Приложение МААМ

Формирование универсальных учебных действий обучающихся через деятельностный подход при решении задач на уроках математики

Екатерина Шишова
Формирование универсальных учебных действий обучающихся через деятельностный подход при решении задач на уроках математики
▼ Скачать + Заказать документы

Для мировой педагогики характерен переход к таким моделям обучения, которые ставят ученика в активную позицию. Учебный процесс должен строиться как поисковая исследовательская деятельность, в ходе которой происходит обмен мнениями, разворачиваются дискуссии. Перемены, происходящие в современной школе не могли коснуться и организационных форм обучения. Основной тенденцией в этом вопросе является переход в рамках классно -урочной системы от фронтальной к индивидуальной и групповым видам работы, то есть системно-деятельный подход в рамках нового стандарта.

Публикация «Формирование универсальных учебных действий обучающихся через деятельностный подход при решении задач на уроках математики» размещена в разделах

Ведущая педагогическая идея моего опыта - это использование групповых способов обучения. Что явилось источником моего творчества? Начав решать с детьми составные задачи заметила, что многие дети не любят их решать. При фронтальной и индивидуальной работе был понижен интерес и не все дети могли справляться с ними, что сказывалось и на результатах контрольных работ. Встал вопрос о применении других форм работы, а также использовании другого подхода к проведении самостоятельных работ. Изучив литературу по данной проблеме, стала применять дифференцированный подход при проведении самостоятельных работ, отдавая предпочтение групповым формам.

Развитие творческих способностей, формирование умений самостоятельно работать происходит прежде всего на уроке.

И. Б. Первин выделяет 5 уровней коллективной учебно-познавательной деятельности :1)фронтальная (одновременная работа в классе, направленная на достижение общей цели) 2)работа в статичных парах 3)групповая работа на принципах дифференциации 4)межгрупповая работа (каждая группа имеет своё задание в общей цели) 5)фронтально-коллективная деятельность при активном участии всех школьников.

При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности, осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль. Собственно групповыми технологиями в практике называют лишь третий (групповая работа на принципах дифференциации) и четвёртый уровень (межгрупповая работа) организации учебной работы. Такая работа требует временного разделения класса на группы для совместного решения определённых задач. При комплектовании групп в расчё т надо брать 2 признака: уровень учебных успехов учащихся и характер межличностных отношений. Школьников можно объединить в группы по однородности (гомогенная группа) или по разнородности (гетерогенная группа). Гомогенные группы могут состоять либо из сильных учеников, либо из средних и даже слабых учеников. Решение обучающих и воспитательных задач лучше всего осуществлять в гетерогенных группах, где и создаются более благоприятные условия для взаимодействия и сотрудничества. Сильный учащийся, являющийся лидером, ведёт за собой остальных. Какова численность групп? В одном исследовании изучался вопрос, как влияет количественный состав на психологический климат в группе, на её работоспособность и результативность. Так вот выяснилось, что группа из четырёх человек более продуктивна, чем работа пары.

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

1. Подготовка к выполнению группового задания (постановка познавательной задачи, инструктаж о последовательности работы, раздача дидактического материала по группам).

2. Групповая работа (знакомство с материалом, планирование работы в группе, распределение заданий внутри группы, индивидуальное выполнение задания, обсуждение общего задания группы, подведение итогов группового задания).

3. Заключительная часть (сообщение о результатах работы в группах, анализ познавательной задачи, рефлексия, общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи).

При отборе учебного материала для групповой работы необходимо уточнить, какие виды знаний будут представлены в предлагаемом для совместного выполнения заданий (понятия, факты, законы, оценочные знания и т. д.) Надо помнить, что не всякий учебный материал подходит для групповой работы-к нему предъявляются по крайней мере два требования. Первое. По своей структуре задание должно быть таким, чтобы его можно было расчленить на отдельные подзадачи и подпункты. Второе. Быть достаточно трудным, желательно проблемным, допускать разные точки зрения. Чем более трудным оно является, тем больше информации необходимо для его правильного выполнения и тем интенсивнее идёт взаимодействие между участниками группы.

Сначала я использовала групповые формы работы по 2 человека. Дети решали в парах задачи, проверяя друг друга и доказывая свою правильность решения.

Позднее начала использовать групповые формы работы по 3-4 человека для взаимодействия между собой, выполняя совместную согласованную деятельность. Так при закреплении задач изученных видов говорю им сначала: «Ребята, многие из ваших родителей работают в бригадах, таких группах, которые делают одно задание вместе. Мы сегодня тоже, как мамы и папы, попробуем работать сообща. Ваша цель-решить задачу. Но прежде чем решить, надо сначала её составить по краткой записи, затем проанализировать, сформулировать вопросы, найти ответ. При этом вы будете работать быстро, не отвлекаясь, помогать друг другу, отстаивать свою точку зрения (краткая запись или текст задачи может быть записан на доске). В каждой группе выбирается ведущий, который распределяет работу между членами группы. С целью развития внимания и памяти учащихся, задание предъявляю один раз, а дети запоминают его и распределяют в группе:

-рассмотреть краткую запись задачи, выделить в ней основное

-придумать условие задачи по краткой записи

-подготовиться к анализу задачи

-поставить вопрос и выбрать действие для ответа на него, доказать правильность его выбора

-назвать ответ задачи

Время, отводимое на работу, доводится до сведения учащихся. Оно зависит от уровня сформированности навыка, организации в группе и умения учащихся решать задачи данного вида. Групповой отчё т происходит таким образом: один ученик рассказывает условие и вопрос задачи, второй - анализирует задачу, третий определяет, что он будет узнавать, четвёртый выбирает действие и данные, доказывает целесообразность своего выбора. Высказываются группы поочерёдно или выборочно. Когда уже приобретены навыки групповой работы, использую несколько видов групповой работы в сочетании с индивидуальной формой работы. Чаще это использую при решении геометрических задач, которые вызывают у детей затруднения. Например, каждой группе предлагаю по 2 прямоугольника, вырезанных из бумаги (прямоугольники подобраны так, что площади их равны ( стороны могут быть: 4см и 3см, 6см и 2см, 8 см и 3см, 6см и 4см).Прошу вычислить площади и периметры этих прямоугольников, сравнить полученные результаты, сделать выбор и обосновать. Предлагаю предварительно поработать в парах с одним прямоугольником: один ученик измеряет длину, другой контролирует правильность его действий. При измерении ширины они меняются ролями. Затем один ученик находит площадь, другой -периметр и оба осуществляют взаимоконтроль. Потом полученные результаты, все члены группы анализируют. Они выясняют, что прямоугольники, имеющие различные длину и ширину могут иметь одинаковую площадь. Самым трудным для учеников является обоснование полученного результата, то есть установление связи между правилом нахождения площади и результатом умножения. И, естественно, учитель помогает сделать этот вывод в процессе фронтальной работы. После того как сделан и обоснован полученный результат, он предлагает группам более сложное задание. Например, прошу ответить, какой может быть длина и ширина прямоугольника, если его площадь 48 кв. см. Предложение, выдвинутое одним из учеников, проверяется всеми членами группы. Каждая группа старается учесть все возможные варианты. Аналогично можно организовать работу с прямоугольниками, имеющими одинаковый периметр при различной длине и ширине. Для групповой работы предлагаю иногда задание, связанное с исправлением допущенных ошибок. Каждый ученик работает индивидуально, получает свой результат, который затем обсуждает с членами группы.

Но индивидуальная работа внутри группы в сочетании с групповой работой носит уже иной характер, чем в сочетании с общеклассной. Принципиальное её отличие в том, что работа каждого ученика контролируется не учителем, а членами группы. Именно этот фактор оказывает стимулирующее воздействие, ученики работают с большей ответственностью и активностью. Конечно, групповая работа требует большой предварительной подготовки от учителя, но она вызывает у детей интерес и приносит эффект в их воспитании и развитии. Общение друг с другом формирует у детей умение обсуждать и обосновывать свой ответ, учиться выделять главное, видеть общую закономерность и делать обобщённые выводы. У детей формируются такие качества как ответственность, работоспособность, отзывчивость и доброта, так как сильные становятся добрее и внимательнее к товарищам, готовы прийти к ним на помощь. Слабые, видя это, отвечают взаимностью. Самостоятельная работа в группах развивает у детей самостоятельное мышление, поэтому результаты контрольных работ становятся лучше.

Публикации по теме:

План работы «Школы молодого специалиста» План работы «Школы молодого специалиста» Сентябрь. 1. «Знакомство. Доверительные отношения». Творческая игра «Я и коллектив». Анкетирование:.

Методическая работа — часть системы непрерывного образования воспитателей.Методическая работа — часть системы непрерывного образования воспитателей. Методическая работа – часть системы непрерывного образования воспитателей. Целями  её являются: освоение наиболее рациональных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование универсальных учебных действий обучающихся через деятельностный подход при решении задач на уроках математики
Опубликовано: 12 октября 2014 в 09:41
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование универсальных учебных действий обучающихся через деятельностный подход при решении задач на уроках математики» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Шишова (УИ 251085) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД