуха день рождения. Ему исполнилось 6 лет. В этот день ему купили большой велосипед. И он, чтобы весь город видел его подарок, сел на него и выехал на улицу.

Какую ошибку допустил Вини-Пух?

(детям до14 лет выезжать на дорогу запрещено, ездить можно во дворе)

2. Из автобуса вышли 6 зайцев. Трое из них перешли дорогу по пешеходному переходу, двое пошли обходить автобус спереди, один остался на остановке.

Сколько зайцев поступило согласно правилам дорожного движения?

(один, надо подождать пока автобус отъедет от остановки, и только тогда переходить дорогу)

3. Ехал волк к лисе по левой стороне. Его остановил дорожный инспектор и велел заплатить штраф.

Какое правило нарушил волк?

(транспортным средствам разрешается ехать, придерживаясь правой стороны)

3. Задание: «Музыкальная пауза»

Предлагается исполнить песню-переделку на знакомую мелодию. (3-4 человека)

На мелодию песни «Улыбка»

Никогда, нигде не забывай

Пешеходом быть внимательным, хорошим,

На проезжей части не играй

И на тротуаре не толкай прохожих.

И тогда наверняка не получишь синяка,

И считать тебе не надо будет шишек.

Даже строгий постовой –

Старый или молодой –

Станет другом для девчонок и мальчишек.

4. Задание: «Театральная пауза»

Предлагается движениями показать стихотворение Я. Пишумова «На улице нашей…». (3-4 человека)

Читается стихотворение, а участники должны сами придумать движения:

На улице нашей машины, машины –

Машины-малютки,

Машины большие.

Эй, машины, полный ход!

Я – примерный пешеход:

Торопиться не люблю,

Вам дорогу уступлю.

На второй раз читается стихотворение и показываются движения к нему:

На улице нашей машины, машины – (Идут по кругу, останавливаются)

Машины-малютки, (Приседают)

Машины большие. (Встают, поднимают руки вверх)

Эй, машины, полный ход! (Быстро идут по кругу, останавливаются)

Я – примерный пешеход: (Прижимают ладони к груди)

Торопиться не люблю, (Поворачивают голову вправо-влево)

Вам дорогу уступлю. (Разводят руки в стороны, наклоняясь вперёд)

5. Задание: «Азбука дорожных знаков»

Участникам предлагается отгадать дорожные знаки:

Я хочу спросить про знак,

Нарисован знак вот так.

В треугольнике ребята

Со всех ног бегут куда-то.

(«Осторожно, дети!»)

Шли из сада мы домой,

Видим, знак на мостовой:

Круг, внутри велосипед,

Ничего другого нет!

(«Велосипедная дорожка»)

Вот кружок с каемкой красной,

А внутри рисунка нет.

Может, девушки прекрасной

Должен быть внутри портрет?

Круг пустой зимой и летом,

Как же знак зовется этот?

(«Движение запрещено»)

В треугольнике – два братца

Все куда-то мчатся, мчатся.

Самый важный знак на свете –

Это просто рядом.

(«Дети»)

В синем круге пешеход

Не торопится, идет.

Дорожка безопасна,

Здесь ему не страшно.

(«Пешеходная дорожка»)

Что за знак такой висит?

Стоп – машинам он велит.

Пешеход! Идите смело

По дорожкам черно-белым.

(«Пешеходный переход»)

Заболел живот у Ромы,

Не дойти ему до дома.

В ситуации такой

Нужно знак найти.

Какой?

(«Пункт первой медицинской помощи»)

Мы закрепили наши знания по ПДД с помощью весёлой и занимательной деловой игры. А вокруг столько возможностей изучать правила дорожного движения интересно, и познавательно.

Команда ЮПИД показывает «Сказку о нужных правилах».

Прикреплённые файлы:

krosvord_i3r8n.pptx | 587,81 Кб
 
Публикации по теме:

Формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах посредством ознакомления с ПДД (подготовительная группа) «Безопасность детей дошкольного возраста через ознакомление с правилами дорожного движения» Цель: формирование у детей навыков безопасного.

Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников. Консультация для родителей «Знают родители-знает ребёнок» Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников. Консультация для родителей «Знают родители — знает ребёнок» ЦЕЛЬ. Стимулировать.

Формирование опыта безопасного поведения на дороге у дошкольников От поведения пешеходов на улице зависит их жизнь и здоровье. Дети самые беспечные участники движения. Они пренебрегают правилами поведения,.

Формирование у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения Тема Формирование у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения Актуальность У детей дошкольного возраста.

Формирование у дошкольников правил безопасного поведения на дорогах через игровую деятельность. Педагогический коллектив нашего детского сада проводит работу по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах. Освоения правил.

Проект «Формирование у детей дошкольного возраста навыков поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»Проект «Формирование у детей дошкольного возраста навыков поведения через ознакомление с правилами дорожного движения» 2014-2015 гг. Содержание проекта: 1. Анализ ситуации. 2. Проблема. 3. Планируемые результаты. 4. Этапы реализации проекта 5. Диагностический.

Проект «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в социуме» Проект Тема: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в социуме». Цель: - Создавать условия для полноценного.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма через воспитание навыков безопасного поведения дошкольников Задачи, решаемые в опыте работы:Формирование и развитие у дошкольников умений и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города.

Программа «Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников с экологическими объектами». Пояснительная записка Рабочая программа Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников с экологическими объектами Пояснительная записка Экологическое.

Формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах Целью моей работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на дороге средствами игровой деятельности
Опубликовано: 30 ноября 2015 в 18:48
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД