Татьяна Литвинова
Фрагмент педсовета. Викторина «История моего города»
▼ Скачать + Заказать документы
Я живу в Казани и в июле 2013 года в нашем городе пройдёт XXVII Всемирная летняя Универсиада. К этому событию готовится весь город, вся Республика Татарстан. И мы не хотим отставать. Воспитатели нашего детского сада решили освежить и пополнить знания об истории нашего города. На последнем педагогическом совете я подготовила викторину "История моего города". Вопросы викторины построены на иллюстрациях, использовались литографии Эдуарда Турнерелли, 1839 года и мои личные фото. Все вопросы были заранее известны педагогам в виде домашнего задания.
Публикация «Фрагмент педсовета, Викторина „История моего города“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Краеведение. Викторины, интеллектуальные игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
1 вопрос: что представляет собой герб города Казани?
4]Ответ:[/h4] герб Казани утверждён в конце 18 века. «Змий чёрный под короной золотой казанской, крылья красные, поле белое». Происхождение крылатого змия Зиланта связано с различными легендами о возникновении Казани, а также с борьбой против язычников – приверженцев змеиного культа. При утверждении герба Казани в 1729 году, а затем в 1781 году легендарный Зилант именуется «змием», являющимся символом зла и смуты, позднее его называют «чёрный коронованный дракон (символ силы и могущества).
2 вопрос: башня Сююмбеки.
Ответ:
башня Сююмбеки – архитектурная эмблема Казани. Несомненно её сходство с Боровицкой башней Московского Кремля. Ориентировочное время сооружения башни 1645-1650гг. Это семиярусная композиция из 4 и 6-гранных объёмов, завершенных 6-гранным шатром. Высота башни 58 метров. Ныне башня Сююмбеки имеет заметный наклон в северо-восточную сторону (смещение около 1,7метров).
Существует предание, что башня была построена на месте захоронения трёх святых мусульман, куда местные жители ходили на поклонение. Возможно, что примерно здесь, недалеко от ханского дворца, была могила Сафа-Гирея, умершего в 1549 году, на которой Сююмбеки возвела Мавзолей или поминальную мечеть.
Много легенд связано с этой башней. Одна из них передаётся из поколение в поколение и рассказывает о плаче красавицы Сююмбеки над местом упокоения мужа.
Народные сказания рисуют Сююмбеки неописуемой красавицей, услыхав о которой Иван Четвёртый направил к ней послов и предложил стать московской царицей. Отказ Сююмбеки, по этому преданию, явился причиной похода русских на Казань. Когда русское войско осадило город, гордая царевна согласилась выйти замуж за грозного царя при условии, что в течение недели его строители сумеют возвести башню выше всех минаретов Казани. Требование царевны было выполнено в срок. Во время свадебного пира невеста выказала желание в последний раз взглянуть на родной город с высоты башни. Она поднялась на верхнюю площадку и бросилась вниз.
Также существует легенда о том, что Сююмбеки покончила с собой, бросившись с башни, когда русское войско подошло к стенам Казани в 1552 году.
3 вопрос: какое декоративно-прикладное искусство было развито у казанских татар?
Ответ:
развивались 4 вида ремесла.
1. Гончарное. Орнамент мог быть растительным, геометрическим, линия набежной волны. Геометрические фигуры, в основном треугольник, круг, квадрат.
В развитии растительного орнамента играла роль окружающая природа (колокольчик, ромашка). Зооморфное направление в орнаменте развивалось не долго. Изображалась рыба лещ (священная рыба у татар, олень, лось, конь. Ислам наложил запрет на изображение животных.
2. Ювелирное.
Изготавливались украшения с подвесками для женщин: «обереги» или «талисманы» для создания шумового эффекта. Женщина вплетала в косы чулпы-накосницы попарно:2-4-6-8. Девушка плела 2 косы по бокам, замужняя женщина сзади. Серьги изготавливались с многочисленными подвесками. Надевались не в дырочки, а на уши. Рубашка с разрезом прикрывалась нагрудником – «изю» из лент, атласа с бляшками, монетками, колокольчиками для шумового эффекта. На талии пояс с подвесками. На руках браслеты, обязательно парные. По ширине браслета определялся возраст женщины. Чем моложе, тем уже. Украшение «хасите» от плеча к бедру. Вес украшений на женщинах достигал 5кг. Изготавливались из драгоценных металлов в технике скани (зернистая скань). Между металлами крепился камень. Он заключался в ободок. Камни – рубин, бирюза, изумруд.
3. Вышивка.
В татарских домах мебели было мало. Интерьер заполнялся вышивкой. Вышивались занавески, покрывала, накидки, полотенца, фартуки, скатерти, калфаки. У мужчин вышивались тюбетейки и каляпуши. Вышивка тамбуром встречалась в каждой семье.
4. Кожаная мозаика.
Изготовление узорной и цветной обуви в технике инкрустации. Детали сшивались всегда наружным швом. Изготавливались ичиги, туфли, тапочки из сафьяновой кожи.
5. Резьба по дереву. Традиции художественного оформления жилища, различных бытовых предметов. Различными видами художественной резьбы по дереву особенно славились районы Заказанья.
4 вопрос: татарская соборная мечеть.
Ответ:
татарская соборная мечеть – Апанаевская мечеть построена в 1768 году, расположена на улице К. Насыри, д. 29. Апанаевская мечеть была второй каменной мечетью после мечети Марджани. Выстроена она была на средства казанской купеческой семьи Апанаевых.
До 1996 года в этом здании находил детский садик, а сейчас районная поликлиника.
Строители мечети главное внимание уделили интерьеру. Отделка отличалась пышностью и полихромной красочностью. Разноцветен был лепной декор плафона потолка, пёстро расписаны печи и панели стен.
На сегодняшний день, вид мечети изменен до неузнаваемости, утрачен минарет, растёсаны оконные проёмы. Но сохранившаяся обработка фасада всё же даёт представление об изначальном облике этой мечети.
5 вопрос: в честь кого названа улица, на которой расположена Апанаевская мечеть?
Ответ:
улица названа в честь Каюма Насыри – выдающегося татарского просветителя и учёного. Родился К. Насыри 2 февраля 1825 года. Обучаясь в медресе Казани, изучал турецкий, арабский, персидский языки. В совершенстве освоил родной язык и тайно от других изучал русский. В 1855 году Каюм получил предложение занять должность преподавателя татарского языка в Казанском духовном училище. Желая ещё больше пополнить и усовершенствовать свои знания, он поступил в Казанский университет на правах вольнослушателя. Это было редким явлением среди татар того времени. К. Насыри занимается обучением татарских детей русской грамоте, посвящает всё своё время педагогической деятельности и литературе. Нельзя не отметить, что он прекрасно владел многими ремёслами : слесарничал, переплетал книги, делал зеркала, приготовлял крахмал, хорошо знал кулинарию. Но всё же излюбленным его занятием было столярное дело.
Плодотворно работая в области педагогики, он не оставался учителем – практиком, а был педагогом – мыслителем. Был сторонником школы Ушинского. Им написана «Книга о воспитании». Содержанием этого сочинения являются наставления, поучительные истории и притчи, каждое слово в них преследует одну цель – воспитание. Эти наставления не потеряли актуальности и поучительности и в наши дни.
6 вопрос: Петропавловский собор.
Ответ:
Петропавловский собор расположен на улице Мусы Джалиля, дом 21. Построен в 1722-26 гг на средства Михляева, в память о пребывании в его доме ПетраI и в знак благодарности за переданные ему казенные суконные мануфактуры. Стоит Петропавловский собор рядом с древними купеческими хоромами. 30 мая 1722 года, в день празднования в Казани 50-летия императора, Михляев дал официальное обещание воздвигнуть собор, желая перещеголять купца Строганова, оплатившего все расходы по организации торжества и угощения армии. Согласно преданию, сам Петр направил в Казань мастеров из Москвы, когда попытка местных строителей выполнить заказ Михляева оказалась неудачной. Петропавловский собор занимает почётное место в русском зодчестве как пример известного направления «Московское барокко». Собор и его колокольня, поставленные на холме, царили над городом. Своим празднично-торжественным видом и выразительным силуэтом они привлекательны и сейчас.
7 вопрос: что вы можете рассказать об истории театральной Казани?
Ответ:
старейший театр в Казани и в стране – Большой драматический театр им. Качалова. Расположен на улице Баумана, дом 48. Построен 1906-1910 годах. История театра связана с именами Качалова, Щепкина, Якушенко, Медведева, Стрепетовой. В 1928 году там выступал А. М. Горький. Имя Качалова театр носит с 1947 года.
Во второй половине XIX века построен театр юного зрителя. Расположен на улице Островского, дом 10/8. Это бывший восточный клуб, купеческое собрание. После революции там был открыт дом татарской культуры. ТЮЗ расположен в этом здании с 1940 года.
На площади Свободы красуется здание театра оперы и балета им. М. Джалиля. Он был открыт в 1939 году, новое здание в 1956. В архитектуре здания умело используются классические формы в сочетании с национальным татарским орнаментом растительного характера. Над фронтоном театра возвышаются статуи муз. С обеих сторон боков фасада имеются полукружия, в одном из них памятник Г. Тукаю, в другом - Пушкину.
Татарский Государственный театр им. Г. Камала располагался в здании, построенном в начале XX века по улице Горького, дом 13. Первое представление татарского театра состоялось 22 декабря1906 года. В 1920 году стал государственным театром. Там было провозглашено образование ТАССР. Во флигеле, расположенном во дворе театра, жил композитор Салих Сайдашев. В настоящее время в данном здании располагается татарский академический театр им. Тинчурина.
8 вопрос: что вы можете рассказать об улице Нариманова, на которой расположен наш детский сад?
Ответ: прежнее название улицы – Большая Мещанская. Входит в часть города «Старо-Татарская Слобода». Начинается улица Нариманова с привокзальной площади, где строится новый вокзальный комплекс.
. Здание пассажирского железнодорожного вокзала было построено в 1896 году. Здание имеет историческую и архитектурную ценность, по праву являются украшением и визитной карточкой нашего города.
. В начале улицы Нариманова находится старейший в городе хлебозавод №1, который отметил своё 100-летие. На пересечении с улицей Парижской Коммуны (бывшей Поперечно-Тихвинской) находится дом, в котором жил и скончался татарский просветитель и учёный Каюм Насыри (с 1871 по 1902 год). Дом одноэтажный, деревянный, с полуподвалом. Построен во второй половине XIX века, реконструирован в 1980-х годах.
В доме по адресу 28/19 находится построенная в 1810-1815 годах Голубая мечеть.
Это кирпичное двухэтажное здание построено с центральным расположением минарета. Архитектурное оформление в стиле классицизма просто и лаконично.
Архитектурным памятником на ул. Нариманова является дом «Мусина» № 56, в котором сейчас располагается городской кожно-венерологический диспансер. Построено в 1902 – 1904 г, представляет собой здание, несущее отпечаток татарских национальных традиций, как в планировке, так и во внешнем архитектурном оформлении.
В старину улица Нариманова была в основном улицей одноэтажной деревянной застройки.