Любовь Пучкова
Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет
2-й слайд
«Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума» В. А. Сухомлинский
Экологическое воспитание детей - это забота о будущем планеты. Столь раннее формирование экологической направленности объясняется тем, что у детей дошкольного возраста, создаётся фундамент для закладывания осознанного отношения к окружающей природе; идёт накопление ярких эмоций. Непосредственное восприятие информации позволяет запомнить её прочно и легко, потому что это интересно. Поэтому работа с детьми с 2,5 до 7 лет важна для формирования экологической культуры личности.
Публикация «Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет» размещена в разделах
3-й слайд
Экологическое образование дошкольников - непрерывный процесс образования, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает :
1. Нравственное воспитание (воспитание гуманного отношения к
природе);
2. Интеллектуальное развитие (формирование системы экологических знаний и представлений, развитие экологической эрудиции, мышления);
3. Развитие речи (обогащение и активизация словаря детей);
4. Развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желание сохранить ее);
5. Трудовое воспитание (участие детей в посильной для них
деятельности по уходу за растениями и животными).
4-й слайд
Цель: Формирование элементарных экологических знаний о ценностях природы, накопления опыта. Способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Задачи:
-Развивать у детей экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней.
-Формировать у детей интерес к явлениям природы
-Продолжать знакомить детей с характерными особенностями каждого времени года;
-Формировать представления о правильных способах взаимодействия с объектами природы;
-Продолжать формировать представления о труде взрослых в природе;
-Продолжать развивать интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы;
-Продолжать совершенствовать экологическую культуру родителей через совместную деятельность.
5-й слайд
К. Д. Ушинский называл природу великой воспитательницей: «Побудить в детях живое чувство природы - значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний».
Воспитатель детского сада - главная, фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка.
7-й слайд
У нас в группе создана предметно развивающая среда. Календарь дней недели и сезонов года.
Анализируя слово «календарь», возникшее из двух слов «кален» - круг, образ солнца и «дар» - знак признательности, помощь кому либо, как дар наших предков. Иначе говоря, посредством календаря люди фиксировали дары солнца, получаемые ими в различные природные ритмы - весенние, летние, зимние, осенние.
Наблюдения являются важным средством ознакомления детей с окружающим миром. Они проводятся в детском саду ежедневно. Организовываю совместное наблюдение за различными явлениями природы. Цель этих наблюдений — поддерживать или пробуждать интерес детей к окружающему, вызывать удивление, радость открытия нового. Во время прогулки знакомлю детей с названиями растений, наблюдаем за птицами, насекомыми, рассказываю, где они живут, чем питаются.
На прогулке – наблюдение погоды
-Холодно или тепло?
- Почему мы надели курточки?
-Ветрено или спокойно?
-Как узнать, что ветрено?
-Солнечно или пасмурно?
- Был дождь или нет?
-Как это узнать?
- Будет ли дождь, как мы узнать?
После прогулки дети с помощью воспитателя выбирают картинки: «- Мы видели облачко на голубом небе – вот оно, такое же, как на картинке.
После прогулке воспитатель сам значками отмечает состояние погоды, которое наблюдали в календаре.
8-й слайд
Уголок природы - позволяет развивать наблюдательность, формирует трудовые навыки и умения.
9-й слайд
Уголок экологии
10-й слайд
Уголок экспериментирования и наблюдения
Экспериментальная деятельность: Знакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами. Рассматривание через лупу, какие разные камни, «Плавает или тонет».
11-й слайд
В своей работе с детьми я использую разнообразные мeтоды и пpиeмы для развития детей :
«Лаборатория юного эколога» – выращиваем лук. Ведём наблюдение за
изменениями в луковицах в зависимости от условий их роста в земле и воде.
12-й слайд
В земле лук растёт быстрее
13-й слайд
Выращиваем фасоль. Ведём наблюдение за ростом фасоли.
Очень ждем первых росточков фасоли.
14-й слайд
Во время прогулки – утепляем корни деревьев снегом
15-й слайд
Поделки из природного материала, объединяющие родителей и детей
16-й слайд
Всё хорошее в людях - из детства! Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала. Не наукой, а частью души!
17-й слайд
Используемая литература
С. Н. Николаева
«Юный Эколог» система работы в старшей группе детского сада.
Для работы с детьми 5 – 6 лет
О. А. Соломенникова
Занятия по формированию элементарных экологических представлений
в старшей группе детского сада
Примерная Общеобразовательная Программа Дошкольного Образования
«От рождения до школы»
Под редакцией
Н. Е. Вераксы,
Т. С. Комаровой,
М. А. Васильевой
Спасибо за внимание!