Лучший педагог года

Гипотезы происхождения музыкального искусства

Анастасия Корчагина
Гипотезы происхождения музыкального искусства

Аннотация: В статье рассматриваются гипотезы происхождения музыкального искусства. Рассмотрены некоторые теории происхождения музыки. Описаны истоки формирования музыкального искусства.

Ключевые слова: музыкальное искусство, происхождение, теория, музыка, гипотезы.

Публикация «Гипотезы происхождения музыкального искусства» размещена в разделах

На протяжении тысячелетий люди находили различные способы самовыражения - от наскальных рисунков вплоть до нынешних сложнейших компьютерных программ. Искусство сопровождало человечество на всех этапах его развития и принимало всевозможные формы. И одной из них является музыка - вид творчества, зародившийся в древние времена, испытавший огромные перемены средств и видов, и по праву считающийся одним из наиболее любимых и значимых для человека.

Социологические исследования показывают, что в современной среде музыкальное искусство все больше выдвигается на передний план в структуре художественных предпочтений людей. Оно способно формировать психический и моральный облик личности, оказывать влияние на мировоззрение, ценностные ориентации и идеалы, развивать вкусы и творческий потенциал, без которых невозможно дальнейшее движение в обществе открытого типа.

Музыка не могла возникнуть сразу и из ничего. Она формировалась на протяжении длительного времени из таких форм человеческой коммуникации, которые не были музыкой, но формировали в себе некоторые её признаки и компоненты. То есть, это была уже музыка и вместе с тем не музыка. Музыка была моментом, аспектом трудового, обрядового, комплексного художественного акта. [2]

Согласно определенным сведениям, родиной музыки является Африка - материк, где, собственно, появились первые люди, занимающиеся музыкой. По мнению учёных, уже тогда их сопровождало некое подобие музыки в самых простых формах.

Истоки доисторической музыки – устные традиции. В дальнейшем устные музыкальные формы стали называть фольклором. Здесь же, возникли и первые музыкальные инструменты.

Музыкальная культура Египта - одна из самых древних в мире. Музыка сопровождала все религиозные обряды, массовые празднества и, таким образом, была тесно связана с танцем, пантомимой, драматическими произведениями, литературой. Постепенно произошло разделение музыки на культовую, придворную и народную. Музыке приписывалась магическая сила, и в соответствии с этим убеждением различные инструменты для ансамбля подбирались не по тембру их звучания, а по их мистическим свойствам. В этом случае, полагали египтяне, музыка сможет вылечить больного, вызвать дождь, победить врагов. [3]

После изучения музыки у разных народов, первейших истоков фольклора древнейших племён, было выдвинуто несколько научных гипотез, поясняющих происхождение музыки. Согласно версии одной из них, музыка как вид искусства возникла на основе танца, опирающегося на ритм. Подтверждают эту теорию культура Африки, Азии и Латинской Америки. Так, например, в африканской и латиноамериканской музыке ритм зачастую преобладает над мелодией, имеет ярко выраженный характер. В любом случае, без ритма музыки не бывает (она может быть даже без мелодии, но не без ритмической основы. [4]

По другой гипотезе господство также отдается ритму, лежавшему в основе возникновения музыки. Ритм участвовал в процессе интонирования (интонационный ритм) и помогал выделять наиболее значимые для напева тоны, размечал цезуры, способствовал формированию ладов. [5]

Заключительная же считается результатом трудовой деятельности человека в коллективе, во время согласованных физических действий в процессе совместного труда.

Эволюционная теория Ч. Дарвина, исходящая из естественного отбора и выживания, наиболее приспособленных организмов, давала возможность предполагать, что музыка появилась как элемент брачного соперничества самцов, по аналогии с пением птиц. Преимущество в сфере продолжения рода получал не только самый сильный, но и самый голосистый. То есть истоки музыки следует искать в звуко-интонационном конкурсе мужской части племени. [6]

Лингвистическая теория рассматривает происхождение музыки от интонационных составляющих речи. Одна мысль об истоках музыки в эмоциональной речи высказывалась Ж. -Ж. Руссо и Г. Спенсером: необходимость выразить торжество или скорбь приводила речь в состояние возбуждения, аффекта и речь начинала звучать; а позже, абстрагируясь, музыка речи была переложена на инструменты. Данная теория способна объяснить, почему протяжная восточная музыка так непохожа на ритмичную западную. Значимую роль в осмыслении музыкальных явлений представляла способность человека транспонировать один и тот же мотив, напев. При этом средствами для извлечения звучаний были как голос, так и музыкальный инструмент. [7]

Теория доречевого происхождения музыки говорит о том, что она возникла в попытках разработки еще не развившейся речи, состоящей из плавных звуковых переходов, подъемов и подвываний. (К. Штумпф, В. Гошовский) Первобытным людям нужно было привлечь внимание, предупредить об опасности, подать условный сигнал, что привело к выработке способности фиксации звука на одной высоте, определенным интервалам между тонами, выработке умения создавать более благозвучные сочетания, повторять короткие мотивы. Средством звучания был голос и подручный инструмент. Ритм помогал выделить значимые тоны, размечал цензуры, способствовал формированию ладов. [8]

Каковы бы ни были конкретные пути формирования музыки, ясно, что она возникала в рамках предшествующих ей целостных художественных образований. Тем самым определяется, что с самого начала своего бытования музыка существовала не просто в системе искусств, а в рамках единого нерасчлененного искусства, которое, в свою очередь, было включено в целостные жизненные комплексы и не выделялось из совокупного жизненного процесса.

Список литературы

1. Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет

2. Бычков, Ю. Н. Периодизация становления и развития музыкального искусства\\ Вопросы музыкознания. Теория. История. Методика. Вып. III.\ МГИМ им А. Г. Шнитке. Кафедра теории и истории музыки / Ю. Н. Бычков. - М., 2010. – С. 9-26.

3. Маркова А. Н. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов. -- 2-е изд., перераб. и доп. / А. Н. Маркова. - М. : ЮНИТИ, 2000. -- с. 45

4. Веллашек К. Примитивная музыка : изучение истоков и развития музыки, песен, музыкальных инструментов, танца и пантомимы у первобытных рас.

5. Харлап, М. Г. Народно-русская музыкальная система и проблема происхождения музыки. Ранние формы искусства / М. Г. Харлап. - М., 1972.

6. Дарвин, Ч. Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь / Ч. Дарвин. - Санкт-Петербург: Наука, 1991.

7. Статья «Опыт о происхождении языков, а также о мелодии и музыкальном подражании» Руссо Ж. -Ж. Избранные сочинения. М., 1981. Т. 1. С. 221–267.

8. Штумпф, К. Психология музыкальных восприятий / К. Штумпф. - т. 1—2, 1883—90

Публикации по теме:

Арт-терапия подростков с девиантным поведением средствами музыкального искусства в условиях сельской школы «Арт-терапия подростков с девиантным поведением средствами музыкального искусства в условиях сельской школы» Методическая разработка по.

День искусства в средней группеДень искусства в средней группе В дни зимних каникул в нашей группе проводятся тематические дни. Хочу предложить вашему вниманию день искусства. Утро. Дети находят в.

Конспект урока изобразительного искусства в 3 классе «Музей искусства» Технологическая карта урока изобразительного искусства Антинг Валентины Германовны. Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения:.

Консультация музыкального руководителя «Вопросы успешного взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей в ДОУ» «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации.

Принципы построения музыкального занятия и подбор музыкального репертуара Методическая разработка "Принципы построения музыкального занятия и подбор музыкального репертуара" ПЕРВЫЙ ПРИНЦИП – связь музыки с ведущими.

Открытый урок по технологии в 5 классе «Свойства волокон растительного происхождения» урок разработан в соответствии с ФГОС. Цель: формировать представление о текстильных волокнах растительного происхождения и их свойствах.

Подарок и краткая история его происхождения!Подарок и краткая история его происхождения! Хочу поделиться с вами радостью!Я давно и безумно хотела собаку!И хотела именно Шарпея, и именно мальчика шоколадного окраса!Вот такая можно.

Презентация к уроку искусства в 8 классе «Становление музыкальной культуры и музыкального образования в Кузбассе» Презентация к уроку искусство 8 класс «Становление музыкальной культуры и музыкального образования в Кузбассе» Учитель музыки и искусства.

Презентация «Театр как вид искусства» для дошкольников Театр – помощник в воспитании детей. Театр побуждает активность ребёнка, оказывает огромное эмоциональное влияние, способствует развитию.

Уроки изобразительного искусства в гимназииУроки изобразительного искусства в гимназии Мы проходим по длинной галерее нашей гимназии. По обеим сторонам перехода выставлены творческие работы учащихся, выполненные в различной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Гипотезы происхождения музыкального искусства
Опубликовано: 3 января 2020 в 13:25
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД