Людмила Машукова
Формула успеха руководителя ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Моя педагогическая деятельность началась давно, сразу после окончания Иркутского педагогического училища. Захотела полной самостоятельности и, покинув родной город, уехала в другую область, в отдалённый район «сеять доброе, разумное, вечное» учителем математики в деревенской школе. Затем город Братск, детский сад № 93, воспитатель средней группы. Пять лет проучилась в педагогическом вузе. С 1985 года работаю заведующим. На должность заведующего я была назначена после того, как проработала девять лет воспитателем, мне доверили руководить коллективом. Очень быстро выяснилось, что отлично знать дошкольную педагогику и психологию для современного руководителя недостаточно. Я ощутила, что мне не хватает знаний по психологии управления коллективом. Такие знания управленцу необходимы как воздух. Знаю, как особенно трудно приходится начинающим. Каждый день мне приходилось отвечать на самые разнообразные вопросы. Решения принимала интуитивно, сразу же, более сложные проблемы откладывала. Бывали и затруднения. Ведь руководить коллективом, в котором 60 женщин, надо, действительно, умело и чутко. Всё больше утверждалась во мнении, что руководителю необходимы научные знания психологии управления.
Публикация «Формула успеха руководителя ДОУ» размещена в разделах
В первую очередь пыталась создать свой имидж, образ себя как руководителя. Для этого сначала мне захотелось понять, какая я на самом деле, определив свои личностные качества, способности. Сделала определённые выводы о том, каким должен быть настоящий руководитель и в каком направлении нужно совершенствоваться, чтобы соответствовать образу «хорошего руководителя». В моё м понимании этому образу свойственны:
- высокий профессионализм;
- целеустремлённость и преданность делу;
- способность принимать мудрые и нестандартные решения;
- умение организовать себя и людей;
- забота о людях и о деле одновременно;
- справедливость;
- мышление «победителя»;
- умение воспринимать новые идеи, творить;
- видение перспективы;
Вот несколько правил грамотного поведения с подчинёнными, которые на мой взгляд помогают любому руководителю :
1. Полюби сотрудника и обращайся к лучшей стороне его личности.
2. Попытайся встать на место работника – только тогда увидишь правильность решения.
3. Управляй своими и чужими эмоциями. Не опускайся до «бабьих» разговоров.
4. Раздели людей и их проблемы. Проблемы решай конструктивно. Оценивай обстоятельства, а не людей.
5. Убеждай не давлением, а выстраивай аргументы.
6. За всё, что происходит в учреждении, принимай ответственность на себя.
7. Ищи не одну, а много альтернатив.
8. Уточняй и понимай смысл речи говорящего с тобой.
9. В начале любого общения точно определи свои цели, говори о них простым и доступным языком.
10. Не ищи виновного, а ищи причины.
11. Будь терпеливой и доброй к людям.
12. Умей признавать свои ошибки и анализировать свои действия.
13. Будь добрым «учителем», но иногда и «учеником».
14. Любую беседу заканчивай на мажорной ноте».
Смею полагать, что обладаю, большим опытом административной работы, но ещё больше хочется узнать. Оглядываясь назад, замечаю, что мои взгляды во многом изменились. Начиная работу в качестве руководителя, стремилась довести до каждого педагога мысль, что необходимо постоянно повышать свой профессиональный уровень, что, только объединив усилия всех педагогов, можно достичь цели. Я и сейчас в этом убеждена, но вижу, что мне слишком многого хотелось от людей, которые не могли дать больше. Максимум усилий в начале пути надо было приложить для формирования ближнего круга.
Кем является заведующий для педагогов? Считается, что он учитель учителей.
Для того чтобы учреждение, которое ты возглавляешь, достигло успеха, надо иметь не только такие личностные качества, как инициативность, коммуникабельность, ответственность, организаторские способности, решительность, упорство, порядочность, но и обладать и интеллектуальными способностями. Впрочем, и физическая закалка тоже нужна. Кроме того, предъявляется ещё ряд требований, касающихся компетентности и имиджа. Но если педагог создает и поддерживает свой собственный имидж, то от руководителя зависит формирование культуры, имиджа всей организации, а для этого нужны знания по менеджменту, психологии. Чем глубже постигаешь науку управления, тем больше встаёт перед тобой вопросов, тем шире круг поисков.
Руководитель, как было отмечено раньше, создаёт условия не только для творческой, но и безопасной работы. В последнее время именно создание таких условий выходит на первый план. И нас все чаще именуют «хозяйственниками». Вот с этим я категорически не согласна. Ведь для меня на первом месте воспитанники и педагоги. И это означает, что условия их жизни для меня важнее всего. Так кто же я? Думаю, что хозяйка, а не «хозяйственник», и мой дом должен быть чистым и уютным, а его обитатели гостеприимными, хлебосольными, радушными людьми. А иначе нельзя, ведь в этом доме созидается, простите уж за высокопарность, будущее нашей России.
