Ольга Мальгина
Формирование эстетического отношения к природе у старших дошкольников посредством ознакомления детей с пейзажной живописью
▼ Скачать + Заказать документы
«Природа – это не только великий учитель и великий воспитатель, это самый естественный источник красоты, источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего поколения». Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зелёные луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечный разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине».
Публикация «Формирование эстетического отношения к природе у старших дошкольников посредством ознакомления детей с пейзажной живописью» размещена в разделах
- Пейзаж. Рисуем и знакомимся с пейзажами
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии. Важным средством эстетического воспитания является изобразительная деятельность (рисование). Она позволяет выразить детям в рисунках свое представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему. В процессе художественной деятельности у детей развивается эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция). Однако происходит это не само собой, а при условии систематического, целенаправленного и вместе с тем тонкого и четкого руководства педагога, учитывающего специфику изобразительного творчества ребенка.
На протяжении нескольких лет я углублённо занималась проблемой ознакомления дошкольников с пейзажной живописью. Это направление в работе мне близко потому, что каждая встреча с природой впечатляет нас комплексом ощущений пространства, тепла, прохлады, запахов, звуков, цветовых отношений, освещения. В природе все пребывает в бесконечном движении: облака плывут, река течет, деревья качаются или шелестят листьями. Можно долго, не уставая, смотреть на однообразно-неповторимую искристую рябь воды под лучами низкого солнца. И хоть никакое изображение не в состоянии передать и сотой доли всего комплекса таких ощущений, человеку-творцу всегда хотелось запечатлеть на бумаге, холсте красоту, силу и мощь природы.
Пейзажная живопись является одним из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства, она не только доставляет радость детям, но и вдохновляет их на творчество.
Пейзаж – это не случайно выбранный художником уголок природы или города. Его выбор обусловлен состоянием погоды, освещенностью, временем суток, настроением художника. Художник не фотографирует, а обобщает и творит образы природы. Пейзаж не только выражает настроение, но и несет в себе определенную идею.
Поэтому педагогическую работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с живописным пейзажем следует начинать с организации первоначального чувственного познания, созерцания детьми эстетических свойств природы, наслаждения ими, переживания их красоты (в данном случае речь идёт о наблюдении, которое необходимо применять на самом первом этапе ознакомления детей с природой). Только после такой подготовки можно научиться видеть эти проявления в художественных картинах. Готовить глаз ребёнка к тому, чтобы он правильно видел, внимательно и целенаправленно постигал тайны красоты и изящества форм, цветовых созвучий, пространства, - это непростая и многотрудная задача. Смотреть и видеть - не одно и тоже. Воспитать глаз эстетически - значит сделать его восприимчивым к красоте цвета и форм, способным замечать изящное в предметах и явлениях, наслаждаться такими открытиями, удерживать их в памяти, проникаться восторгом и радостью перед “музыкой” и певучей гармонией природы. Это важно, так как через это закладывается фундамент эстетического восприятия, миросозерцания, мирочувствования, а значит, эстетического и художественного развития детей.
Знакомство с пейзажем, то есть, овладение приемами его изображения в рисунке оказывает большое влияние на художественное развитие личности ребенка и воспитание его эстетического вкуса. Дети учатся понимать и чувствовать цвет, улавливать малейшие изменения цвета, что влияет на развитие наблюдательности и способности замечать все новое и интересное в природе и в жизни. Знание сочетаний цвета формирует у детей хороший эстетический вкус не только в живописи, но и в одежде, в создании интерьера.
С детьми проводятся занятия по ознакомлению с видами пейзажа. Дети узнают, что в зависимости от того, что является объектом изображения, различаются и виды живописного пейзажа : первозданный природный пейзаж- поле, луг, река, озеро, лес (лесной пейзаж, морской, показывающий море во всем великолепии, горы (горный, космос (космический); изменённая человеком природа - сёла и города
(соответственно сельский (поля, деревенские дома) и городской пейзаж) с их ландшафтами; конструкции мостов и железнодорожных путей, фабрики и плотины на фоне природы, огромные архитектурные постройки и городские улочки,
(индустриальный, изображение какой-либо местности в определённую эпоху,
(исторический, а также сказочный и фантастический пейзажи.
После серии подобных занятий у детей формируется четкое представление о том, что где бы человек не жил, в городе или в сельской местности, везде он может найти прекрасное: маленькая сельская речушка, убегающая в даль, или город с его кипучим, напряженным ритмом.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что пейзажная живопись дает простор для детской фантазии и возможность разнообразной деятельности ребенка.
Специальные занятия по ознакомлению с живописью включаю в другие виды занятий: ознакомление с окружающим миром (природные явления, развитие речи, ознакомление с художественной литературой. Темы занятий планирую так, чтобы их содержание и тематика совпадали с последующими занятиями по изобразительной деятельности. В этом случае специальные занятия по живописи помогают детям обогатить содержание и выразительные средства своих работ по рисованию.
В своей работе я руководствуюсь поставленными задачами :
1. Познакомить детей с одним из жанров изобразительного искусства – пейзажем.
2. Развивать у детей интерес к пейзажной живописи, желание ее внимательно рассматривать, вызывать эмоциональный отклик на красоту и настроение пейзажной картины, помочь детям осмыслить свои чувства, отношение к воспринимаемому пейзажу.
3. Познакомить с такими выразительными средствами живописи, как композиция и колорит, и учить выделять их при рассматривании картин.
4. Учить передавать в рисунках характерные особенности деревьев разных пород: березы, клена, ели и др., различать деревья по силуэту и кроне, изображать деревья склоненные под ветром.
5. Формировать умение изображать пейзажи, отображающие разные времена года и в разную погоду, и в разное время суток.
6. Развивать у детей потребность в общении с прекрасным, способность испытывать от этого радость, гордость, удовольствие и восхищение мастерством художника, создавшего прекрасный образ пейзаж.
По ознакомлению с пейзажем я использую следующие методы и приемы:
1. Чтение литературных произведений, стихов.
2. Отгадывание загадок.
3. Прослушивание музыкальных произведений.
4. Составление описательных загадок про пейзажи.
5. Беседы.
6. Продуктивная деятельность.
7. Наблюдение.
8. Рассматривание репродукций картин известных художников и иллюстраций с изображением пейзажей, работ других детей.
9. Участие в конкурсах.
10. Показ.
11. Образец.
12. Задания и игровые упражнения по обогащению и активизации словаря, развитию выразительности речи, формированию монологической речи.
13. Дидактические игры.
14. Непосредственно образовательная деятельность.
15. Экскурсии.
16. Прием «вхождения» в картину.
17. Посещение выставок в художественном музее.
Репродукции картин русских художников для рассматривания:
Осень:
- И. С. Остроухов «Золотая осень»;
- И. И. Шишкин «Осень»;
- И. Э. Грабарь «Осень», «Золотая осень»;
- Е. Е. Волков «Октябрь», «»Ранний снег», «Осенний пейзаж»;
- И. И. Левитан «Золотая осень», «Поздняя осень»;
- А. А. Рылов «Осень»;
- В. Д. Поленов «Холодная осень», «Золотая осень»;
- Р. А. Берггольц «Осень»;
- А. А. Киселев «Осень. Ветреный день».
Зима:
- И. И. Шишкин «Зима», «Первый снег»;
- И. Э. Грабарь «Февральская лазурь»;
- М. А. Ильин «Зимнее солнце»;
- Е. Е. Волков «Зимний пейзаж»;
- К. Ф. Юон «Волшебница-зима»;
- Н. Н. Дубовской «Морозное утро»;
- Ю. Ю. Клевер «Зимний закат в еловом лесу», «Зимний пейзаж»;
- А. К. Саврасов «Зима».
Весна:
- А. К. Саврасов «Грачи прилетели»;
- И. И. Левитан «Март», «Весна. Большая вода»;
- К. Ф. Юон «Мартовское солнце»;
- А. И. Куинджи «Ранняя весна»;
- И. С. Остроухов «Первая зелень»;
- И. И. Левитан «Цветущие яблони»;
- К. Я. Крыжицкий «Ранняя весна»;
- Р. А. Берггольц «Пробуждение весны».
Лето:
- И. И. Левитан «Березовая роща», «Июньский день»;
- И. И Шишкин «Дубровая роща»;
- Ф. В. Васильев «Мокрый луг», «Летний жаркий день», «Перед грозой»;
- Е. Е. Волков «Цветочное поле», «Поле с ромашками»;
- А. М. Васнецов «Летний пейзаж»;
- С. А. Виноградов «Жаркий день»;
- А. И. Куинджи «После дождя. Радуга».
*Для формирования интереса к пейзажной живописи, к самостоятельной деятельности детей я подготовила несколько дидактических игр по ознакомлению детей с пейзажем :
1. «Подбери палитру к картине».
2.«Разложи пейзажи по временам года».
3.«Разложи картины по жанрам живописи».
4. «Теплые- холодные цвета».
5. «Составь пейзаж».
*Разработана картотека наблюдений, картотека стихов русских поэтов.
*Особое место в работе по эстетическому развитию дошкольников отвожу свободной самостоятельной деятельности. Дети выбирают изобразительные материалы самостоятельно и рисуют.
*Чтобы у них не потерялся интерес к рисованию, я периодически демонстрирую новые интересные приёмы работы с уже известными им материалами, а также и некоторые нетрадиционные технологии.
*Для родителей существует «Рубрика полезных советов и рекомендаций»
- «Возьмите на заметку»;
-«Интересно и полезно»;
-«Рабочее место юного художника»;
-«О чем говорят картины»;
-«Как организовать домашний музей»;
-«Как смотреть картины»;
-«Что такое живопись?».
*Создан музей «Юного художника»