«Родной дом наших малышей»

Светлана Колганова
«Родной дом наших малышей»

В тихом уголке парковой зоны, окруженный лесным массивом, находится Специализированный дом ребенка №7, где живут дети, в раннем возрасте оставшиеся без попечения родителей. Большинство из них попадают сюда сразу после рождения и остаются до 3-4х лет, затем их переводят в учреждения для старших детей.

В аккуратном дворике – качели и горки, само здание выделяется ухоженностью на фоне белоствольных берёз. Здесь всё делается с одной целью – чтобы у сирот появились близкие взрослые, как у детей, воспитывающихся в обычных семьях.

«Родной дом наших малышей»

В домах ребенка дети находятся в условиях «социального вывиха» и являются детьми с особыми образовательными потребностями.

Среди детей дома ребенка особого внимания заслуживает группа младенцев, имеющих, навещающего их близкого взрослого. С одной стороны, этот близкий во многом меняет в лучшую сторону ситуацию развития. У детей отмечаются благоприятные тенденции эмоционального и коммуникативного развития. Однако возникают и специфические трудности взаимодействия. Непостоянство контакта с близким взрослым, отсутствие домашней обстановки делают ситуацию достаточно драматичной. Именно для таких детей характерны повышение уязвимости, тревожности — они чаще и интенсивнее проявляют неудовольствие, фиксируют более примитивные формы тактильного контакта и задерживаются в развитии ситуативно-делового общения. Прерывистость и нестабильность отношений ребенка с приходящим близким взрослым ведут к искажению форм контакта, формированию компенсаторных форм поведения, направленных на привлечение и удержание взрослого.

Взрослого ребёнок выделяет из череды других и в девять месяцев проявляет четко выраженную негативную реакцию на посторонних. Ребенок ищет своего взрослого глазами, плачет, прижимается к нему, чтобы реализовать свою потребность в безопасности. В традиционных домах ребенка такого контакта практически не происходит. Когда потенциальные усыновители приходят туда, дети к каждому из них бегут с криком «Мама!».

В доме ребёнка дети за неделю контактируют с более чем десятью взрослыми. Количество группового персонала составляет семь и более человек, кроме них каждый день детей посещают врачи, специальные педагоги – логопед, психолог, музыкальный работник, процедурная медсестра, массажистка и т. д. Взрослые работают посменно.

Отношения близкой привязанности с кем-либо из окружающих взрослых у ребёнка не устанавливаются. Способность устанавливать привязанность – это как навык, который должен быть сформирован вовремя.

С течением времени, особенно в раннем детстве, выражения одних эмоций могут развиваться и обогащаться, других – блокироваться. Поэтому эмоции, которые ребенок выражает, свидетельствуют о качестве его социального опыта, успешности взаимодействия с близким окружением.

Выделяют восемь базовых эмоций: радость, интерес, отвращение, удивление, горе, печаль, гнев, страх.

Дети в доме ребенка с течением времени привыкают к модели поведения, для которой свойственны избыточное использование позитивных и угнетение негативных эмоций. Казалось бы, что в этом печального?

На ребенка обращают внимание, когда он позитивен – улыбается, ластится, проявляет интерес. Плачем, гневом, криком или печалью он ничего не добьется: взрослые к нему не подходят.

В результате дети вырабатывают особый тип поведения – они нарочно улыбаются, но им совсем не радостно. Такое поведение помогает им привлекать к себе внимание взрослых, поскольку другие действия оказываются неэффективными. Эмоциональное состояние детей не соответствует эмоциям на лице.

В доме ребенка дети совершают очень много стереотипных действий: раскачивание на стуле, теребят предметы, кидают игрушки, могут попытаться ударить взрослого. Негативные эмоции, не отражаясь на лице, находят выход в поведении. Если бы негативные эмоциональные выражения и сигналы детей правильно «читались» взрослыми, не было бы поиска других способов выплеска негативных переживаний.

В свободной игре детей из дома ребенка интенсивность печали выше, а в ситуации воссоединения – гнева и печали. Как бы ни улыбался ребенок, у него все равно остается осадок грусти.

Вот закрывается дверь комнаты, где живут детишки в возрасте около года. Ее покидают все взрослые – врач, медсестра, впервые пришедшие сюда добровольцы, только что подходившие к малышам, державшие их на руках и теперь уходящие по своим делам, – дети остаются одни, каждый в своей кроватке. Стоит абсолютная тишина, никто из них не плачет.

Это молчание детей, привыкших к тому, что их всегда покидают, ранит сердце куда сильнее, чем отчаянный плач брошенного ребенка.

Публикации по теме:

Пособия и атрибуты для проведения НОД, праздников и развлеченийПособия и атрибуты для проведения НОД, праздников и развлечений Специализированный дом ребенка – это учреждение, для детей первых 4 лет жизни временно или навсегда оставшихся без попечения родителей,.

«Психические особенности детей». Информация для родителей СООБЩЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ О ПСИХИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ ДЕТЕЙ. [/b] Успех в воспитании детей обусловлен знанием психических особенностей нервной.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Родной дом наших малышей»
Опубликовано: 10 октября 2014 в 20:46
+29Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 29.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. Литературный праздник «День белых журавлей»

Белый журавль в преданиях многих народов является символом вечной жизни, её победы над смертью. Эта птица издавна представляется людям разных стран как посланник небес, как посредник между землёй и...

22 октября. День городецкой росписи на МААМ

Городецкая роспись – это цветы, орнаменты, узоры и сюжеты, в которых хочется разглядывать мельчайшую деталь. Теперь уже не узнать, кто первым придумал расписывать таким образом деревянные изделия, но идея...

«Приходите, скоморохи, поиграть с ребятами!» Сценарий игрового праздника для детей...
Здравствуйте, друзья мои и коллеги! Я уже в нескольких публикациях рассказывала о нашем масштабном проекте «Музей друзей». Сегодня немного о следующем его...
План Месячника пожилых людей во второй младшей группе
01. 10. 19 Консультация для родителей « Международный день пожилых людей» Познакомить родителей с историей и традициями праздника день пожилого человека....
Выставка совместных творческих работ детей и родителей «Осенние чудеса»
В народе говорят, что осень время мудрости, а описывая и характеризуя осень можно сказать с уверенностью, осенняя пора никого из нас не оставляет...