Папки-передвижки

Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством игр

Жаркова Галина Александровна
Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством игр

Автор: Хорошилова Галина Александровна, воспитатель МАДОУ "ЦРР - детский сад № 175", г. Новокузнецк, Кемеровская обл.

Современные дети участвуют в покупках в магазине, в 4-7 лет детям могут разрешить иметь карманные деньги. При этом многие родители жалуются на то, что дети не знают цену деньгам, ждут дорогих подарков или не ценят новые игрушки, и родители ищут помощи педагогов в решении этих проблем. Современный детский сад может в этом помочь, имея Программу развития финансовой грамотности дошкольников.

Публикация «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством игр» размещена в разделах

План разработан в целях финансового просвещения детей среднего дошкольного возраста.

Вводный курс по обучению основам финансовой грамотности детей среднего дошкольного возраста направлен на достижение следующих целей:

формирование первичных экономических представлений об экономических категориях «потребности» «труд» «товар» «деньги» «семейный бюджет»;

— развитие экономического мышления дошкольников;

— научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

сформировать нравственные понятия – бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д.

— научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.)

Данная работа обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие направления развития и образования детей :

— социально – коммуникативное развитие;

— познавательное развитие;

— речевое развитие;

— художественно – эстетическое развитие;

— физическое развитие.

В «Национальной программе повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации» отмечается, что существенно усложнившаяся в последнее время финансовая система, ускорение процесса глобализации и появление широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг сегодня ставят перед людьми весьма сложные задачи, к решению которых они оказываются неподготовленными».

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи с этим, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы педагоги должны объяснить своим детям следующие вопросы про деньги: Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться? Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста.

Дошкольник и экономика лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. Область экономической деятельности – одна из жизненно важных, в которую ребенок погружается с детских лет.

Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Сегодня это предмет специальных исследований в школьной и дошкольной педагогике. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.

Финансовая грамотность дает возможность управлять своим финансовым благополучием. Отсутствие элементарных финансовых знаний и навыков ограничивает возможности людей по принятию правильных решений для обеспечения своего финансового благополучия.

Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи всестороннего развития личности.

На основании вышесказанного было решено разработать план работы в данном направлении. При его разработке мы учитывали несколько условий для эффективной деятельности: повышение компетентности родителей в вопросах финансовой грамотности детей через консультирования, создание материала доступного родителям по данной теме.

Тематический план

Октябрь. «Финансовая азбука»

1. Беседа с детьми «Что такое потребности?» (Что такое потребности? Потребности как экономическая категория. Основные потребности и желания.) Словесная игра «Что мне нужно?»

2. Демонстрация детям слайд-презентации «История денег»

3. Рассматривание денежных знаков недавнего прошлого и настоящих, нашей страны и денег других стран.

4. Рассуждения «Что необходимо человеку?» (Разнообразие потребностей человека. Жизненно важные потребности человека. Потребности в безопасности и сохранении здоровья: потребности в воздухе, воде, солнце, жилье, пище, одежде и т. п.)

5. Беседа с детьми «Потребности семьи» (Разнообразие потребностей членов семьи) Д/И «Моя семья»

6. «Что мне нужно?» (Личные жизненные потребности и желания ребёнка)

Ноябрь. «Труд»

Беседа «Что такое труд?» ( Первичное понимание экономических терминов: труд, профессия, специальность, продукт труда)

Д/И «Что сделано руками человека?»

2. Чтение сказки «Петушок и два мышонка» ( раскрыть понятия: труд и лень)

3. Познакомить детей с пословицами и поговорками о труде.

4. Путешествие в Страну профессий.

Д/И «Кому что нужно?»

Декабрь. «Всякому делу надо учиться»

1. Беседа «Зачем всему надо учиться?»

2. Просмотр мультфильма про Незнайку. (Незнайка пробовал разные занятия, но у него ничего не получалось. Почему)

3. Рассуждения детей на тему «Кем я хочу стать и почему?»

Рисование «Моя будущая профессия»

4. Беседа «Профессии моих родителей»

Январь. «Результаты труда человека. Товар»

1. Д/И «Кто что делает?» (использовать картинки или предметы и назвать профессию человека, который изготовил этот предмет)

2. Беседа с детьми о том, где человек может взять то, что ему необходимо, чтобы удовлетворить свои потребности. (первичное понимание термина «товар» «полезность товара») С/Р игра «Кафе»

3. Игровая ситуация «Где можно взять товар?» С/Р игра «Магазин игрушек»

(откуда берутся товары в магазине, как приобрести товар, какие бывают магазины)

4. «Ярмарка» (учить детей рассказать о своём товаре и привлечь покупателя –первичное представление о рекламе товара)

Февраль. «Деньги. Семейный бюджет»

1. Беседа с детьми «Что такое деньги?» (познакомить с монетами и банкнотами, отличительные и сходные признаки, демонстрация иллюстраций)

2. Беседа «Как приходят деньги в семью? Что такое семейный бюджет» Словесная игра «На что бы я потратил деньги?»

3. Д/И «Семейные расходы» (сформировать представления о расходах семьи, понимание основных потребностей семьи и способов их удовлетворения)

4. Деловая игра «Финансовая азбука» (итоговая)

Март.

1. Игровое занятие «Путешествие в сказочную страну Финансов».

2. Занятия с элементами игры «По страницам сказки «Цветик-семицветик»

3. Игровое занятие «Магазин «Детский мир»

4. Игровое занятие «В гостях у сказок»

Апрель

1. Игровое занятие «Деньги всякие нужны»

2. Чтение Романов А. «Чудеса в кошельке»,

3. Чуковский К. И. «Муха-Цокотуха»

4. Решение проблемной ситуации «Хочу и надо»

5. Познавательный маршрут «Банкомат» (показать работу банкомата, объяснить откуда берутся деньги на карточке, какие опасности подстерегают человека при снятии денег через банкомат и пр.)

Май

1. Рассказ воспитателя о цене товара.

2. Просмотр мультфильма «Как мужик корову продавал»

3. Продуктивная деятельность «Изготовление поделок для ярмарки» (по выбору детей)

4. Дискуссия с детьми «Хорошо-плохо» на тему «О рекламе товара».

5. Экскурсия – рассматривание рекламы на банерах.

6. Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама» Игровая ситуация «Рекламная компания» (дети делятся на микрогруппы, выбирают товар и рекламируют его с целью «продажи»)

Предполагаемые результаты

По завершению проектных мероприятий дети могут:

1. Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).

2. Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.

3. Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.

4. Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.

5. Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей

6. Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.

7. Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.

Публикации по теме:

«Что лучше — копить или тратить?» Мероприятие по финансовой грамотности в детском доме для детей 7–9 классов Цель: повышение финансовой грамотности воспитанников, проявления ответственного отношения к личным финансам, воспитывать бережливость и.

Формирование финансовой грамотности дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей, в.

Формирование основ финансовой грамотности у детей Формирование основ финансовой грамотности у детей для успешной социализации в обществе - именно правильно обращаться с деньгами в будущем,.

Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности детей в средней группе «Научим Буратино деньги считать» Задачи: познакомить с понятием «потребности человека»; закрепить названия основных потребностей и что к ним относится; подвести к пониманию.

Викторина с родителями «По дорогам финансовой грамотности» Викторина с родителями «По дорогам финансовой грамотности» Цель: Вовлечение родителей в понимание важности финансово-экономического образования.

Конспект занятия по финансовой грамотности «Дети и деньги» «Дети и деньги» Цель: сформировать культуру обращения с деньгами, как части общей культуры человека, для подготовки к будущей самостоятельной.

Конспект занятия по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста 6–7 лет «Деньги в жизни людей» Цель: Содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей. Задачи: Образовательная область - познавательное развитие. Продолжать закреплять.

Презентация «Образовательная деятельность по обучению детей старшего дошкольного возраста финансовой грамотности» «Деньги – хорошо, да только ума на них не купишь». (Народная мудрость). Тема «финансовой грамотности» в дошкольной педагогике не нова.

Видео для детей «Обучение финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста» В «Национальной программе повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации» отмечается, что существенно усложнившаяся.

Практические уроки финансовой грамотности в детском садуПрактические уроки финансовой грамотности в детском саду «Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным» Роберт Кийосаки. Деньги – это слово очень популярно и его знают от мала до велика.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством игр
Опубликовано: 21 января 2019 в 12:49
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД