елена баранова
Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии
▼ Скачать + Заказать документы
«Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье -
важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости
детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное
развитие, прочность знаний, вера в свои силы.»
В. Сухомлинский
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных задач страны и общества. Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно выросло. Культура здоровья – это прежде всего умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу. Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущей личности. Дошкольное учреждение является первой ступенью формирования у детей здорового образа жизни посредством валеологии. Что такое валеология? Термин «валеология» происходит от латинских слов «вале», что означает «быть здоровым» и «логос» - «наука». Таким образом, валеология – наука о здоровье. Применительно к дошкольным учреждениям, валеология ставит своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни : активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятия физкультурой и саморазвитием, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу и др.
Публикация «Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии» размещена в разделах
Основная цель валеологического воспитания – создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья; формирование психологического здоровья дошкольника; профилактика заболеваний.
Задачи:
- Охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие, повышать защитные свойства организма, улучшать умственную работоспособность детей;
- Формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью;
- Воспитывать в детях и родителях потребность в здоровом образе жизни;
- Приобщать детей к спорту;
- Развивать основные физические возможности;
- Способствовать усвоению правил гигиенических норм и культуры быта;
- Профилактика и устранение вредных привычек;
- Закаливание;
- Создание оптимального режима дня;
- Квалифицированная диагностика состояния здоровья.
Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать такую учебно – воспитательную среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера. Это приведет к формированию потребности вести здоровый образ жизни, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями.
Многолетний опыт оздоровительной работы показал, что кроме создания благоприятных условий для развития здорового ребенка, необходимо сформировать у дошкольников новый
«пласт» знаний по валеологии. Система работы построена с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей, а также имеет упор на основные принципы психологии и педагогики. Формирование культуры здорового образа жизни проходит на протяжении всего времени пребывания ребенка в детском саду. А совместная работа всех взрослых, окружающих дошкольника, создает фундамент культуры здорового образа жизни, включающий в себя положительную мотивацию и знания, умения, навыки валеологического характера.
Вся система работы по валеологическому развитию детей состоит из шести блоков:
Знай свое тело: на занятиях по этому блоку дети получают элементарные представления о строении и функциях некоторых органов своего организма (сердца, мозга, костей и др., кроме того, рассматривается влияние на работу этих органов различных форм поведения.
Соблюдай правила гигиены: особое внимание уделяется формированию практических умений и навыков соблюдения правил гигиены.
Вредные привычки: в работе по данному блоку широко используются психологические приемы.
Занимайся физкультурой и спортом: совместно с детьми выявляется значимость движения для здоровья, польза подвижных игр и занятий спортом.
Соблюдай режим дня: воспитание самостоятельности при выполнении основных режимных моментов.
Настроение :дети получают представление о настроении, эмоциях и чувствах, об их влиянии на здоровье.
Формы и методы работы :
- Непосредственная образовательная деятельность.
- Чтение художественной литературы и познавательных книг.
- Изодеятельность и творчество.
- Экскурсии и целевые прогулки.
- Дидактические и сюжетно-ролевые игры.
- Экспериментальная и опытническая деятельность.
- Взаимодействие со специалистами.
- Тематические беседы.
- Работа с родителями.
- Кружковая работа.
- Взаимодействие со спортивными учреждениями.
- Анкетирование и диагностика.
Сверхзадача этой работы – пропаганда здорового и творческого образа жизни, формирование у ребенка желание «сделать себя лучше, сильнее, умнее; создать свой собственный великолепный мир и воплощать его в реальность». И нам с вами (детским садам) следует быть очагами, методическими центрами по внедрению здорового образа жизни в каждую семью.