Оксана Носкова
Формирование у дошкольников способности к речевому творчеству
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема формирования коммуникативно-речевой активности приобретает всё большее значение в современной жизни. Речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать связь с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. В процессе взаимодействия с детьми неоднократно замечала, что практически для всех воспитанников – как младшего, так и старшего дошкольного возраста – характерна проблема скудности, бедности словарного запаса, практически полного отсутствия в нём ярких, образных выражений, необычных слов, пусть даже собственного сочинения. В методической литературе достаточно подробно проработан вопрос о том, как развивать способность творить и создавать новое в продуктивных видах деятельности, в музыке, и практически отсутствует материал по развитию и формированию у детей способностей к иному виду творчества – речевому. Всё это поставило передо мной задачу: найти такие формы взаимодействия с дошкольниками и родителями, которые не только позволят оптимизировать данную работу и развить способность к словообразованию и самотворчеству, но и сделать речь детей яркой, эмоциональной и богатой. Выделены основные методические приёмы формирование способности к речевому творчеству дошкольников :
Публикация «Формирование у дошкольников способности к речевому творчеству» размещена в разделах
1. Образец педагога по образованию новых слов.
2. Объяснение и показ способов образования новых слов и построения предложений.
3. Пример словотворчества других детей. (Тот кто в течении дня придумывал много новых интересных слов получал почётное звание и переходящую медаль «Сочининтель», с которой ходил целый день).
4. Оценка как собственных прозаических произведений, так и произведений других детей.
5. Характеристика персонажей и предметов, помогающая выделить нужные качества и характерные особенности.
6. Специальные словесные упражнения и задания для формирования навыков словообразования.
7. Создание игровых ситуаций. Утром дети находят в группе какой-либо сюрприз: появляется «волшебная вещь» (книга, цветок, шкатулка и т. п.) с заданием для детей о придумывании слов, например: «Как бы вы назвали осень и почему?». Дети в течении дня придумывали слова, лучшие записывали в альбом.
8. Элементы соревнований, которые обычно проводятся между командами мальчиков и девочек. Лучшие представитель команд получали звания «король и королева слов».
9. Режиссёрские игры, игры драматизации, инсценированный пересказ.
Игры для словотворчества.
1. «Доскажи словечко»
2. Сочинение загадок (каждой подгруппе детей раздаются картинки, о которых дети должны придумать загадку).
3. Придумывание новых слов из двух заданных. (Стол +чашка=чашестол; дом+шар=шародом и т. п.)
4. Сочинение сказок на заданную тему.
5. Праздник «сочинялок».
6. Решение кроссвордов.
Одним из важнейших источников, способствующих развитию детского словотворчества, является речевой центр, в который входят:
1. «Словарные слова» - это предметные картинки с изображением крупных слов, которые ребёнок не может запомнить с одного раза. Дошкольник может подойти, рассмотреть изображение на картинке, прочитать название предмета, а на обороте – значение этого слова, взятое из словаря С. И. Ожегова и напечатанное по слогам.
2. «Это интересно» содержит разнообразный материал, в котором представлены темы: чудеса света, вода – источник жизни, история образования книги, хвойные растения и др.
3. «Знаете ли вы, что» - знакомить детей с различными интересными моментами флоры и фауны.
4. «Головоломки» представлены различные словесные различные игры, ребусы, загадки, зашифрованные слова.
5. «Пословицы и поговорки» выполнены графическим способом для наилучшего запоминания детьми народной мудрости.
6. «Коврограф» из геометрических фигур выкладывают различные сюжеты и составляют по ним истории и сказки, а так же игра «Танграм» выкладывая фигуры зверей, птиц и людей по образцу.
7. «Дидактическая стенка с элементами сказочных сюжетов помогает придумывать свои сказки, рассказы, сказочные сюжеты, дополнять или изменять окончания уже известных народных или авторских сказок.
8. «Книголюб» где находятся произведения художественной литературы и произведения устного народного творчества.
Образовательная работа с детьми по речевому развитию строится системно по принципу от простого к сложному, при этом обязательно учитывается предыдущий опыт и индивидуальные особенности детей. Для активизации самостоятельной деятельности детей существует мотив и поощрения. Правильно заданный мотив активизирует самостоятельную деятельность дошкольника, например: помочь герою, который попал в беду; отыскать клад, спрятанный пиратами; научить сказочного героя, который не может научиться сам; отправляться в занимательное путешествие и т. д. А поощрение – это заслуженный сюрприз для ребят. Главное, что бы задания, которые предлагают детям, были доступны для выполнения и строились на предыдущем опыте дошкольника. Это могут быть игры на повторение и закрепление ранее пройденного материала словесно-логические игры, решение проблемных ситуациях, требующих смекалки и внимания, игры на развитие логического мышления и т. д. Главное, что бы это доставляло детям радость и стимулировало их стремления к самостоятельной деятельности. Таким образом центр речевого развития является современным и продуманным элементом структуры всего дошкольного учреждения, в котором собраны разнообразные игры и методические пособия, что бы сформировать навыки культуры речевого общения, развивать все стороны речи, а также словотворчество и воображение.