Никулина Людмила Васильевна
Газета для родителей «Любимый ребёнок». Выпуск №1
▼ Скачать + Заказать документы
Выпуск №1- 2019 г.
Невозможно жить на свете,
Не отдав часок газете.
Ведь газета - знает каждый
Информатор очень важный.
Если о детсаде знать хотите-
Вы в газету загляните.
Уважаемые родители! У Вас в руках первый номер газеты для Вас «Любимый ребенок». Этот номер мы посвящаем вопросам развития речи детей 5-7 лет.
Сейчас уже никого не нужно убеждать в том, насколько важно развивать речь детей. Все мы понимаем. Что уровень культуры речи во многом определяет его личную и профессиональную судьбу.
Публикация «Газета для родителей „Любимый ребёнок“, Выпуск №1» размещена в разделах
Наша задача – помочь детям осмыслить их речевую практику, чтобы на этой основе пойти вперед во владении умением общаться. Наша система предполагает организацию активной речевой деятельности воспитанников. Дети постоянно применяют полученные знания, самостоятельно создавая определенные речевые высказывания.
Основная задача педагогов и родителей в том, чтобы заинтересовать ребенка главным средством человеческого общения, по возможности увлекательно рассказывать детям об удивительном мире родной речи, побуждая их делать самостоятельно небольшие открытия, стимулируя их потребность выражать свои мысли и чувства в слове. Это особенно важно, так как любые человеческие способности, в том числе и речевые, совершенствуются только в практической деятельности. Поэтому постарайтесь постоянно поддерживать в ребенке интерес к речи и всячески поощряйте его желание говорить самому. Отмечайте даже маленькие успехи на этом поприще. И, наоборот, не акцентируйте внимание на неудачах. Пусть речь ребенку несет ему только положительные эмоции.
Культура речевого поведения – проявление общей культуры человека. Выполнение речевых упражнений, решение языковых задач неизбежно и естественно предполагает не только воспитание культуры речи, но и активизацию мышления ребенка, развитие у него наблюдательности, внимания, памяти и, самое для нас главное, развитие природного языкового чутья.
В каких случаях вам нужно получить консультацию у логопеда?
1. Если в возрасте двух лет ваш малыш все еще не начал говорить.
2. Во время речи вы видите, как у ребенка между зубами высовывается кончик языка или раздуваются щеки, а речь при этом носит «хлюпающий» оттенок.
3. Когда ребенок говорит, его голос звучит с носовым оттенком, то есть ребенок «гнусавит».
4. Ваш ребенок заикается.
Не оттягивайте с визитом к логопеду. Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции.
Артикуляционная гимнастика – важный подготовительный этап в работе над постановкой звуков, поэтому развитию артикуляционной моторики следует уделить должное внимание. Комплекс упражнений поможет Вашему ребенку привести в порядок мышцы артикуляционного аппарата. Комплекс упражнений выполняется перед зеркалом 3-4 раза в день по 10-15 раз каждое упражнение. Обращаю Ваше внимание на то, что заниматься артикуляционной гимнастикой нужно на протяжении всего курса занятий с логопедом, и чем чаще, тем лучше. Занятия должны проходить в игровой форме. Не расстраивайтесь, если вдруг какое-то упражнение не получается, ведь для этого нужно время, терпение и желание, ежедневная тренировка, но главное – хорошее настроение!
Артикуляционная гимнастика в стихах. Игры с язычком.
«Улыбочка-хоботок»
«Улыбка» - Удержание губ в улыбке. Зубы не
видны.
«Хоботок» - Вытягивание сомкнутых губ вперёд.
Улыбайся народ,
Потом губы – вперёд!
И так делаем раз шесть.
Всё! Хвалю! Начало есть!
«Заборчик»
- Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены.
Губы растянуты в улыбке.
Подъезжает шофёр,
Ну, а впереди – забор.
Тормозит и назад.
И так восемь раз подряд.
«Часики»
- Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку.
Кончиком узкого языка попеременно тянуться
под счёт педагога к уголкам рта.
Маятник туда, сюда
Делает вот так: «Раз – два»
«Горка»
- Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние
зубки, спинку языка поднять вверх.
Санки привезли ребятки
Горка есть и – всё в порядке!
«Грибок»
- Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
На тонкой ножке вырос гриб,
Он не мал и не велик.
Присосался язычок!
Несколько секунд – молчок!
«Маляр»
- Рот открыт. Широким кончиком языка, как
кисточкой, ведём от верхних зубов до мягкого
нёба.
Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок.
Белит нёбо кисточка за мазком, мазок.
Сделано немало, кисточка устала.
Правильное речевое дыхание - один из важных компонентов в развитии речи ребенка дошкольного возраста. Оно влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.
Правильное дыхание важно для звучания речи. Поскольку речь осуществляется на выдохе, то от силы, направления, длительности воздушной струи зависит правильность произношения многих звуков, плавность речевого потока. Регулярные занятия дыхательными упражнениями способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет произносить длинные фразы и предложения. Не у многих детей сформирован сильный ротовой выдох. Послушайте, как дышит ваш ребенок, не затруднено ли у него носовое дыхание, не приходится ли ребенку держать рот открытым. Ведь для того, чтобы можно было легко произносить развернутую фразу, нужно владеть плавным и достаточно продолжительным выдохом через рот. При физиологическом дыхании вдох и выдох равны и чередуются непрерывно.
При формировании речевого дыхания необходимо подобрать для ребенка такие упражнения, которые способствовали бы развитию длительности и плавности выдоха.
Следует помнить: воздух набирается через нос, Вдыхать мягко и коротко, но при этом достаточно глубоко, выдыхать- длительно и плавно, следить за тем, чтобы, во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди, не поднимались плечи и не надувались щеки. На начальном этапе их можно придерживать ладонями. Чтобы не закружилась головка у ребенка, достаточно 3-5 повторений игрового упражнения на дыхание.
«Загнать мяч в ворота» Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в «ворота» между двумя кубиками. Загнать шарик следует на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. Следить, чтобы щеки не надувались.
«Сдуй снежинку» Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Широкий язык высунут. Кончик языка опущен. Боковые края языка прижаты к верхним зубам. На ладошку положить кусочек ватки сдуть.
«Фокус» Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.
Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе систематической работы по развитию фонематического восприятия, которое содержит в себе два компонента: фонематический слух- это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию, и элементарный звуковой анализ.
Фонематическое восприятие- первая ступень в овладении грамотой. Оно формируется в период от одного до 4-хлет.
Звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы сочетаний звуков, слогов, слов. Он относится ко второй ступени и формируется после четырех лет.
Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владение артикуляционным аппаратом, правильно строить предложение, - одна из основных задач при подготовке ребенка к школе.
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями чтения и письма).
Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, кропотливой работы по коррекции звуковой стороны речи и развитию фонематического слуха. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы научить ребенка правильно воспринимать и различать звуки речи. А помогут в этом специальные игры, в которые вы можете поиграть с ребенком дома. Помощь родителей, всех взрослых членов семьи в этой непростой работе необходима и чрезвычайно ценна.
Прежде всего будьте дружелюбны и уважительны к ребенку. Он должен чувствовать, что эти занятия – не скучная неизбежная повинность, а интересное, увлекательное дело, игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.
«МЫ – АРТИСТЫ»
Проговорите с ребенком скороговорку, чистоговорку или короткое стихотворение с закрепляемым звуком несколько раз разными интонациями (удивленно, весело, грустно).
Аист вез из магазина
На своей коляске груз:
Ананасы, апельсины,
Абрикосы и арбуз.
«УСЛЫШИШЬ ЗВУК – ХЛОПНИ В ЛАДОШИ»
Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытыми глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши.
«НАЗОВИ ПЕРВЫЙ ЗВУК»
Взрослый произносит слово с интонационным выделением первого звука и кидает мяч ребенку, а тот называет первый звук в слове и перебрасывает мяч взрослому (Аня, азбука, арбуз, Ира, индюк, изюм, Оля, осень, утка, улица).
«СМОТРИ, НЕ ОШИБИСЬ!»
Предложите ребенку придумать вместе с вами слова, которые начинаются на «ма». Ребенок предлагает: «машина, малина, маска, мама.»
«ВЕСЁЛОЕ НАЗВАНИЕ»
Взрослый четко произносит слова, услышав правильное слово, ребенок должен хлопнуть в ладоши и повторить его: например:
Паман, ваман, батан, банан.
Атьбом, аньдом, акольм, альбом.
Фитамин, вибамин, визамин, витамин.
Кетка, фетка, метка, клетка
«КАКОЙ ЗВУК ЕСТЬ ВО ВСЕХ СЛОВАХ?»
Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: утка, туфли, удочка, кенгуру - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
Для чего нужны пальчиковые игры?
Специалисты давно заметили, что движение рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действует на развитие детей – на развитие детской речи и мелкой моторики рук. Будет очень полезно и эффективно для ребенка, если проводить ежедневно по 2-3 минуты массаж кистей рук и пальцев. Игры с пальчиками создают благоприятный фон, развивают умение подражать взрослому, повышают речевую активность детей. Ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
При выполнении упражнений, с сопровождением их стихотворными строчками, речь становится более четкой, ритмичной, яркой, усиливается контроль над выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений, развивается воображение и фантазия ребенка.
Овладев упражнениями, он сможет «рассказать руками» целые истории. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, подвижность и гибкость, а это дальнейшем облегчит освоение навыков письма.
1. Пальчиковая гимнастика и массаж рук.
Сжимание и разжимание резиновой игрушки, катание в ладошках массажного мячика, грецкого ореха.
2. Рисунки из прищепок.
Многократное повторение движения сжимания и разжимания тренируют кончики пальцев рук. Оказывает тонизирующий массаж, желательно, чтобы ребёнок работал обеими руками.
3. Пластилиновые рисунки.
По листу картона равномерно распределять пластилин.
4. Счётные палочки или спички.
Выкладывание различных фигур, букв с помощью счётных палочек или спичек.
5. Рисунки на крупе.
На поднос тонким слоем насыпать манку, или другую крупу.
Предложить ребенку нарисовать пальчиком геометрические фигуры, предметы, буквы, цифры.
6. Бусы.
Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок. Нанизывать макароны на шнурок. Бусы можно покрасить аэрозольной краской из баллончика.
7. Золушка.
Эти игры хороши для развития осязания. Смешать разноцветную фасоль, горох и разбирать в отдельные ёмкости по цвету.
8. Шнуровки.
Вырезать из картона шаблон башмачка, отверстия проколоть дыроколом. Зашнуровывать его.
9. Пазлы.
Разрезать цветную картинку из цветного журнала и предложить ребёнку собрать её.
10. Чудесный мешочек.
В непрозрачный мешок положить знакомые ребёнку предметы (мячик, кубик, расчёску, карандаш, ложку и др.) Ребёнок на ощупь должен определить, что это.
11. Рваные рисунки.
У ребёнка ещё развивается творческое воображение и целостное восприятие. Порвать цветную бумагу на мелкие кусочки, затем наклеить их внутри контура предмета.
12. Игры с песком.
Здесь фантазия безгранична. Можно копать, пересыпать, закапывать, искать, строить (с водой, рисовать песком и на песке.
Помните!
Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь, играйте с ребенком ежедневно.
Гроза – это, как бы электричество
вниз спускается.
Корни – цветы растут на них,
дерево растёт на них.
Тротуар – огораживают, чтобы
люди и машины не заезжали на
свой участок.
Дима Д.
Корни – это штучки, которые
внизу цветочков.
Тротуар – это где любут ходить
люди и по близости нету машин.
Имам М.
Гроза – потому что тучи большие
идут. И мы их увидаем и гроза начинается.
Корни – когда они стоят в земле.
Тротуар – когда люди ходят на дороге.
Салим С.
Тротуар – где машины ездиют.
Скворечник – за собаками ухаживает.
Корни – кушают его.
Пылесос – который всё стирает,
короче мусор собирает.
Гроза – оно может молния ударить.
Ахмед А.
Гроза – тучи, которые выключают
свет и надо ставить свечи.
Корни – чтобы дерево росли большими,
их нельзя пилить.
Тротуар – там, где нужно ходить, чтобы
машина не задавила.
Паша Е.
* Язык мал, да всем телом владеет.
*Язык до Киева доведет.
* Когда ребенку исполняется 3 года, вся семья учится говорить.
* Слово жжет хуже огня.
*Дети всего внимательнее слушают тогда, когда говорят не с ними.
*Нет на земле гимна торжественнее, чем лепет детских уст.
*Если бы дети не задавали вопросов, они никогда не узнали бы, как мало знают родители.
*Говорить без усталости, ничего не сказав, - это всегда было высшим даром ораторов.
*Говорить путано умеет всякий, говорить ясно немногие.
* Красноречие - это еще не все: истина бывает настолько ясна, что ничто не может затмить ее.
Здоровья Вам, удачи в делах, любви близких,
надежных друзей!
От редакции:
Уважаемые родители! Мы с нетерпением будем ждать Ваших откликов, пожеланий и предложений, которые непременно учтем в следующем номере нашей газеты.
Редактор учитель – логопед МКДОУ «Детский сад №14»
Никулина Л. В