Галина Лашманова
Гимнастика детского язычка
▼ Скачать + Заказать документы
Артикуляционная гимнастика обязательно должна проходить перед зеркалом. Ребенок должен видеть свои органы артикуляции и иметь возможность сравнивать движения с показанными взрослым. Причем, можно не говорить малышу, что это занятие. Зарядку можно делать после умывания и чистки зубов – в ванной есть зеркало, и всегда можно найти несколько минут на 3-4 упражнения. У детей с речевыми нарушениями следующие особенности физического развития:
- нарушение артикуляционных укладов, либо органов артикуляционного аппарата;
Публикация «Гимнастика детского язычка» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Темочки
- нарушение дыхания и голосообразования;
- нарушение общей и мелкой моторики;
- расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
- повышенная утомляемость;
- заметное отставание в показателях основных физических качеств (силы, скорости, ловкости);
- нарушение темпоритмической организации движений.
Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать
координировано. Есть упражнения артикуляционной гимнастики подразделяются на статические и динамические.
Статических упражнений - это выработка умения принимать и удерживать
артикуляторную позу «Лопатка», «Окошко», «Парус», «Грибок». Динамических упражнений - это выработка умения переключаться с одной позы на другую. «Маятник», «Качели», «Чистим зубки», «Улыбка – трубочка».
•Рекомендую идти от простого к сложному, и проводить гимнастику эмоционально, в игровой форме.
Упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, т. е. используется зрительный самоконтроль.
Взрослый говорит что нужно делать ребенку.
Каждому упражнению в соответствии с выполняемыми действиями дается название и подбирается картинка.
Использование картинок-образов существенно облегчает работу педагога. Увидев знакомую картинку, ребёнок может самостоятельно выполнять упражнение. Таким образом,регулярное выполнение гимнастики поможет :
Улучшить подвижность артикуляционных органов.
Укрепить мышечную систему языка, губ, щек.
Научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу.
Увеличить амплитуду движений.
Уменьшить спастичность (напряженность) артикуляционных органов.
Подготовить ребенка к правильному произношению звуков.
Дети очень любят играть, по этому нужно объединять отдельные упражнения в сюжет, в сказку, дети тем самом становятся участниками сказки, и звуки преображаются.
Считалка:
Раз – мы ротик открываем, будто кошечки зеваем.
Два – подуем в дудочки. Губки, словно трубочки.
Три – на губки посмотри. Улыбаемся на «три».
На четыре – ротик шире. Барабаним на «четыре».
Пять – откроем рот опять. Нужно губку облизать.
Шесть – почистим наше нёбо, нёбо чистым стало чтобы.
Семь – мы звонко будем цокать. Так стучит копытцем лошадь.
Восемь – к нам приходит осень. Вырос гриб на счёте «восемь»
Девять – сделай-ка гармошку, поиграй на ней немножко.
Десять – можно поболтать, поболтать и не устать.
Сказка «Язычок и Змейка»
Это артикуляционная игра — сказка, которая с удовольствием выполняется детьми. Весь комплекс
артикуляционных упражнений направлен на развитие речевого аппарата.
Жил-был язычок. (Высунуть язык.)
Решил язычок погулять, сел на коня и поскакал. (Пощелкать языком как лошадка и попрыгать.)
Скакал язычок, скакал и встретил змейку. (Высовывать острый язык и отодвигать обратно.)
— Давай играть вместе, — предложила змейка язычку.
И решили они покататься на качелях. Кач-кач-кач. (Арт. упр. «Качели».)
А потом они решили поиграть в песочнице. Взяли лопатки (арт. упр. «Лопатка») и стали копать
(поднимать кончик широкого языка и удерживать 2 секунды, повторять несколько раз.)
Поиграли в футбол. (Упираться острым языком то в одну щеку, то в другую.)
Посмотрели на часы. (Упражнение «Часики».)
Вкусное варенье
Забей гол язычком и тд.