Лучший педагог года

Гендерное воспитание и его влияние на становление личности детей старшего дошкольного возраста.

Алла Николаевна Пушкина
Гендерное воспитание и его влияние на становление личности детей старшего дошкольного возраста.

В России полоролевое воспитание детей осуществлялось легко и естественно. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Поэтому вопрос «гендерное воспитание в дошкольном возрасте», показался нам интересен. Ребёнок рождается с определённым биологическим полом, а гендерную роль принимает в процессе общения с другими людьми.

Публикация «Гендерное воспитание и его влияние на становление личности детей старшего дошкольного возраста,» размещена в разделах

Период дошкольного детства - тот период, в процессе которого педагоги и родители должны помочь ребёнку раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему полом. Значение полоролевого воспитания в жизни ребёнка очень велико. Неслучайно, по утверждению исследователей этой проблемы, человечество никогда не позволяло себе забывать о подготовки мальчиков и девочек к взрослой жизни.

Актуальной задачей современной системы образования является воспитание поколения людей с адекватным восприятием смысла собственного и противоположного пола. Гендерные отношения являются одной из глобальных проблем XXI века. В ФГОС ДО (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г.) выделена образовательная область «социально-коммуникативное развитие». Одним из направлений социально-коммуникативного развития дошкольников является гендерное воспитание. Актуальность проблемы состоит в том, что современная педагогическая наука и практика зачастую относятся к полу как несущественной характеристике ребёнка, однако, почти все онтогенетические характеристики личности являются не просто возрастными, а половозрастными. К тому же самая первая категория, в которой дети осознают себя – половая принадлежность. Ввиду недостаточной теоретической и практической разработанности проблемы полоролевая социализация остаётся стихийным, плохо управляемым процессом. Проблема формирования полоролевого поведения у детей старшего дошкольного возраста обуславливается социальным заказом общества, а именно – формированием социально развитой личности, понимающей свою роль в жизни общества. Одной из проблем является то, что изменился традиционный стандарт мужественности и женственности. Если раньше распределение ролей и набор «мужских» и «женских» качеств были полярными, то сейчас всё большую роль играют взаимопонимание, взаимозависимость, взаимопомощь. Поэтому для того чтобы девочки и мальчики в будущем были счастливыми, у тех и других надо формировать множество «общих», свойственных обоим полам, нравственных качеств. Честность, трудолюбие, доброта, справедливость, решительность, культура проведения, несомненно должны быть присущи как женщинам, так и мужчинам. Но степень выраженности, интенсивность проявления одного набора качеств у мальчиков и девочек должны быть разными.

Социум даёт нам понять, что границы понимания мужского и женского поведения стираются. Глядя на детей подросткового возраста, мы можем сделать выводы о том, что в современном обществе все следят за модными тенденциями и идут в ногу со временем. Но мало кто обращает внимание на то, что почти перестали прослеживаться различия, например в одежде, родители закрывают глаза на то, как ребёнок общается с окружающими его людьми, на его манеры поведения, говор, походку. Поэтому следует сказать о необходимости становления с раннего дошкольного возраста понимания границ феминности и маскулинности в воспитании детей не только в условиях дошкольного образовательного учреждения, но и в условиях, когда он находится дома. Борьба за равноправие полов, активное участие женщин в трудовой, общественной и политической деятельности наложили отпечаток на социальные роли представителей обоего пола. Произошло их смещение. Изменился традиционный стандарт мужественности и женственности. Одним из направлений социально-коммуникативного развития дошкольников является гендерное воспитание. Пол человека формируется прижизненно под влиянием социального фактора. Гендерное воспитание - это относительно социально контролируемый процесс развития девочки и мальчика в ходе их гендерной социализации – воспитание основ гендерной культуры взаимоотношений, развитие способности к реализации гендерного репертуара и овладение умениями и навыками соответствующего поведения. Под половым поведением принято понимать поведение, свойственное представителю определённого пола при выполнении им различных социальных ролей. Для успешного развития детей необходимо чётко понимать, что воспитание должно проходить в правильно устроенной предметно – ориентированной развивающей среде (соответствующие игрушки, уголки, различные методические материалы, детская литература и т. д.). Старший дошкольный возраст, а именно 5-7 лет, является самым благоприятным периодом становления полоролевого поведения и усвоения гендерного репертуара. В данном возрасте у детей наблюдается положительная динамика в показателях, которые характеризуют уровень развития детей.

Биологический пол является врождённым признаком, а гендер формируется в процессе воспитания и образования человека. На процесс полоролевого воспитания влияет социум и ближайшее окружение ребёнка – семья. Процесс формирования полоролевого поведения, а так же формирование мужских и женских эталонов должен сопровождаться особым вниманием со стороны взрослых, в частности педагогов. Существуют различные формы работы с детьми. Например: чтение художественной литературы с элементами проявления маскулинных и феминных моделей поведения героями, сюжетно-ролевые игры, способствующие усвоению эталонами поведения мужчин и женщин в различных жизненных ситуациях, а так же этические беседы с целью развития моральных представлений о жизни мальчиков и девочек.

Работу с детьми рекомендуется осуществлять комплексно, используя все жизненные ситуации и специально подготовленные. Это могут быть:

Организованные занятия (групповые, индивидуальные, подгрупповые)

Этические беседы

Игры

Экскурсии

Самостоятельная работа детей

Решение моральных ситуаций

Для формирования представлений о мужественности и женственности широко используются устное народное творчество и художественная литература. При организации занятий мы учитываем психологические особенности мальчиков и девочек, поэтому мы строим учебно - воспитательную работу таким образом, чтобы у каждого была сфера деятельности, где ребёнок будет успешен. Познавательная деятельность направлена на обеспечение детей знаниями о представителях двух противоположных полов, профессиональной деятельности мужчин и женщин, семейно-бытовой и нравственно-этической культуре, обычаях и традициях народного воспитания. Часто взрослые порицают поведение мальчиков, когда они бегают, кричат, играют, но мы учитываем что мальчикам физиологически нужно больше пространства для игр, и поэтому мы не прерываем их игры, а лишь направляем в нужное русло. В дошкольном возрасте основным видом деятельности является игра, мы считаем, что именно в сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. Правильно организованная среда даёт ребёнку возможность примерить на себя роль и обязанности мужчины и женщины, а так же решение различных бытовых ситуаций в игровой деятельности посредствам игрушек. Именно в сюжетно-ролевой игре к концу дошкольного возраста, начинают отражаться человеческие взаимоотношения, нормы поведения, социальные контакты. А также психолого-педагогическое условие – установление обратной связи с родителями и согласование действий семьи и дошкольного учреждения. Все наши педагогические старания, не увенчаются успехом, если родители детей не будут служить образцом, соответствовать своей половой роли. Необходимо тесное сотрудничество с родителями. Необходим определённый запас знаний, которым воспитатель, работающими с детьми и родителями может поделиться. Передача знаний родителям предполагает определённую компетентность педагогов по вопросу гендерного воспитания детей.

Публикации по теме:

Развитие морально-нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста В нашей группе был реализован проект «Развитие морально - нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие.

Развитие творческой личности детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности Работа по самообразованию на тему: «Развитие творческой личности детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности».

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС ДОУ .

Консультация для родителей «Влияние народного промысла «Дымка» на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» Влияние народного промысла «Дымка» на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста (консультация для родителей) Эстетическое воспитание.

Консультация для родителей «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста» Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные.

Консультация для родителей «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» Получить в детстве начало эстетического воспитания – это значит, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения.

Музыкальное воспитание. Ладовое чувство и его развитие у детей дошкольного возраста Музыкальные звуки организованы в определенном ладу. Мажорный и минорный лады различаются по эмоциональной окраске. Иногда мажор связывают.

Обобщение педагогического опыта по теме «Влияние малых фольклорных форм на развитие и воспитание детей дошкольного возраста» В течении многих лет я работаю над проблемой «Влияние малых фольклорных форм на развитие и воспитание детей». Работу по использованию малых.

Отчет работы по самообразованию на 2017–2018 гг. «Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста» Что такое «гендер»(gender? По одним источникам- с английского «род», по другим – «презентация, представление». В гендерной психологии.

Влияние семьи на духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста Тема: Влияние семьи на духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста (слайд №1) «Конечная цель разумного воспитания детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Гендерное воспитание и его влияние на становление личности детей старшего дошкольного возраста.
Опубликовано: 25 ноября 2018 в 23:23
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД