Елена Серкова
Гласные и согласные звуки и их характеристики. Обучение звуковому анализу слова
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей подготовительного этапа обучения чтению и письму и включает в себя: определение количества звуков в слове, фонетических свойств звуков (умение различать гласные и согласные, звонкие и глухие, твердый и мягкий) для определения положения звука в слове.
Уважаемые родители, помните:
Публикация «Гласные и согласные звуки и их характеристики, Обучение звуковому анализу слова» размещена в разделах
- Гласные звуки
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Согласные звуки
- Темочки
1. Звук – мы слышим и произносим.
2. Буквы мы пишем и читаем.
3. Звуки бывают гласными и согласными.
Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды. Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
Гласных звуков шесть : А У О И Э Ы
Гласных букв десять : А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука : Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.
Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом. Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком.
Звонкие звуки : Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.
Глухие звуки : К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,
Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.
Всегда твёрдые согласные : Ж, Ш, Ц.
Всегда мягкие согласные : Й, Ч, Щ.
Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие -зелёным.
Ребенку важно узнать, что такое звук слова, уметь различать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет легко овладеть навыком чтения.
Буквы являются графическим обозначением звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат читать по буквам, т. е. дети, видя букву, произносят ее название, а не звук : например, речь. Получается «кеотэ», а не «кот». Дети с трудом понимают правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создает дополнительные трудности в обучении детей чтению.
Для лучшего усвоения ребенком графического вида письма и профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуется выполнять следующие задания:
- "Как выглядит письмо?"
- В ряду букв обведите соответствующую букву.
- Выкладывание букв из счетных палочек, из веревки на бархатную бумагу, пластилиновые формочки и т. д.
- Обведите букву точками, заштрихуйте букву, дополните букву.