МААМ-картинки

Формирование у старших дошкольников позитивных установок к различным видам труда и творчества

Олеся Костылева
Формирование у старших дошкольников позитивных установок к различным видам труда и творчества
▼ Скачать + Заказать документы

АВТОР: Костылева Олеся Олеговна, воспитатель;

МБДОУ «Краснокоммунарский детский сад «Стрела»

Оренбургская область, Сакмарский район, п. Красный Коммунар, ул. Краснокоммунарская 28, 461430

Формирование у старших дошкольников позитивных установок к различным видам труда и творчества в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Публикация «Формирование у старших дошкольников позитивных установок к различным видам труда и творчества» размещена в разделах

Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие».

Трудовая деятельность старших дошкольников реализовывается на основе потенциала развивающей предметно-пространственной среды с соответствующим наполнением. Детское оборудование должно соответствовать росту и возрасту детей, а орудия труда детей абсолютно безопасны. Использование инвентаря должно сочетаться с культурой труда, поэтому надо приучать детей к тому, что рабочее место всегда должно содержится в порядке, а все подсобные орудия для наведения порядка находится под руками.

Образовательный процесс, направленный на воспитание позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда и творчества будет успешен при создании организационных и психолого-педагогических условий и должен строиться с учетом следующих принципов:

- принципа поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;

- принципа полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификации) детского развития;

- принципа развивающего образования (системности и последовательности);

- принципа новизны (использование новейших информационных технологий);

- принципа интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий) и др.

Целью данной статьи является описание особенностей формирования у старших дошкольников позитивных установок к различным видам труда и творчества в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Вначале следует отметить существенные недостатки со стороны ФГОС ДО в организации трудовой деятельности старших дошкольников. Так, например, раньше после сна детей учили заправлять кровати, а теперь это делает только помощник воспитателя (по требованиям новых СанПиН 2.4.1.3049–13, превращая детей в созерцателей трудовой деятельности взрослых. Для решения этой проблемы целесообразно проводить игры – соревнования «Лучшее рабочее место» (учить самостоятельно, готовить рабочие место и убирать материалы после занятия, «Кто лучше заправит кукольную кровать» (обучение заправлять правильно кровать).

Новые требования СанПиН 2.4.1.3049–13 сделали почти невозможным труд и в природе. Исходя из их требований, дети могут лишь поливать растения. Тогда возникает вопрос, как воспитывать бережное отношение к животному и растительному миру? Не у всех родителей городских детей есть деревни или дачи, и дети не смогут увидеть, как растут овощи и фрукты. Исчезли из групп аквариумы с любимыми рыбками и попугайчики.

В МБДОУ «Краснокоммунарский детский сад «Стрела» работа по формированию у старших дошкольников позитивных установок к различным видам труда и творчества в соответствии с требованиями ФГОС ДО происходит следующим образом.

Дошкольное учреждение работает по образовательной программе дошкольного образования МБДОУ «Краснокоммунарский детский сад «Стрела» и разработанной парциальной образовательной программой «По профессиональной ориентации «Все профессии хороши…».

Трудовая деятельность старших дошкольников в детском саду может реализовываться на основе потенциала развивающей предметно-пространственной среды с соответствующим наполнением. При наполнении развивающей среды крайне важно правильно определить педагогическую ценность игрушек и игровых материалов. В этом педагогам может помочь письмо Минобразования России от 17.05. 1995 №61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».

Пространство для трудовой деятельности в ДОУ оформляется с учетом психолого-педагогических, эстетических и санитарно-гигиенических требований. Все, что окружает старшего дошкольника, во многом определяет его настроение, формирует то или иное отношение к предметам, действиям и даже к самому себе.

Известно, что игра является ведущей деятельностью старших дошкольников, поэтому в своей работе мы используем следующие игры: «Путешествие в страну чистоты», «Порядок в шкафу», дидактические игры («Завяжи шнурки», «Одень куклу на прогулку», игровое упражнение «Всё делаем по порядку», беседы «Чистота тела», «Культура поведения во время приёма пищи» и др.).

Для того, чтобы воспитывать у старших дошкольников желание и умение ухаживать за комнатными растениями, нами был создан экологический паспорт растений с условными обозначениями, таким образом, дети принимают активное участие в уходе за цветами. Совместно со старшими школьниками мы разработали и внедрили проект «Путешествие внутрь грядки». Дети наблюдали за прорастанием семян тыквы и фасоли в прозрачном аквариуме, зарисовывая результаты в дневник наблюдения.

Неизменным в трудовой деятельности в является ранняя (детская) профориентация, или другими словами знакомство с профессиями, которых с каждым годом становится все больше. Преимущественно она носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий, через дидактические и сюжетно-ролевые игры, бесед и просмотр иллюстраций и альбомов, а также совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности.

В последнее время, экскурсии на предприятия также стали не возможны по ряду причин, это высокие требования к перевозкам детей на транспорте и частное производство, и многое другое. Для решения этой проблемы в был разработан проект «МИР профессий», в который вошли занятия, виртуальные экскурсии (в виде видеороликов) с участие родителей. Самым интересным для старших дошкольников и их родителей стало задание изготовить альбом о профессии «Кем я мечтаю стать». Альбомы по результатам данного проекта получились интересными и красивыми, а совместная деятельность способствовала развитию детского познавательного интереса и интереса родителей к мечтам своего ребёнка.