Я скажу больше: положение современного заведующего ДОУ менее самостоятельно, менее свободно от посторонних давлений, чем даже положение воспитателя, находящегося в подчинении у заведующего. В самом деле, педагог все-таки самостоятелен и свободен в своей деятельности. Тут он может создать что-нибудь своё, может подобрать свое содержание работы, избрать свой метод общения с детьми, может проявить свою педагогическую личность. Заведующий же, в качестве руководителя дошкольного учреждения, является только автоматом, предназначенным для выполнения начальственных предписаний.
Из чего состоит, на ваш взгляд, формула успеха заведующего?
Формула успеха руководителя дошкольного образовательного учреждения – такая же, как у руководителя любого другого предприятия.
Самое трудное в работе руководителя – начертать в мыслях образ желаемого, затем его детализировать, ну а потом, пустяки – обозначить пути достижения созданного идеала. Вот и все. Далее – вся деятельность направлена на микроскопические шаги, но только в выбранном направлении. Шаг влево, шаг вправо считать отступничеством. Синяки и шишки, и даже глубокие душевные раны, полученные за счёт ушибов о неготовность сотрудников к происходящим переменам, о непонимание руководства, об отсутствие каких-либо материальных средств не принимаются. Не засчитываются и как вредные условия труда.
Вторая сторона образа руководителя изображает тип взаимоотношений с коллективом. Ну, здесь всё просто: не пускаем случая, обратить их в веру созданного вами образа учреждения, а об имеющихся в огромных количествах недостатках говорим так, чтобы подчинённый ЗАХОТЕЛ изменить ситуацию. Периодически необходимо очаровать их чем-нибудь, и здесь не бывает ничего лишнего. У них должен быть повод для гордости руководителем и хотя бы чуть-чуть влюблённости. Они должны чувствовать ваше искреннее внимание к ним, ваше стремление и успехи в улучшении для их труда и раскрытия их потенциальных возможностей. Дальше они справятся сами. И должны быть уверены, что они такими и родились.
И как всякий творческий человек, руководитель жаждет аплодисментов зрителей. Их всегда ждет полный зал – дети, родители, сотрудники. Вот она – движущая сила, вот она формула успеха артиста – признание. Ещё бы больше хвалебных критических статей вышестоящих театроведов. Душа артистов жаждет славы. Но это так, к слову. Однако под лежачий камень слава не течёт. Так будем же стоять все как один на ниве родного образования. Будем ждать, когда изменится финансирование. Больше денег – лучше качество чего я жду.
«Пришел, увидел, победил»… Вряд ли подобной формулой можно описать обычную историю становления авторитета руководителя. Конечно, первая встреча значит немало: как повел себя, насколько поймал настрой педагогического коллектива, соответствовал ожиданиям, уловил нюансы отношений, - всё это порой решающим образом влияет на будущие взаимоотношения с педагогами, от этого зависит в определенной степени и весь дальнейший доход событий. Такое знакомство может существенно помочь, а может и серьёзно затруднить предстоящую совместную деятельность.
Каждому, хоть сколько – нибудь знающему работу руководителя, известно: на лёгкий и скорый успех здесь в большинстве случаев рассчитывать не приходится. В конечном счете, не первые впечатления, а опыт достаточно продолжительного взаимодействия руководителя и его подчинённых определяет характер их отношений и влияет на эффективность их совместных усилий.
Авторитетный руководитель… Уважаемый, знающий, любимый…. Перечень уточняющих определений к слову «авторитетный» может быть продолжен, пожалуй, каждым из нас. И все же, как определить, кто является подлинным авторитетом, а кто достигает подобного статуса в сознании другого, лишь преодолев лабиринт сомнительных синонимов? Всегда ли авторитет любим, насколько «знание» гарантирует авторитетность? Насколько часто «любимый» заведующий обладает авторитетом? Если речь идёт о руководителе ДОУ, то авторитетным является тот руководитель образовательного учреждения, которому педагогами, заинтересованными в успехе учебного – воспитательного процесса добровольно делегировано, право принимать весь комплекс решений, определяющих саму жизнь педагогического коллектива.
И последнее, что хотелось бы сказать. Все заведующие, с которыми мне приходится общаться, на вопрос, что для вас самое трудное в работе сегодня, отвечают: труднее всего справиться с количеством бумаг и отчетов, которые валятся на наши головы. Даже блага цивилизации, такие как электронная почта, обернулись злом для руководителей. Теперь по этой почте ежедневно сыплются десятки вопросов, на которые надо немедля давать ответ. Поэтому практически не хватает времени по-настоящему с детьми и родителями. Ему некогда этим заниматься, он сочиняет бумаги.
Не будем закрывать глаза на то, что за последние восемь – десять лет серьёзно изменилось положение руководителя ДОУ : он получил значительно больше прав, но вместе с тем увеличились и круг его обязанностей, и мера ответственности. ОН несет ответственность за подбор, приём на работу, расстановку педагогических кадров и уровень их квалификации. Следовательно. Все претензии родителей за некачественное образование обращены непосредственно к первому лицу школы. И это в условиях, когда государство выделяет всё меньше средств, а хозяйственных проблем по ремонту школьного здания, замены устаревшего оборудования и т. п. становится все больше. Приходится думать о дополнительных платных образовательных услугах. И все это ложится на плечи заведующего.