Эльмира Нигаматянова
Готовим будущего первоклассника
▼ Скачать + Заказать документы
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ "ГОТОВИМ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА"
РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ
В основе обучения лежит познавательный процесс. Известно, что вершиной познавательных процессов является мышление и речь. Речь - это форма мышления. Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно при помощи речи, устной и письменной, ребенку предстоит усвоить всю систему знаний.
Публикация «Готовим будущего первоклассника» размещена в разделах
У детей нередко наблюдается не резко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем значительно затрудняет овладение письмом. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и успеть их преодолеть до начала его обучения грамоте.
К сожалению, у многих родителей существует убеждение, что поступление в школу должно автоматически привести к развитию всех речевых функций.
Многие дети перед школой посещают детские образовательные учреждения. Но не следует забывать, что главными воспитателями являются родители. Если родители на каждом возрастном этапе развивают ребенка, то это в дальнейшем дает хороший результат.
В этой связи родителям очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника. В первую очередь следует обратить внимание на:
1. Правильность произношения звуков.
2. Умение различать звуки речи на слух.
3. Владение элементарными навыками звукового анализа слов.
4. Словарный запас и грамматический строй речи.
5. Связную речь.
1. Звукопроизношение. Приходя в школу, ребёнок должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи. Он не должен их пропускать, искажать, заменять другими, уметь дифференцировать звуки на слух и в произношении.
2. Умение различать звуки речи на слух. Четкое различие на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение определить каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые звуки кажутся ребенку одинаковыми, то он неизбежно будет затрудняться при выборе нужной буквы. В школе это может привести к ошибкам на письме.
3. Владение элементарными навыками звукового анализа слов. К 7 годам ребенок должен уметь выделять звук из начала, середины и конца слова; уметь называть последовательно звуки в слове; одновременно работать над определением количества и порядка слогов в словах, слов в предложении.
4. Словарный запас. К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас. В своей речи он должен активно использовать антонимы (грустный - весёлый, молодой - старый, высоко - низко, бежать - стоять, разговаривать - молчать и т. д., синонимы (например, пес, собака, ; лошадь, конь, скакун и т. д., слова – действия, слова – признаки.
5. Грамматический строй речи. К 7 годам ребёнок должен уметь понимать различные грамматические конструкции. Например, Папа прочёл газету после того, как позавтракал. (Что он сделал вначале) Охотник бежит за собакой. (Кто бежит впереди) и т. д. А также правильно образовывать слова и предложения. Например, варенье из сливы – сливовое, шапка из соломы – соломенная, у лисы – лисята, у льва – львята и т. д.
6. Связная речь. К 7 годам ребёнок должен уметь пересказывать небольшие по объёму незнакомые рассказы и сказки. При пересказе обращается внимание на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль, на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ, на лексику (полнота использования лексики, на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения, на плавность речи (отсутствие подсказок по ходу пересказа).
7. Речевая коммуникация. К 7 годам ребёнок должен быть достаточно активен в общении, уметь слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета.
Вывод - об уровне речевого развития детей, их готовности к школьному обучению делается на основе обследования всех сторон речи.
Так, к семилетнему возрасту у ребенка должен быть:
• завершен процесс звукообразования;
• полностью сформирован фонематический слух;
• достаточный для полноценного общения с окружающими уровень сформированности словаря и грамматического строя;
• умение логично и связно строить высказывания;
• речевая активность.
Перед тем как учить ребенка читать, необходимо научить его
звуковому анализу и синтезу.
Ребенок должен:
1. Уметь выделять звук из начала, середины, конца слова.
Примерные задания:
Какой звук ты слышишь в начале слова, в середине слова, в конце слова?
Последовательность работы над выделением звуков в слове
1. Гласные под ударением в начале слова (Аня, утка, осень и т. д.). 2. Выделение конечного гласного: сначала – под ударением, затем без ударения (шкафы, молоко, очки, котята, сани).
3. Последний согласный звук в словах (мак, моток, суп, и т. д.) 4. Выделение начального согласного в сочетании с гласным (вата, зубы, шуба и т. д.)
5. Выделение начального согласного звука со стечением согласных звуков (стол, шкаф и т. д.)
2. Уметь называть последовательно звуки в слове.
Примерные задания:
- Назови 1-й, 2-й звук в сочетании «гласный – гласный» (УА, АУ и т. д.)
- Назови 1-й, 2-й звук в сочетании «гласный – согласный» (ОХ, УХ, ОМ и т. д.)
- Назови 1-й, 2-й звук в сочетании «согласный – гласный» (КА, МУ и т. д.)
- Назови гласный звук в односложных словах (МАК, КОТ и т. д.)
- Назови по порядку звуки в словах типа: (СУП – КАША – ТАНК – КОШКА)
- Назови по порядку звуки в любых словах.
3. Одновременно работать над определением количества и порядка слогов в словах, слов в предложении.
Советы логопеда
1. Своевременно устраняйте недостаток речи ребенка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над малышом, самое лучшее – тактично поправить то или иное слово, если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, четко, не спеша».
2. При общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните.
3. Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами – все это тормозит речевое развитие.
4. Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?»
5. Не забывайте развивать мелкую моторику. Как бы это ни было медленно и утомительно для вас, пусть ребенок сам застегивает пуговицы, кнопки, завязывает шнурки.
В заключении хотим напомнить, что семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка. Семья является источником, который питает человека с рождения, дает ему первые навыки и умения.