Светлана Колганова
«Родной дом наших малышей»
▼ Скачать + Заказать документы
В тихом уголке парковой зоны, окруженный лесным массивом, находится Специализированный дом ребенка №7, где живут дети, в раннем возрасте оставшиеся без попечения родителей. Большинство из них попадают сюда сразу после рождения и остаются до 3-4х лет, затем их переводят в учреждения для старших детей.
В аккуратном дворике – качели и горки, само здание выделяется ухоженностью на фоне белоствольных берёз. Здесь всё делается с одной целью – чтобы у сирот появились близкие взрослые, как у детей, воспитывающихся в обычных семьях.
Публикация «„Родной дом наших малышей“» размещена в разделах
В домах ребенка дети находятся в условиях «социального вывиха» и являются детьми с особыми образовательными потребностями.
Среди детей дома ребенка особого внимания заслуживает группа младенцев, имеющих, навещающего их близкого взрослого. С одной стороны, этот близкий во многом меняет в лучшую сторону ситуацию развития. У детей отмечаются благоприятные тенденции эмоционального и коммуникативного развития. Однако возникают и специфические трудности взаимодействия. Непостоянство контакта с близким взрослым, отсутствие домашней обстановки делают ситуацию достаточно драматичной. Именно для таких детей характерны повышение уязвимости, тревожности — они чаще и интенсивнее проявляют неудовольствие, фиксируют более примитивные формы тактильного контакта и задерживаются в развитии ситуативно-делового общения. Прерывистость и нестабильность отношений ребенка с приходящим близким взрослым ведут к искажению форм контакта, формированию компенсаторных форм поведения, направленных на привлечение и удержание взрослого.
Взрослого ребёнок выделяет из череды других и в девять месяцев проявляет четко выраженную негативную реакцию на посторонних. Ребенок ищет своего взрослого глазами, плачет, прижимается к нему, чтобы реализовать свою потребность в безопасности. В традиционных домах ребенка такого контакта практически не происходит. Когда потенциальные усыновители приходят туда, дети к каждому из них бегут с криком «Мама!».
В доме ребёнка дети за неделю контактируют с более чем десятью взрослыми. Количество группового персонала составляет семь и более человек, кроме них каждый день детей посещают врачи, специальные педагоги – логопед, психолог, музыкальный работник, процедурная медсестра, массажистка и т. д. Взрослые работают посменно.
Отношения близкой привязанности с кем-либо из окружающих взрослых у ребёнка не устанавливаются. Способность устанавливать привязанность – это как навык, который должен быть сформирован вовремя.
С течением времени, особенно в раннем детстве, выражения одних эмоций могут развиваться и обогащаться, других – блокироваться. Поэтому эмоции, которые ребенок выражает, свидетельствуют о качестве его социального опыта, успешности взаимодействия с близким окружением.
Выделяют восемь базовых эмоций: радость, интерес, отвращение, удивление, горе, печаль, гнев, страх.
Дети в доме ребенка с течением времени привыкают к модели поведения, для которой свойственны избыточное использование позитивных и угнетение негативных эмоций. Казалось бы, что в этом печального?
На ребенка обращают внимание, когда он позитивен – улыбается, ластится, проявляет интерес. Плачем, гневом, криком или печалью он ничего не добьется: взрослые к нему не подходят.
В результате дети вырабатывают особый тип поведения – они нарочно улыбаются, но им совсем не радостно. Такое поведение помогает им привлекать к себе внимание взрослых, поскольку другие действия оказываются неэффективными. Эмоциональное состояние детей не соответствует эмоциям на лице.
В доме ребенка дети совершают очень много стереотипных действий: раскачивание на стуле, теребят предметы, кидают игрушки, могут попытаться ударить взрослого. Негативные эмоции, не отражаясь на лице, находят выход в поведении. Если бы негативные эмоциональные выражения и сигналы детей правильно «читались» взрослыми, не было бы поиска других способов выплеска негативных переживаний.
В свободной игре детей из дома ребенка интенсивность печали выше, а в ситуации воссоединения – гнева и печали. Как бы ни улыбался ребенок, у него все равно остается осадок грусти.
Вот закрывается дверь комнаты, где живут детишки в возрасте около года. Ее покидают все взрослые – врач, медсестра, впервые пришедшие сюда добровольцы, только что подходившие к малышам, державшие их на руках и теперь уходящие по своим делам, – дети остаются одни, каждый в своей кроватке. Стоит абсолютная тишина, никто из них не плачет.
Это молчание детей, привыкших к тому, что их всегда покидают, ранит сердце куда сильнее, чем отчаянный плач брошенного ребенка.