Олеся Костылева
Формирование у старших дошкольников позитивных установок к различным видам труда и творчества
▼ Скачать + Заказать документы
АВТОР: Костылева Олеся Олеговна, воспитатель;
МБДОУ «Краснокоммунарский детский сад «Стрела»
Оренбургская область, Сакмарский район, п. Красный Коммунар, ул. Краснокоммунарская 28, 461430
Формирование у старших дошкольников позитивных установок к различным видам труда и творчества в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Публикация «Формирование у старших дошкольников позитивных установок к различным видам труда и творчества» размещена в разделах
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция июнь 2017
Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие».
Трудовая деятельность старших дошкольников реализовывается на основе потенциала развивающей предметно-пространственной среды с соответствующим наполнением. Детское оборудование должно соответствовать росту и возрасту детей, а орудия труда детей абсолютно безопасны. Использование инвентаря должно сочетаться с культурой труда, поэтому надо приучать детей к тому, что рабочее место всегда должно содержится в порядке, а все подсобные орудия для наведения порядка находится под руками.
Образовательный процесс, направленный на воспитание позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда и творчества будет успешен при создании организационных и психолого-педагогических условий и должен строиться с учетом следующих принципов:
- принципа поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
- принципа полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификации) детского развития;
- принципа развивающего образования (системности и последовательности);
- принципа новизны (использование новейших информационных технологий);
- принципа интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий) и др.
Целью данной статьи является описание особенностей формирования у старших дошкольников позитивных установок к различным видам труда и творчества в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Вначале следует отметить существенные недостатки со стороны ФГОС ДО в организации трудовой деятельности старших дошкольников. Так, например, раньше после сна детей учили заправлять кровати, а теперь это делает только помощник воспитателя (по требованиям новых СанПиН 2.4.1.3049–13, превращая детей в созерцателей трудовой деятельности взрослых. Для решения этой проблемы целесообразно проводить игры – соревнования «Лучшее рабочее место» (учить самостоятельно, готовить рабочие место и убирать материалы после занятия, «Кто лучше заправит кукольную кровать» (обучение заправлять правильно кровать).
Новые требования СанПиН 2.4.1.3049–13 сделали почти невозможным труд и в природе. Исходя из их требований, дети могут лишь поливать растения. Тогда возникает вопрос, как воспитывать бережное отношение к животному и растительному миру? Не у всех родителей городских детей есть деревни или дачи, и дети не смогут увидеть, как растут овощи и фрукты. Исчезли из групп аквариумы с любимыми рыбками и попугайчики.
В МБДОУ «Краснокоммунарский детский сад «Стрела» работа по формированию у старших дошкольников позитивных установок к различным видам труда и творчества в соответствии с требованиями ФГОС ДО происходит следующим образом.
Дошкольное учреждение работает по образовательной программе дошкольного образования МБДОУ «Краснокоммунарский детский сад «Стрела» и разработанной парциальной образовательной программой «По профессиональной ориентации «Все профессии хороши…».
Трудовая деятельность старших дошкольников в детском саду может реализовываться на основе потенциала развивающей предметно-пространственной среды с соответствующим наполнением. При наполнении развивающей среды крайне важно правильно определить педагогическую ценность игрушек и игровых материалов. В этом педагогам может помочь письмо Минобразования России от 17.05. 1995 №61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».
Пространство для трудовой деятельности в ДОУ оформляется с учетом психолого-педагогических, эстетических и санитарно-гигиенических требований. Все, что окружает старшего дошкольника, во многом определяет его настроение, формирует то или иное отношение к предметам, действиям и даже к самому себе.
Известно, что игра является ведущей деятельностью старших дошкольников, поэтому в своей работе мы используем следующие игры: «Путешествие в страну чистоты», «Порядок в шкафу», дидактические игры («Завяжи шнурки», «Одень куклу на прогулку», игровое упражнение «Всё делаем по порядку», беседы «Чистота тела», «Культура поведения во время приёма пищи» и др.).
Для того, чтобы воспитывать у старших дошкольников желание и умение ухаживать за комнатными растениями, нами был создан экологический паспорт растений с условными обозначениями, таким образом, дети принимают активное участие в уходе за цветами. Совместно со старшими школьниками мы разработали и внедрили проект «Путешествие внутрь грядки». Дети наблюдали за прорастанием семян тыквы и фасоли в прозрачном аквариуме, зарисовывая результаты в дневник наблюдения.
Неизменным в трудовой деятельности в является ранняя (детская) профориентация, или другими словами знакомство с профессиями, которых с каждым годом становится все больше. Преимущественно она носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий, через дидактические и сюжетно-ролевые игры, бесед и просмотр иллюстраций и альбомов, а также совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности.
В последнее время, экскурсии на предприятия также стали не возможны по ряду причин, это высокие требования к перевозкам детей на транспорте и частное производство, и многое другое. Для решения этой проблемы в был разработан проект «МИР профессий», в который вошли занятия, виртуальные экскурсии (в виде видеороликов) с участие родителей. Самым интересным для старших дошкольников и их родителей стало задание изготовить альбом о профессии «Кем я мечтаю стать». Альбомы по результатам данного проекта получились интересными и красивыми, а совместная деятельность способствовала развитию детского познавательного интереса и интереса родителей к мечтам своего ребёнка.
Также старшие дошкольники с большой радостью откликаются на призыв сделать что-нибудь необычное, будь то альбом или поделка: «Чудеса с грядки» (поделки из природного материала – с родителями, «Укрась новогоднюю игрушку» (с воспитателем, «Букет для мамы» (из ватных дисков – с воспитателями, «Рубашка для папы» (Композиция из цветной бумаги – с воспитателями). Такая трудовая деятельность старших дошкольников нацелена на развитие у них творчества и воображения, фантазии, конструктивных способностей.
В процессе работы по организации трудового воспитания в мы выявили ряд недостатков по данному направлению. Они прослеживаются и в условиях и в результатах деятельности.
Недостатки в условиях:
1. Недостаточное количество современных учебно-методических пособий по формированию позитивного отношения к различным видам труда и творчества;
2. Недостаточное оснащение предметно-пространственной среды (отсутствие современно-технического оборудования, мультимедийных методических пособий и материалов, которые могли бы помочь реализовать ФГОС ДО).
Недостатки в результатах:
У большинства старших дошкольников
1. Недостаточно сформированы предпосылки к различным видам труда и творчества;
2. Дети не проявляют интереса к совместному труду со сверстниками и взрослыми;
3. Недостаточно сформированы навыки владения необходимыми предметами в различных видах труда и творчества;
4. Дети с трудом подбирают объекты трудовой деятельности.
Для устранения недостатков в на наш взгляд, следует обратить внимание:
Во-первых: на формы и методы работы с педагогами:
- индивидуальные: беседы, анкетирование, консультации («Роль потешек и поговорок в формировании у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества», направленные на повышение уровня знаний по данной теме;
- коллективные: семинары, семинары-практикумы, мастер-классы («Факторы, способствующие формированию положительного отношения детей к труду», педагогические игры – викторины («Терпение и труд все перетрут», открытые просмотры, совещания в форме круглого стола и т. д.
Во-вторых: на обновление средств создания развивающей образовательной среды по ознакомлению с профессиями:
- расширение картотеки сюжетно-ролевых игр; («Прием у врача», «Инспектор ГИБДД», «Автозаправщик», «Кассир» и др.).
- пополнение наглядного материала «Все профессии, важны все профессии нужны». Использование изданий периодической печати - детских журналов «Золотой ключик» и др., где даются рекомендации для родителей: чем и как занять ребенка в свободное время.
Приобретение серии книг «Воспитание человека», «Сделай сам» и «Учимся мастерить».
В-третьих: Для решения проблемы по формированию позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда и творчества уделить больше внимания совместной работе детского сада и семьи.
Формы и методы работы с родителями
1. Благоустройство территории: оформление участков групп. Совместное с родителями сооружение зимних построек. Совместные творческие выставки поделок (скворечников, кормушек, огородов на окне и др.). Оформление групповых комнат к праздникам.
2. Рекомендации для родителей (папки-передвижки, стенгазеты и другие наглядные информационные материалы, мастер-классы для родителей).
3. Привлечение родителей в образовательную деятельность (создание мини-музеев «Умелые руки наших мам», «Предметы старины» и др.) Встречи с интересными людьми (из числа родителей).
Таким образом, только творческий подход к решению проблемы по формированию у старших дошкольников в позитивных установок к различным видам труда и творчества в современных образовательных условиях позволит достичь хороших результатов.
Библиографический список
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
2. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» СанПин 2.4.1.3049–13. – С-Петербург: Детство-Пресс, 2014.
3. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3–7 лет / Л. В. Куцакова. – М. : Мозаика-Синтез, 2012.