Юлия Огородник
Формирование заботливого отношения к природе у дошкольников в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ ЗАБОТЛИВОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Знания, умения и навыки бережного и заботливого отношения к природе проявляются у дошкольников : 1) в стремлении познать природу (живую и неживую, явления природы); 2) в чтении книг о природе, просмотре фильмов о природе, рассматривании иллюстраций и картин о природе; 3) в деятельности по защите и охране природы; 4) в изображении природы в продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование); 5) в увлечениях, связанных с природой (изготовление поделок из природного материала, коллекционирование).
Публикация «Формирование заботливого отношения к природе у дошкольников в ДОУ» размещена в разделах
Козлова С. А., Куликова Т. А. считают, что традиционными методами формирования заботливого отношения к природе у старших дошкольников являются наблюдение, игра и труд. По их мнению, экспериментирование и поисковая деятельность развивают внимание, наблюдательность, любознательность, кругозор, обогащают знания детей о природе; художественное слово – фольклор поговорки, пословицы, народные сказки, песни, чтение художественной литературы о природе для детей приобщают детей к литературе, показывают наглядные примеры заботливого, бережного отношения к растениям, животным. Лес и поле, луг и речка выступают в литературных произведениях не только как помощники человека, дают ему ягоды, грибы, но и ждут от него помощи, защиты. Беседы способствуют систематизации знаний детей о природе. Показ и рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов помогают детям получить наглядные представления об объектах природы, природных явлениях. Прослушивание музыкальных произведений рисование, лепка, аппликация не только развивают творческие способности детей, но и помогают выразить ребенку свои переживания, впечатления от встречи с миром природы. В настоящее время активно используются проектный метод, моделирование, метод, связанный с деятельностью, направленной на оказание помощи природе – экологические акции. Одним из ведущих методов формирования заботливого отношения к природе в детском саду является наблюдение. Наблюдение – это умение всматриваться в мир природы, быть внимательным к происходящим изменениям, выделять в них существенное, основное, устанавливать причины происходящих изменения, делать выводы. С. Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мышления ребенка. Развитие различных форм восприятия он связывает с содержанием наблюдения. С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой стороны – оно само требует наличия определенных знаний как исходных моментов наблюдения. Наблюдения могут быть не только запланированными, но и импровизированными. Особенно неожиданными бывают наблюдения на прогулках: что - то увидел педагог, а что - то привлекло и заинтересовало детей. Наблюдения за птицами, насекомыми, животными, явлениями природы (гром, дождь, радуга) можно сопровождать пословицами, поговорками, народными приметами, загадками, образными выражениями. В процессе наблюдения, утверждает С. Н. Николаева, детям необходимо наглядно показать, что мир природы нуждается в помощи и защите: растения беззащитны – не издают звуки, не двигаются, не защищаются; поврежденное или сломанное растение не может развиваться, как здоровое, его рост прекращается, и оно может погибнуть; сломанные ветки, поврежденная кора деревьев, кучи мусора у корней деревьев – это вред, причиненный растению человеком. Важно показать детям, какую помощь можно оказать растениям, как вести себя по отношению к растительному миру, чтобы не нанести ему вред. Беззащитными чувствуют себя насекомые, птицы, ящерицы и лягушки, детеныши домашних животных и др. Положив руку ребенка рядом с мотыльком, можно сравнить их размеры, и маленький ребенок поймет, что против муравья или бабочки – он почти великан, и поэтому нужно быть очень внимательным, осторожным в своем поведении, чтобы не нанести им вред. На прогулке внимание детей можно обратить на то, как клюют птицы зерна, как они пугливо оглядываются, почувствовав опасность, и улетают, даже когда птицы очень голодные. Познание с помощью наблюдений воспитывает у детей правильное отношение к природе, формирует потребность в оказании помощи птицам, растениям, беречь природную среду. Результатом правильно организованного наблюдения являются не только знания, но и устойчивое заботливое отношение к природе, которое проявляется не только в суждениях детей, но и в их поступках. Наблюдая за растениями, ребенок не только учится воспринимать красоту растения, определять его состояние, но и проявлять заботливое отношение. В процессе наблюдения и ухода за растениями в ребенка формируется понимание, что растение – это особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, полили его водой или забыли полить, много полили или мало, водой комнатной температуры или холодной, чистой водой или с добавлением удобрений. Дети начинают понимать, что красивое растение – это здоровее растение, о котором заботятся, ухаживают за ним. В процессе ухода за растениями, с помощью взрослого, подчеркивает Н. С. Голицына, дошкольник может понять, как жизнь растений зависит от наличия света, хорошей почвы, правильного ухода. Внешние признаки растений определяют не только его декоративность, но и указывают на степень обеспеченности растения всеми жизненно необходимыми для его развития и роста условиями. Один из секретов красоты растения заключается в уходе и заботе о растении – это и познается детьми в процессе наблюдения и ухода за растениями. Ухоженные комнатные растения – это показатель заботы о них детей и педагога. Наблюдения в уголке природы целесообразно сочетать не только с практической деятельностью детей, но и с выполнением развивающих заданий, рисованием, лепкой. В процессе художественной деятельности у дошкольников начинает формироваться внимательное заинтересованное, бережное отношение к животным. Дети начинают понимать, что в отличие от растений, животные обладают определенным своеобразным поведением – они могут ходить, бегать, лазать, плавать, едят и пьют почти как люди, слышат, видят, но воспринимают окружающий мир по - разному. В наблюдениях за животными воспитатель должен научить детей понимать их поведение, определять, что испытывает животное в момент наблюдения : радость, удовольствие, боль, страх, чувство голода и т. д. Для выявления представлений детей о проявлении заботливого отношения можно давать детям поручения позаботиться о каком - либо животном, предложить рисовать на тему «Я забочусь о…». Полученные результаты позволят определить, есть ли у ребенка желание заботиться о ком - либо, знают ли они, как это сделать, могут ли они правильно определять потребности живого организма. З. П. Плохий отмечает, что понимание поведения животных – это основа для воспитания заботливого отношения к ним, важно научить ребенка - дошкольника правильному обращению с животными: мягкости, не назойливости, умению считаться с желаниями потребностями животного. Разработанные М. Д. Маханевой игровые методы эффективно применяются в экологическом воспитании старших дошкольников. Ценность игры заключается в том, что она позволяет «погрузить» детей в деятельность с экологическим содержанием, создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия «природного» содержания деятельности, проявлять детям активность, творчество, самостоятельность. В настоящее время в детском саду широко используются экологические игры. Играя с растениями и животными, дошкольники учатся распознавать настроение живого существа, его своеобразие, они упражняются в навыках поведения и общения с ним. Играя в юных спасателей природы, дети учатся сортировать мусорные отходы, играя в «Бумажные острова», ребенок учится экономно расходовать бумагу. В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умения и желание заботиться о природе, защищать ее. Наряду с традиционными видами игр (дидактические, сюжетно - ролевые, подвижные, в работе со старшими дошкольниками сегодня применяются инновационные экологические игры: игры - путешествия, квест - игры, мультимедийные игры, интерактивные игры. Отличительная особенность этих игр состоит в том, что высокая скорость обновления дидактического материала делает более динамичной совместную деятельность педагога с детьми, дети получают возможность научиться бесконфликтному и доброжелательному общению друг с другом. Такого рода игры помогают создать условия для самостоятельного нахождения дошкольниками ответов на вопросы : «Почему загрязнена природа, мой город, край? Как можно помочь?». Дети приобретают практические умения, позволяющие проявлять заботливое отношение к природной среде.
Мы согласны с точкой зрения С. А. Козловой, Т. А. Куликовой, что труд в природе способствует развитию у детей сочувствия, сопереживания живому существу, позволяет увидеть результат своей помощи, ощутить радость дружеских контактов с миром природы, существенно развивает нравственно - эмоциональную сферу ребенку, улучшает его адаптационные механизмы. Ухаживая за растениями и животными, дети убеждаются в необходимости труда. Овладевая несложными способами выращивания растений, ухода за животными, дети учатся наблюдать природу, видеть ее красоту, понимать, что без помощи человека живое существо может погибнуть, что способствует формированию заботливого отношения к природе. Важно подходить к организации труда в природе с позиции вариативности, учитывая индивидуальные особенности детей, предлагая детям различные виды труда: уход за домашними, декоративными животными и комнатными растениями; работа на огородах разного типа; посадка деревьев, кустарников; содержание в порядке территории детского сада, участка; посильная и безопасная очистка территорий (лес, парк); подкормка птиц, других животных; создание и размещение кормушек для птиц, их мест обитания с учетом их природных особенностей. Воспитанию заботливого отношения к природе помогают экологические акции, экологические стенгазеты, метод экологической тропы.
Таким образом, заботливое отношение к природе – сложное интегративное нравственно - волевое качество личности, это проявление неравнодушия, отзывчивости, добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо. Для формирования заботливого отношения к природе важен эмоциональный отклик ребенка, наличие у него знаний о природе, которые помогают ребенку определить состояние объектов природы, дать правильную оценку их состоянию и правильно реагировать на это состояние. Любознательность, впечатлительность, эмоциональная отзывчивость являются предпосылками для успешного формирования заботливого отношения к природе, которое идет через нравственно - осознанное отношение детей к природе, выражающееся в их готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого могут обидеть. В работе детского сада используются: традиционные (наглядные, словесные, практические) и инновационные (квест - игры, мультимедийные, интерактивные игры, экологические акции и др.) методы. Важную роль в формировании заботливого отношения к природе играет наблюдение, которое помогает детям осознать необходимость заботы о природе, понять, что здоровая природа – это природа, о которой заботятся.