МААМ-картинки

Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством игры в «экивоки»

Алена Паршина
Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством игры в «экивоки»

Введение

В результате научно-технического прогресса деятельность общества оказывает огромное влияние на природу, вторгается в естественный механизм саморегуляции, резко изменяя условия существования живой материи. В своей работе С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин отмечали, что технократическая парадигма мышления, свойственная XX в., была настолько сильна, что выход из экологического тупика искался в привычных путях, например, в контроле за применяемыми в промышленности технологиями, в принятии природоохранных законов и создании «экологически чистых» производств [3]. Позднее стало очевидно, что ухудшение состояния окружающей среды не столько порождение научно-технического прогресса, сколько следствие утверждения в сознании людей идеи о том, что «человек - венец творения». Потребительское отношение к природе привело человечество к экологической катастрофе.

Публикация «Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством игры в „экивоки“» размещена в разделах

Таким образом, предметом интереса и действий международных организаций различных уровней становится преодоление кризиса экологического сознания, сложившегося в урбанизированной среде обитания человека. В июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию, на которой было принято решение о глобальном партнерстве в интересах устойчивого развития [4]. Одним из принципов, изложенных в концепции устойчивого развития, является непрерывное экологическое образование и воспитание.

Под экологическим образованием и воспитанием понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде [2]. Целью экологического образования и воспитания детей старшего дошкольного возраста является заложение основ экологической культуры.

Достижение поставленной цели может осуществляться путем решения задач формирования элементарных естественно-научных представлений и знаний о природе, а также путем развития сопереживания бедствиям природы, потребности бороться за её сохранение

Экологические представления – это сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке как части природы; об использовании природных богатств, загрязнении окружающей среды. Данные сведения ребенок черпает из личного опыта, непосредственного и опосредованного взаимодействия с объектами природы.

Методика формирования экологических представлений у дошкольников должна учитывать психологические особенности детей данного возраста, в связи с чем нам представляется необходимым введение в обучение и практику новых игровых приемов. Одним из таких приемов является игра «Экивоки».

Основная цель данной игры – провести свою фишку на игровом поле от дверей до чердака дома. В том случае, если оригинальное игровое поле не отвечает теме занятия, педагог может создать собственное. Кроме того, на официальном сайте игры можно создать собственный набор карточек, который будет адекватен знаниям, умениям и навыкам детей данной возрастной группы [6].

После броска кубика ребенок должен взять карточку с заданием и объяснить указанное там слово. Авторы данной статьи предлагают несколько изменить правила игры, оставив пять видов заданий из семи: объясни словами, слепи, нарисуй, отвечай только «да» / «нет», покажи жестами. Опыт работы показывает, что именно эти задания наиболее интересны детям. Остановимся чуть подробнее на каждом задании.

Объясни словами. Цель данного задания – составление описательного рассказа по представлению или при помощи иллюстративного материала. Таким образом дети усваивают признаки описываемого предмета, продолжают овладевать навыками связного изложения мыслей на одну тему. Объясняя, к примеру, слово носорог, ведущий может составить следующее описание: крупное животное с толстой шкурой серого цвета, имеет рог на носу. В течение следующей минуты другие игроки должны определить, какое животное было загадано. В том случае, если игроки не смогли дать верный ответ, фишка ведущего остается на той же клетке игрового поля.

Важно сформировать у детей целостное представление (внешний вид, среда обитания, рацион, связь с экосистемой, деятельность человека, в связи с чем нам представляется необходимым дополнение описательного рассказа ведущего. Например, рассказ про носорога может быть дополнен информацией об угрозе их исчезновения. Организуя беседу по данной теме, педагог предлагает детям поразмышлять о путях решения данной проблемы.

Слепи и нарисуй. Данные задания предоставляют удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластических образах [5]. В процессе лепки ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. У детей формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, очень активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление. Более того, включение заданий такого формата обеспечивает смену деятельности, предупреждая утомляемость детей на занятии.

Участники игры (за исключением ведущего) могут нарисовать или слепить то, чем питается загаданное животное. Это позволит сформировать у детей понятия «хищник», «травоядное» и др.

Отвечай только «да» / «нет». Позволяет сформировать у детей умение задавать вопросы закрытого типа. Игроки должны научиться формулировать вопросы таким образом, чтобы на них можно было дать краткий ответ.

Покажи жестами. Задание данного типа направлено на развитие мимики, фантазии и ассоциативного мышления. В случае затруднений помощь ведущему могут оказывать как игроки, так и педагог.

Согласно правилам игры, на выполнение задания отводится одна минута, за которую игрок или команда должны дать верный ответ. Однако данные временные рамки не соответствуют возможностям детей данной возрастной группы, поэтому рекомендуется увеличить время, отводимое на выполнение задания.

После каждого раунда игры (когда каждый из участников выступит в роли ведущего) стоит обсудить с детьми увиденное и услышанное. Это позволить закрепить полученные экологические знания.

С. Н. Николаева указывает в своих работах, что формирование экологических представлений – необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и проявляется в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя. Именно в период дошкольного детства активнее всего формируются представления об экологии окружающего мира. Задача педагогов заключается в том, чтобы возникающий к этой проблеме у детей интерес не угасал, а скорее наоборот, разгорался с новой силой.

Авторы данной статьи считают, что игра «Экивоки» представляет собой один из возможных «инструментов» формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Список литературы

1. Аветисян М. Т., Абрамовских Н. В. Экологические представления детей младшего школьного возраста // Международный студенческий научный вестник [Электронный ресурс]. 2018. URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018004058 (Дата обращения: 28.01.2020)

2. Аквилева Г. Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования пед. профиля. – М. : Владос, 2001. – 238.

3. Дерябо С. Д. Экологическая педагогика и психология. - Ростов н/Дону: Феникс: АО "Книга", 1996. - 476 с.

4. Коптюг В. А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, июнь 1992 года). Информационный обзор // Российская Академия наук. Сибирское отделение [Электронный ресурс]. 1992. URL: http://www.prometeus.nsc.ru/koptyug/ideas/unrio92/unrio92.pdf (Дата обращения: 27.01.2020).

5. Москвина И. А. Роль нетрадиционных техник рисования и лепки в формировании творческой личности ребенка // Альманах педагога [Электронный ресурс]. 2020. URL: https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=38246 (Дата обращения: 28.01.2020)

6. Экивоки [Электронный ресурс]. URL: http://ekivoki.ru/ (Дата обращения: 27.01.2020).

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Диагностический инструментарий по выявлению уровня формирования экологических представлений детей дошкольного возраста. Ч. 1 Проведение диагностики: -проводится индивидуально с каждым ребенком -помимо диагностики, в течение года педагог производит систематические.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Нарисую я картинку» Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Нарисую я картинку». Авторы: воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Проект «Формирование у детей 6–7 лет представлений о культуре русского народа посредством музейной среды» АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Актуальность проектируемого процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений.

Автор публикации:
Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством игры в «экивоки»
Опубликовано: 16 июня 2020 в 14:32
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД