Лучший педагог года

Формирование экологических представлений дошкольников

Ольга Юркевич
Формирование экологических представлений дошкольников

Формы и методы моей работы разнообразны: это циклы наблюдений за растениями и животными в центре природы и на участке, целевые прогулки, экскурсии, опытно-экспериментальная деятельность, игры (дидактические, настольно-печатные, инсценировки, сюжетно-ролевые, подвижные, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек, кукол и литературных персонажей, труд, художественное творчество.

Публикация «Формирование экологических представлений дошкольников» размещена в разделах

Большую роль в формировании у дошкольников экологических представлений играют дидактические игры. Игра-основной вид детской деятельности, поэтому планируя какой-либо проект, подбираю игры экологического содержания, продумываю цель и за-дачи, определяю место и роль игры, проектирую саму игру и определяю степень участия в ней всех детей, продумываю оказание помощи застенчивым детям.

В первую очередь использую игры, с помощью которых формируются умения выделять существенные признаки предметов : «Отгадай-ка», «Что предмет расскажет о себе. Применяю игры для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильное умозаключение; «Похож - не похож», «Что лишнее?», «Что изменилось?». Включаю игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам: «Кому что нужно?». «Назови одним словом», и др. Применяю игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Летает - не летает», «Несуществующее животное (растение)» и др.

Для того чтобы научить детей изменять и творчески преобразовывать предметы, использую серию игр-преобразований, к которой относятся и «Назови по-другому», «Сделай по-другому», «Можно - нельзя».

Игры постепенно усложняются от группы к группе.

Активно использую в своей работе игровые обучающие ситуаций.

В рамках игры дети получают новые знания, наблюдают за объектами природы, выполняют обследования и трудовые действия. В игровых обучающих ситуациях с детьми младшего и среднего возраста использую кукольные персонажи: Дюймовочку, Буратино, Айболита, Лесовичка. Кукольный персонаж становится непосредственным участником наблюдения. Все это достигается посредством игровых действий и диалогов, которые тщательно обдумываются при подготовке к игровому занятию. Ситуации, в которые попадают персонажи, требуют от детей знаний, опыта, умения находить оптимальный вариант. Все это активизирует умственную деятельность детей.

Чтобы формировать у детей «экологически гуманное чувство»- чувство сопричастности ко всему живому, привить детям этическую и моральную ответственность перед каждым живым существом, будь то растение или животное - использую экотренинги. Понять муравья, бабочку, травинку ребенок сможет тогда, когда себя представит в их роли, посмотрит на мир их глазами. Для этого детям предлагаю игры-имитации.

Придаю большое значение общению с детьми в повседневной жизни. В разных жизненных ситуациях и в беседах, обсуждаю отдельные явления действительности, акцентирую внимание на взаимосвязь всего живого, на рациональное использование при-родных богатств, гуманное отношение к природе. Продуманная организация тематических бесед развивает у детей мышление, способность видеть и чувствовать, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под наблюдением воспитателя, дошкольник обогащает свои знания. Чувства, у него формируется правильное отношение к живому.

Понимание многообразия живой природы, удовлетворение детской любознательности, вовлечение ребенка в активное освоение окружающего мира позволяет метод составления коллекции. Особую ценность в работе имеют разнообразные коллекции, собранные и оформленные детьми и взрослыми в совместной проектной деятельности: коллекция «Минералы иркутской области», коллекция «Запахи», коллекция «Растения наше-го города», коллекция «Насекомые» и др.

Для того чтобы организовать поисковую исследовательскую деятельность дошкольников в природе (проекты «Волшебница вода», «История одной снежинки», «Воздух» и др., я использую мини- лабораторию, т. е. место, где сосредоточен материал для постоянного наблюдения за опытами и взаимосвязями живой и неживой природы. Этот метод помогает активизировать познавательный интерес, развивает умение наблюдать, отмечать изменения, устанавливать причинно-следственные связи в природе; помогает использовать в работе самые разнообразные методы: длительные наблюдения за посадками в группе и на участке, ознакомление с экосистемами, включение в игровые обучающие ситуаций, в непосредственно образовательную деятельность, свободную деятельность, экскурсии, работу с календарями.

Большое значение в экологическом воспитании имеет окружающая среда. На территории детского сада провожу с детьми наблюдения за объектами живой и неживой природы, свои впечатления дети заносят в: дневники наблюдения (младшие и старшие дошкольники, блокноты (старшие дошкольники); отмечают изменения в календаре «Природы». В процессе работы с детьми замечено, что они в ходе конкретных наблюдений могут установить связи между различными природными явлениями. Например, наблюдая за деревьями, дети могут связать распускание листьев с приходом весны. На участке дети знакомятся с названиями растений нашего региона, с особенностями их роста (сбор семян, цветение, форма листьев, приобщаются к труду на земле, применяют свои знания на практике. На участках ДОУ высажены различные породы деревьев (береза, тополь, ель, осина) и кустарников (акация, рябина, ольха, калина, яблоня, сирень, ежегодно высаживаются новые молодые растения, оборудован цветник.

Весной мы с детьми высаживаем на клумбы рассаду цветов и в течении лета ухаживаем за ними, проводим наблюдение.

Кроме этого дети имеют возможность наблюдать за жизнью растений и животных в естественных условиях. Для этой цели я организую экскурсии в городской парк. Дети знакомятся с растениями, которые раньше видели только на картинке, вспоминают и выполняют правила поведения в природе.

В решении этих задач мне помогают игры, которые проводятся на экскурсии («Детки с ветки», «Найди и назови» и др.). Дети адекватно реагируют на плохие поступки людей в природе (мусор в местах отдыха, выражают желание навести порядок. Наблюдения дополняются художественными рассказами, просмотром иллюстраций, картин, прослушиванием музыки. Затем все эти впечатления отражаются и закрепляются в рисовании, лепке, аппликации.

Провожу с детьми экологические развлечения : «Праздник цветов», «Птицы - наши друзья», «День земли» и т. д. Эти развлечения направлены на обогащение знаний о при-роде, воспитание у детей бережного, заботливого отношения к ней. Конкурсы, праздники («Осень», турниры («Знатоки природы», театрализованные представления своей яркостью, всплеском эмоций привлекают детей к решению тех или иных экологических про-блем, выполнению определенных обязанностей по отношению к природе. Участвуя мои воспитанники не только познают мир, но и раскрывают свои творческие способности.

Для развития детского фантазирования, использую экологические сказки («О том, как береза и ива остались верны родному дому», «Как медведь пень потерял», «О человеке и золотой рыбке», «Травинка-путешественница», «Жила была река» и др.). Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных персонажей, их действий, а также конечным результатом. Учат научному видению в занимательной форме, помогают раскрыть сложные явления природы.

Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Задачи воспитателя осложняются тем, что дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные нормы общения друг с другом и с природой (оставляет мусор в местах отдыха, бросают и бьют бутылки, обижают бездомных животных). Поэтому я уделяю большое внимание совместной работе с родителями, это позволяет объединить деятельность по формированию у ребенка осознанного отношения к при-роде. Постоянно ищу новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас с ними одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. К организации поисковой и творческой деятельности детей я подключаю родителей и родственников, так как один ребенок с этой деятельностью не справится. По теме проекта я предлагаю детям задания (приготовить рассказ, сказку, альбом с рисунками, плакат в защиту животных, гербарий, фотографии и т. д.). Ребята вместе с родителями на свое усмотрение выбирают задание. Прежде чем раз-дать задания, я их тщательно их продумываю. Важно, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с «желанием и радостью», а в случае необходимости я могу предоставить справочный, практический материал или порекомендовать, где его можно найти.

Родители активно принимают участие в оформлении центров, в организации фото-выставок, конкурсах на лучший макет или поделку, различных акциях, в озеленении территории. В работе с родителями в рамках различных проектов использую такие формы работы, как: анкетирование, индивидуальные беседы, консультации, со здание мини – музеев, выставки, семинары, викторины, открытые столы, фотовыставки, акции «Мы-за чистый город», «Покормите птиц зимой!» и др. Участие каждой семьи не остается без внимания. Взрослые и дети награждаются подарками, благодарственными письмами. В результате работы с родителями обогатился воспитательный опыт родителей, они становятся активными участниками воспитательного и образовательного процесса.

Публикации по теме:

Режим реализации образовательных областей в младшей группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Режим реализации образовательных областей в средней группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование экологических представлений дошкольников
Опубликовано: 12 марта 2014 в 16:30
+45Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 45.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД