Мадина Гонибова
Формирование элементарных математических представлений. Пояснительная записка
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование элементарных математических представлений.
Пояснительная записка
Рабочая программа по формированию элементарных математических представлений в средней группе, разработана с учетом федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования согласно приказу Министерства Образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155,
на основе программы «От рождения до школы» Н. Е. Веракса. Мозаика-Синтез. 2014г СанПиН 2.4.1.3049.
Публикация «Формирование элементарных математических представлений, Пояснительная записка» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2014
В средней группе проводится одно занятие в неделю.
18 занятий в год.
Продолжительность занятий от 15 до 20 минут.
Формы контроля и учета достижения воспитанников: диагностика, мониторинг (сентябрь - входящий, декабрь - промежуточный, май - итоговый)
При разработке рабочей программы учитывались следующие принципы:
• Гуманизации;
• Дифференциации;
• Принцип непрерывности и системности образования.
Цели:
Формировать элементарные математические представления, первичные представления об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
Количество и счет.
• Учить считать до 5 (на основе наглядности, пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам, например: «Один, два, три - всего три кружка».
• Сравнивать две группы предметов, именуемые числами 1–2, 2–2, 2–3, 3–3, 3–4, 4–4, 4–5, 5–5.
• Учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет («К 2 зайчикам добавили 1 зайчика, стало 3 зайчика и елочек тоже 3. Елочек и зайчиков поровну — 3 и 3» или: «Елочек больше (3, а зайчиков меньше (2). Убрали 1 елочку, их стало тоже 2. Елочек и зайчиков стало поровну: 2 и 2»).
• Учить отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, приносить определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5 (отсчитай 4 петушка, принеси 3 зайчика).
• Учить на основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам, по форме расположения в пространстве.
Величина.
• Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте, а также учить сравнивать два предмета по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные (длиннее — короче, шире — уже, выше — ниже, толще — тоньше или равные (одинаковые) по длине, ширине, высоте, толщине).
• Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче и уже синего).
Форма.
• Учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.).
• Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником.
• Учить различать и называть прямоугольник, его элементы : углы и стороны.
• Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка — круг, платок — квадрат, мяч — шар, окно, дверь — прямоугольник и др.
Ориентировка в пространстве.
• Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева — окно, сзади на полках — игрушки).
Ориентировка во времени.
• Расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро — день — вечер — ночь).
Задачи:
Количество и счет.
• Дать детям представление о том, что множество («много») может состоять из разных по качеству элементов : предметов разного цвета, размера, формы; учить сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счету).
• Формировать представления о порядковом счете, учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».
• Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета: «Здесь один, два зайчика, а здесь одна, две, три елочки. Елочек больше, чем зайчиков; 3 больше, чем 2, а 2 меньше, чем 3».
• Вводить в речь детей выражения: «Здесь много кружков, одни — красного цвета, а другие — синего; красных кружков больше, чем синих, а синих меньше, чем красных» или «красных и синих кружков поровну».
Величина.
• Вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения предметов (эта (красная) башенка — самая высокая, эта (оранжевая) — пониже, эта (розовая) - еще ниже, а эта (желтая) — самая низкая» и т. д.).
• Устанавливать размерные отношения между 3–5 предметами разной длины (ширины, высоты, толщины, располагать их в определенной последовательности — в порядке убывания или нарастания величины.
Форма.
• Формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров: большой — маленький куб (шар, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
• Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе.
Ориентировка в пространстве.
• Познакомить с пространственными отношениями: далеко — близко (дом стоит близко, а березка растет далеко).
Ориентировка во времени.
• Объяснить значение слов: «вчера», «сегодня», «завтра».
Содержание программы:
Познавательное развитие развивает интересы детей,
любознательность и познавательную мотивацию; формирует познавательные действия; развивает воображение и творческою активность; формирует первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
Планируемые результаты работы:
• Различать из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, форму, величину);
• Считать до 5, отвечать на вопрос «Сколько всего?»;
• Сравнивать две группы путем поштучного соотнесения предметов (составление пар);
• Раскладывать 3-5 предметов различной величины (длины, ширины, высоты) в возрастающем (убывающем) порядке;
• Различать и называть треугольник, круг, квадрат, прямоугольник; шар, куб, цилиндр; знать их характерные отличия;
• Определять движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз);
• Различать правую и левую руки.
• Определять части суток.
Технические средства образования:
• Компьютер;
• DVD;
• Экран;
• Мультимедийные системы;
• Наглядные пособия: плакаты, таблицы, муляжи, модули.
Учебно-методический комплект, дополнительная литература:
• Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией: Н. Е. Вераксы 2014г;
• Компьютер;
• Интернет сайты «Воспитатель», «Дошколенок», «Все для воспитателя»;
• Картины;
• Игрушки;
• Демонстрационный материал (наборное полотно, геометрические фигуры);
• Раздаточный материал (полоски разных цветов, полоски с 2 полосками, грибочки, орешки, пуговицы и т. д.);
• Л. С. Метлина «Занятия по математике в детском саду»;
• В. П. Новикова «Математика в детском саду»;
• Т. И. Ерофеева;
• Л. В. Минкевич «Математика в детском саду. Средняя группа»;
• Колесникова Е. В. «Я считаю до 5»