Также старшие дошкольники с большой радостью откликаются на призыв сделать что-нибудь необычное, будь то альбом или поделка: «Чудеса с грядки» (поделки из природного материала – с родителями, «Укрась новогоднюю игрушку» (с воспитателем, «Букет для мамы» (из ватных дисков – с воспитателями, «Рубашка для папы» (Композиция из цветной бумаги – с воспитателями). Такая трудовая деятельность старших дошкольников нацелена на развитие у них творчества и воображения, фантазии, конструктивных способностей.

В процессе работы по организации трудового воспитания в мы выявили ряд недостатков по данному направлению. Они прослеживаются и в условиях и в результатах деятельности.

Недостатки в условиях:

1. Недостаточное количество современных учебно-методических пособий по формированию позитивного отношения к различным видам труда и творчества;

2. Недостаточное оснащение предметно-пространственной среды (отсутствие современно-технического оборудования, мультимедийных методических пособий и материалов, которые могли бы помочь реализовать ФГОС ДО).

Недостатки в результатах:

У большинства старших дошкольников

1. Недостаточно сформированы предпосылки к различным видам труда и творчества;

2. Дети не проявляют интереса к совместному труду со сверстниками и взрослыми;

3. Недостаточно сформированы навыки владения необходимыми предметами в различных видах труда и творчества;

4. Дети с трудом подбирают объекты трудовой деятельности.

Для устранения недостатков в на наш взгляд, следует обратить внимание:

Во-первых: на формы и методы работы с педагогами:

- индивидуальные: беседы, анкетирование, консультации («Роль потешек и поговорок в формировании у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества», направленные на повышение уровня знаний по данной теме;

- коллективные: семинары, семинары-практикумы, мастер-классы («Факторы, способствующие формированию положительного отношения детей к труду», педагогические игры – викторины («Терпение и труд все перетрут», открытые просмотры, совещания в форме круглого стола и т. д.

Во-вторых: на обновление средств создания развивающей образовательной среды по ознакомлению с профессиями:

- расширение картотеки сюжетно-ролевых игр; («Прием у врача», «Инспектор ГИБДД», «Автозаправщик», «Кассир» и др.).

- пополнение наглядного материала «Все профессии, важны все профессии нужны». Использование изданий периодической печати - детских журналов «Золотой ключик» и др., где даются рекомендации для родителей: чем и как занять ребенка в свободное время.

Приобретение серии книг «Воспитание человека», «Сделай сам» и «Учимся мастерить».

В-третьих: Для решения проблемы по формированию позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда и творчества уделить больше внимания совместной работе детского сада и семьи.

Формы и методы работы с родителями

1. Благоустройство территории: оформление участков групп. Совместное с родителями сооружение зимних построек. Совместные творческие выставки поделок (скворечников, кормушек, огородов на окне и др.). Оформление групповых комнат к праздникам.

2. Рекомендации для родителей (папки-передвижки, стенгазеты и другие наглядные информационные материалы, мастер-классы для родителей).

3. Привлечение родителей в образовательную деятельность (создание мини-музеев «Умелые руки наших мам», «Предметы старины» и др.) Встречи с интересными людьми (из числа родителей).

Таким образом, только творческий подход к решению проблемы по формированию у старших дошкольников в позитивных установок к различным видам труда и творчества в современных образовательных условиях позволит достичь хороших результатов.

Библиографический список

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

2. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» СанПин 2.4.1.3049–13. – С-Петербург: Детство-Пресс, 2014.

3. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3–7 лет / Л. В. Куцакова. – М. : Мозаика-Синтез, 2012.

Публикации по теме:

«Фольклор как средство развития словесного творчества старших дошкольников» «Фольклор как средство развития словесного творчества старших дошкольников» Словесное творчество является одним из видов детского творчества,.

Формирование позитивных установок к различным видам труда у дошкольников в образовательной деятельности «Формирование позитивных установок к различным видам труда у дошкольников в образовательной деятельности» СОДЕРЖАНИЕ.

Формирование позитивных установок к труду у детей дошкольного возраста посредством приобщения к миру профессий родителей В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально - коммуникативном развитии.

«Формирование у детей установок на использование здорового питания через познавательно — игровую деятельность». Методическая разработка. «Формирование у детей установок на использование здорового питания через познавательно – игровую деятельность».

«Социально — коммуникативное развитие через формирование позитивных установок к различным видам труда» «Социально – коммуникативное развитие через формирование позитивных установок к различным видам труда» Воспитатель Вэлло Н. Н.

Дидактическая игра-как метод развития интереса детей младшего дошкольного возраста к различным видам деятельности. Именно через игру дети познают и воспринимают все богатство окружающего мира, через игру развивается ум. Со временем ребенок научится управлять.

Педагогический проект «Патриотическое воспитание старших дошкольников на основе творчества Павла Петровича Бажова»Педагогический проект «Патриотическое воспитание старших дошкольников на основе творчества Павла Петровича Бажова» Пояснительная записка В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей,.

Программа по развитию музыкально-игрового и танцевального творчества старших дошкольников «Вдохновение» Содержание программы "Вдохновение" направлено на формирование творческой личности старшего дошкольника на основе приобщения к музыкально-игровому.

Развитие мелкой моторики рук старших дошкольников с ОНР средствами ручного труда Давно известно о связи речевой функции с мелкой моторикой. Поскольку центры, отвечающие за речевую функцию и функцию мелкой моторики в головном.

Влияние театральных технологий на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников с различным социальным статусом. В системе дошкольного воспитания и обучения прослеживается тенденция к интеллектуальному развитию ребенка. При этом развитию эмоциональной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у старших дошкольников позитивных установок к различным видам труда и творчества
Опубликовано: 16 июня 2017 в 16:11
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование у старших дошкольников позитивных установок к различным видам труда и творчества» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Костылева (УИ 26478) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД