МААМ-картинки

Формирование экологической компетенции детей в дошкольном возрасте

Юлия Наскидаева
Формирование экологической компетенции детей в дошкольном возрасте

Детство– полноценный период человеческого бытия. А это значит, что образование должно давать не только знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребёнку в решении его насущных жизненных проблем, но и нацеливать его на большое будущее. В решении этих задач значительная роль отводится педагогическим коллективам дошкольных образовательных учреждений. Первым шагом является создание, конструирование замысла и предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности в конкретных условиях, то есть проектирование.

Публикация «Формирование экологической компетенции детей в дошкольном возрасте» размещена в разделах

Проектирование мной образовательного процесса направленно на формирование экологической компетенции детей.

В настоящее время чрезвычайно актуальная проблема экологического воспитание и образование детей : только экологическое мировоззрение, экологическая культура способствует приобщению дошкольников к гуманно-ценностному отношению к природе, концентрирующему в себе общечеловеческие ценности.

Обратить внимание именно на этот аспект воспитания и развития детей, позволил глубокий анализ диагностического обследования воспитанников, который показал недостаточно сформированные знания и нравственные понятия. Это связанно с особенностями климатических условий заполярья, которые не позволяют вести полноценные, длительные наблюдения в живой природе. Вследствие чего детям сложно самостоятельно находить взаимосвязи, делать причинно-следственные выводы и умозаключения, анализировать свои поступки и действия в природе. Осозннано-правильное отношение детей к далеким и близким явлениям природы в большей степени формируется посредством наблюдений в уголке природы, просмотром видеофильмов, проведением экспериментальной деятельности, чтением и рассматриванием книг, беседами о прочитанном с прояснением педагога, пересказами и рассказами детей на основе впечатлений, заполнение календарей, изобразительной деятельностью – всё это формы работы с воспитанниками, которые позволяют понять им новую информацию и обнаружить своё понимание недоступных для наблюдения явлений природы, их взаимосвязей.

Именно поэтому я решила обратить своё внимание на экологическое воспитание детей. Цель моего проекта формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности. Проект долгосрочный рассчитан на три возраста : средний, старший, подготовительный. На каждом возрастном этапе форма организации экологического воспитания детей планировалась мной с учетом возрастных и индивидуальных особенностейвопитанников.

Дошкольники 4-5 лет характеризуются отсутствием жизненного опыта, недостаточным уровнем развития интеллектуально-творческих способностей, что позволяет детям в полной мере проявлять самостоятельность. Поэтому за основу педагогического взаимодействия я выбрала проведение интегрированнойнепосредственно-образовательной познавательной деятельности с трудовой, музыкальной, физкультурной, речевой, художественно – продуктивной деятельностью.

В старшем дошкольном возрасте ребенок по-прежнему смотрит на мир широко открытыми глазами. Детям всё интересно, их всё манит и привлекает. Их познавательные потребности можно выразить девизом «Хочу все знать!». Интенсивно формируются все стороны личности ребенка: нравственная, интеллектуальная, эмоционально-волевая, действенно-практическая. Роль взрослого – это развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих им не только получать знания, но и развивать творческие способности и коммуникативные навыки, формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности.

Вся исследовательская работа проводится через различные формы познания окружающего мира, которая тесно переплетается с продуктивной деятельностью.

Я считаю, что реализация проекта наиболее удобна в виде свободного общения, способствующего успешному формированию у детей экологических знаний, развитию творческих умений посредством вовлечения детей в различную творческую деятельность.

Важным аспектом в системе экологического образования является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс. В самом начале реализации проекта, всего 23% родителей активно учувствовали в совместных тематических выставках, искали и читали детям интересующие их факты из области экологии, участвовали в совместных праздниках и развлечениях экологической направленности. Распланировав работу с родителями на первоначальном этапе, я провела родительские собрания, используя элементы «КВНа», викторины. Оформила экологический стенд, включающий в себя рубрики: экологические события в стране, регионе, эколого-оздоровительная работа с детьми, мероприятия, проводимые в рамках проекта, музыка и природа. Вследствие целенаправленной работы через некоторое время родители стали сами принимать активное участие в подборе тем и научно-познавательной информации стенда. Выстроенная система работы с родителями, постоянные поиски новых форм взаимодействия позволили сблизить родителей и детей. В данный момент на заключительном этапе реализации проекта, 80% родителей активно принимают участие, во всех мероприятиях и активно взаимодействуют с педагогами.

Для реализации поставленных задач, эффективности выбранных форм взаимодействия с детьми, отслеживания их уровня экологических знаний мною на основе технологии С. Н. Николаевой, разработана диагностика детей. 1 год обучения: высокий уровень – 23%; 2 год обучения – 65%; 3 год обучения ещё впереди, но я надеюсь на повышение результативности моей работы.

По результатам диагностики, можно сделать вывод, что система педагогической деятельности, направленная на воспитание у дошкольников экологической культуры и выбранные формы работы являются эффективными.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей на тему «Знакомим детей с профессиями»Консультация для воспитателей на тему «Знакомим детей с профессиями» На доступном старшему дошкольнику уровне, необходимо давать детям знания о деятельности, которым занимаются люди различных профессий, о.

Презентация педагогического проекта «Знакомство младших дошкольников с правами ребенка» Современное общество предъявляет человеку высокие требования. В настоящее время требуется активный, знающий свои права и умеющий уважать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование экологической компетенции детей в дошкольном возрасте
Опубликовано: 30 сентября 2014 в 19:37
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД