Елена Мартынова
Формы, методы и приемы работы по противопожарной безопасности с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
формы, методы и приемы работы с детьми дошкольного возраста по противопожарной безопасности
Формы работы с детьми могут быть самыми разнообразными, все зависит от профессиональных качеств педагога, от учета индивидуальных, возрастных особенностей детей, от арсенала методических средств, приемлемых для детей каждой возрастной группы.
1. Беседа: "Огонь- друг и враг человека?" Как и чем его добывают? Какую пользу приносит огонь человеку и как он научился управлять им? Какой вред приносит огонь? Меры предосторожности в обращении с огнём. Чтение стихотворения С. Маршака «Пожар», демонстрация диафильма, рисование на тему «Огонь - друг, огонь - враг». Отгадывание загадки «Все ест - не наедается, а пьёт - умирает» (огонь). Обсуждение с родителями и детьми произведения на противопожарную тему, демонстрация мультфильмов.
Публикация «Формы, методы и приемы работы по противопожарной безопасности с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
2. Показ видеофильмов: "Опасность- шалости с огнём". Недопустимость игр с огнём. Зажигательные средства, от которых возникают пожары (спички, зажигалки, открытый огонь, электроприборы, пиротехнические изделии (бенгальские огни, пакеты, петарды и др., химические вещества (фосфор, карбид и др.). Опасность возникновения пожаров от этих предметов, приборов и веществ. Неправильный выбор мест для игр (сараи, навесы, стога сена, соломы, беседки, леса и скверы, жилые помещения, подвалы и чердаки, дачи). Примеры тяжёлых последствий пожаров, происшедших от шалости детей с огнём. Правила пожарной безопасности в доме. Разучивание тематических стихотворение. Конкурс по пожарной тематике. Прослушивание грамзаписи «Рыцари огня», игры, загадки. Обсуждение с родителями и с детьми произведения К. Паустовского «Барсучий нос».
3. Чтение художественных произведений "Спички - не для игры". Предназначение спичек в доме. Какую беду приносит неправильное отношение детей к спичкам. Хранение спичек и правила пользования ими.
Чтение стихотворения Е. Хоринской «Спичка - Невеличка». Исценирование отрывков из сказки С. Маршака «Кошкин дом». Сюжетное рисование на темы произведений С. Маршака. Заучивание пословицы «Что спички для нас не игра, не забава. Что шалость с огнём до добра не ведёт». Работа над плакатом «Спичка не игрушка».
4. Проблемные ситуации: "Если загорелось вдруг, что ты будешь делать, друг?" Действия воспитанника при обнаружении пожара. Меры предосторожности. Посильная помощь в борьбе с огнём. Принятие мер по спасению людей, животных, ценностей. Правила безопасности на пожаре.
Чтение стихотворения С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое», рассматривание тематических плакатов и репродукций картин по заданной теме, доведение до сознания детей опасности пожаров. Просмотр диа-, видеофильма «Что нужно делать в случае пожара?».
5. Практическая работа (по группам). Научить пользоваться утюгом, газом. Игровая ситуация (любая, предложенная вами). «Включил утюг и пошёл гулять» или «Включил газ, поставил разогреть чай (пищу) заигрался и забыл об этом.», «Пожар. Что ты будешь делать?».
6. Разыгрывание проблемных ситуаций по теме: «Огонь - друг человека». Без огня невозможна жизнь на земле. Опасность шалости с огнём. Разучивание игры «Мы - пожарные». Отгадывание загадки «огонь в стекле запаян, кто зажжёт его - хозяин» (лампочка). Раскрашивание рисунков по пожарной тематике. Демонстрация фильма.
7. Беседы: "Отчего бывают пожары". Небрежность и шалость, основные причины возникновения пожаров. Пожароопасность бытовых нагревательных приборов. Объяснить, почему маленьким детям нельзя играть со спичками, какую опасность представляют пожары? Научить (под руководством и надзором родителей, учителей и воспитателей) пользоваться огнём при выполнении какого-нибудь задания, связанного с соблюдением правил пожарной безопасности (растопить печь, зажечь свечу, гладить бельё электрическим утюгом, зажечь газовую плиту).
Чтение стихотворения С. Михалкова «Дядя Стёпа», настольные игры типа «Угадай героя произведения», просмотр диафильмов и слайдов на противопожарную тематику.
8. Инсценировка стихотворений: "Пожарное лето". Что нужно знать, чтобы не допустить пожара. Правила пожарной безопасности при пользовании предметами бытовой техники. Опасность электричества. Недопустимость сжигания мусора вблизи строений, использование воспламеняющих жидкостей. Огнеопасность изделий с аэрозольными наполнениями. Инструкции аэрозольных упаковок.
Виды электробытовых приборов и правила эксплуатации. Исценирование стихотворения, проведение настольной игры «Пожарное лото». Ю. Действия при пожаре.
Правила поведения при возникновении пожара. Меры предосторожности по предотвращению отравления дымом, получения ожогов. Действия при обнаружении пожара: порядок вызова пожарной помощи, встреча пожарных на объекте, выполнение поручений.
9. Игры с участием родителей: «Кто быстрее сообщит по телефону о пожаре», «Чья машина быстрее доедет до места пожара». Демонстрация диа- кино- фильма «Первая помощь потерпевшим при пожаре». Создание атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Мы - пожарные», подвижной игры «Смелые пожарные». Чтение и пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Пожарные собаки»
10. Встреча с работниками госпож надзора "Труд пожарных". Знакомство с именами бойцов огненного фронта, награждённых медалью «За отвагу на пожаре». Виды пожарной техники.
11. Рассматривание плакатов: «Спасибо пожарным, а то беда. Пожарные нас выручают всегда», «Пусть помнит каждый гражданин: пожарный номер - 01». Закрепить знания детей о том, что огонь - друг, огонь - враг. Демонстрация фильма. Проведение сюжетно-ролевой игр «Мы пожарные». Слушание тематической передачи радиоузла «Огонь - друг, огонь - враг».
12. Самостоятельная продуктивная деятельность. Коллективная форма работы. Игра «Смелые пожарные».
13. Беседа «Всегда и во всём будь осторожен с огнём!». Закрепление изученного ранее материала, работа с плакатом на противопожарную тематику. «Представление кукольного театра «Кошкин дом». Составление рассказа по правилам пожарной безопасности. Диктант на противопожарную тематику. Демонстрация фильмов на противопожарные темы. Игра эстафета «Кто быстрее».
14. Примеры заключительных бесед:
- Правила пожарной безопасности при проведении экскурсий, игр на природе, вблизи огнеопасных строений.
- Соблюдение правил безопасности в лесу и др. пожароопасных местах. Причины пожаров.
- Правила поведения детей при пожаре. (Ребёнку, который видит загорание, независимо от того, произошло ли несчастье по его вине или по вине другого, надо делать всё возможное для того, чтобы сообщить о возникшем пожаре (родителям, учителям, соседям, прохожим). Дети дошкольного возраста могут сами вызвать пожарных по телефону. Ребёнок должен сообщить: где горит (назвать улицу, номер дома и квартиры или населённый пункт, название села); что горит (назвать объект: квартира, ферма, чердак, подвал и т. п.); не попали ли в беду люди и животные; кто вызывает пожарных (назвать свою фамилию и адрес, откуда звонит (назвать номер телефона).
- Последствия пожаров. Ответственность детей за выполнение правил пожарной безопасности.
- Чтение и инсценировка стихотворения И. Тарабукина «Андрейкино дежурство», знакомство с материалами, опубликованными в периодической печати, переданными по радио и телевидению, обсуждение этих материалов. Демонстрация фильма. Дидактическая игра «Кто попал в беду».